Пятый сбор директоров МКШ

В конце апреля на семь дней собрались директора малокомплектных сельских школ на свой очередной, пятый по счету, интенсивный семинар. Это была очередная акция реализации образовательных задач участников проекта по построению неклассно-урочного обучения в МКШ. В первый день, 24 апреля, после установочного доклада было запущено самоуправление: «семинаристы» распределились по постоянным отрядам, где выяснили, что каждый хочет, за решение каких образовательных задач стоит взяться, оформили представления о собственной деятельности в течение всех дней. Потом создали управленческую команду (учительскую кооперацию), которая в соответствии с общим представлением определяла, что делать каждый день. В эту команду, кроме трех сотрудников лаборатории, вошли директора школ: Валентина Ильинична Богатова (Ивановская школа Ермаковского р-на), Галина Михайловна Юшкова (Щетинкинская школа Балахтинского р-на) и Василий Власович Чеберяк (Березовская школа Ачинского р-на).

Общее устройство дней со второго по пятый было примерно следующее: общий утренний сбор, где дежурный учитель (каждый день он был новым) объявлял режим работы, место и содержание деятельности в сводных отрядах; потом шел образовательный процесс в разных по типу сводных отрядах; затем рефлексия дня в постоянных отрядах (уточнение, конкретизация и коррекция индивидуальных образовательных и производственных задач), заседание совета командиров; после чего учительская кооперация планировала работу на следующий день.

Лекции М.А. Мкртчяна, встроенные в учебный процесс как одна из его частей, были посвящены вопросам составления индивидуальных образовательных программ, техникам и способам самоопределения, рефлексии и проектирования деятельности, сущности и конкретным проявлениям программной организации деятельности. Все они были пронизаны мыслью, что социальные явления и процессы имеют целевую обусловленность, а не причинно-следственную (т.е. не стоит ждать с моря погоды, а нужно прежде всего видеть других субъектов со своими «хотелками»). Участники семинара в один из завершающих дней понимали и восстанавливали лекции в динамических парах.

Находкой шестого дня стал выбранный управленческой командой способ проектирования каждым директором школы собственной деятельности на ближайший период по созданию неклассно-урочной системы обучения. Если на прежних организационно-деятельностных играх проектирование осуществлялось за счет групповой оргформы и как бы «средне-статистически», то теперь в парах сменного состава обсуждался портрет будущей ситуации в конкретной школе, определялись шаги директора, на каких субъектов и как влиять, чтобы получить желаемую ситуацию.

Семинар завершился рефлексией сбора. Вскоре выйдет сборник со стенограммами лекций, индивидуальными проектами, рефлексивными докладами и другими материалами.