Развитие исследовательских умений учащихся сельской школы

Развитие исследовательских умений учащихся сельской школы

Чернышева Светлана Николаевнаучитель истории, МХК, обществознанияСолонцовской средней общеобразовательной школы

Емельяновского района Красноярского края

Современное общество, вступившее в стадию постиндустриального развития, характеризуется в первую очередь, высокими темпами развития научно-технического прогресса. В этих условиях роль науки в процессе развития общества, техники и человечества в целом велика и неоспорима. В свете последних преобразований в России и для решения приоритетных задач этапа перехода страны к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, для преодоления опасности отставания от международных тенденций социального и экономического развития, необходимо повышение качества интеллектуального труда и, в связи с этим, повышение образовательного уровня человека, развитие его творческих возможностей, способностей, профессиональных качеств. Один из базовых психологических ресурсов личности — интеллект. Интеллектуальные возможности человека проявляются, во-первых, в том, как он воспринимает, понимает и объясняет происходящее и, во-вторых, в том, как и какие решения, он принимает в сложных ситуациях. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что: общеобразовательная школа — базовое звено образования, и ее модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Поэтому образовательный процесс в средней школе должен быть поставлен таким образом, чтобы выпускники могли ориентироваться в мире профессий, умели не только адаптироваться в быстроменяющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит владеть не только знаниями, но уметь применять их в процессе собственной самостоятельной научной, исследовательской и творческой деятельности.

В психолого-педагогической литературе необходимость развития исследовательских умений, интеллектуальных способностей и творчества учащихся рассматриваются в работах. Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Б.Ф.Ломова, Н.Н. Обозова, Ж. Пиаже, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.Д. Чечель, В.Д. Шадрикова ,Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, и других ученых.

Вместе с тем, на наш взгляд, проблема развития исследовательских умений учащихся сельской школы рассматривается в психолого-педагогической литературе недостаточно. Но именно сельская школа аккумулирует самые острые проблемы образования, которые ощущают государственные образовательные учреждения в условиях рыночных отношений. Кроме этого социально-экономический и образовательный статус родителей учащихся сельской школы в настоящее время, как правило, гораздо ниже, чем статус городского населения. Большинство сельских жителей все в большей мере волнуют проблемы бытового, экономического плана, чем образование и воспитание своих детей. Поэтому к учителям сельских общеобразовательных школ предъявляются особые требования как к носителям культуры. Таким образом, в сельском образовательном социуме сложилась ситуация, для которой характерно противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, сегодня всем очевидно: сельским детям необходимо образование приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной исследовательской и практической деятельности. Речь идет не только о практической направленности знаний, но и об организации на методологическом и технологическом и уровне самостоятельной, познавательной деятельности школьников. А с другой стороны, не секрет, что по уровню технического оснащения, владения новыми педагогическими технологиями, инноватикой, сельские школы отстают от городских, поэтому организовать процесс развития исследовательских умений в них достаточно сложно. Но работать в этом направлении нужно, поскольку решение школьных проблем во многом зависит от организации исследовательской деятельности.

Образование имеет достаточный потенциал для развития личности, обладающей способностями к различным видам когнитивной и творческой деятельности. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, а чтобы он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать. Поэтому, на наш взгляд, одним из результатов правильно организованного образовательного процесса должно явиться развитие способности учащихся к исследовательской, творческой деятельности. А для этого учащиеся должны овладеть соответствующими умениями.

Таким образом, важной задачей школы является — включение ребенка в исследовательскую деятельность, т.е. в процесс познания мира, своего «я» и себя в меняющемся мире. Основой включения в такую деятельность выступает развитие исследовательских умений учащихся.

Вопрос об умениях не нов в педагогической науке. Традиционно умения рассматриваются как результат овладения новым действием (или способом деятельности), основанным на каком-либо знании и использовании его в процессе решения определенных задач. Представители Санкт-Петербургской педагогической школы определяют умение как «знание в действии», т.е. как специфический ансамбль свойств личности, проявляющийся, а так же формирующийся в процессе выполнения определенным образом организованной деятельности и выделяют три блока умений: общелогические (интеллектуальные), общеучебные и творческие.

Л.М. Фридман в работе «Формирование у учащихся общеучебных умений» подчеркивает, что умения могут быть узкопредметными (специфическими для данного учебного предмета) или общеучебными.

Д.Г. Левитес, рассматривая вопрос о современных образовательных технологиях, выделяет следующие умения: организационно-практические (скоропись, беглое чтение и т.д.); интеллектуальные (выделять главное, сравнивать, анализировать и т.д.) исследовательские (формулировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезы, определять сферы и границы применения результатов исследования); коммуникативные (слушать и слышать другого, воспринимать другого, выстраивать систему доказательств и т.д.).

Практический характер носит работа В.А. Бухвалова «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества», в которой особое внимание он уделяет развитию межпредметных учебных умений и определяет примерный уровень их развития в каждом классе (с 1 по 9).

Проблема развития исследовательских умений учащихся рассматривается нами тесной связи с развитием исследовательских умений самого учителя. Особую актуальность эта проблема приобретает именно тогда, когда мы говорим о сельской школе, так как объективные возможности для самообразования и саморазвития, для исследовательской деятельности у учителей сельских школ ниже, чем у городских школ (отсутствие Интернет, недостаточное обеспечение компьютерами, слабая источниковая база, удаленность от культурных центров и ограниченность профессионального общения). Но есть желание работать творчески, проводить серьезные исследования и учить этому своих учеников.

Одной из таких сельских школ является наша – средняя общеобразовательная школа п. Солонцы, Красноярского края.

Для более успешного решения проблемы развития исследовательских умений учителей и учащихся в нашей школе создана педагогическая исследовательская лаборатория. Одна из первых задач, которую предстояло решить, состояла в определении того, являются ли исследовательские умения особыми, дополнительными умениями или их целесообразно рассматривать как высший уровень развития общеучебных умений. На заседании педагогической исследовательской лаборатории, проведенном в форме деловой игры с использованием метода синектики, было решено рассматривать исследовательские умения как более высокий, творческий уровень развития общеучебных умений. Были выделены следующие, на наш взгляд, наиболее важные, исследовательские умения: видеть противоречия, формулировать проблему, ставить цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу исследования, определять предмет и объект исследования, выбирать и использовать методы исследования, собирать и анализировать информацию, самостоятельно планировать деятельность по этапам, апробировать гипотезу, оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия; обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлексировать.

Так как продуктивная, в том числе исследовательская, деятельность отличается от репродуктивной тем, что ученик самостоятельно ищет решение нового для него задания, то без овладения исследовательскими умениями он не сможет успешно в нее включиться.

Следующий вопрос, на который педагогам нашей школы предстояло найти ответ – это вопрос о готовности ученика к развитию у него исследовательских умений, а, следовательно, и о возрасте – «Когда начинать?».

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет утверждать, что развитие любого нового умения требует, чтобы ребенок находился в состоянии готовности. Для того чтобы ребенок мог эффективно делать упражнения и задания, он должен достичь определенной степени развития и обладать рядом предварительных знаний и умений. Психологами доказано, что подростковый возраст характеризуется потенциальной возможностью осознанного и целенаправленного вхождения человека в культуру. Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития подростка является развитие мышления на уровне формальных операций. Данное мышление требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, т.е. оно потенциально готово к научному исследованию окружающего мира и себя в этом мире. Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека. Принципиальное отличие лишь в том, что у подростка меньше жизненного и интеллектуального опыта. По теории Ж. Пиаже к подростковому возрасту у ребенка при нормальном развитии сформировано формально-логическое мышление, которое является предпосылкой для развития рефлексии. Рефлексия необходима для формирования самосознания и развития исследовательских умений в ходе общего развития личности. Поэтому можно предположить, что освоение исследовательского познания действительности может стать одним из факторов развития личности и путей вхождения в пространство культуры.

В нашем понимании исследовательская деятельность — процесс совместной творческой деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие благодаря выполнению конкретно-функциональных обязанностей каждой из участвующих сторон.

Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской творческой позиции.

Педагогической аксиомой является утверждение, что усвоение одного и того же содержания происходит у людей по-разному. Дети различаются по темпу работы, по работоспособности, по скорости усвоения. Владение информацией о индивидуальных особенностях каждого учащегося помогает учителю запланировать и осуществить деятельность с детьми таким образом, чтобы помочь более эффективному развитию личностных возможностей каждого ребенка, поэтому еще одним важным направлением работы по развитию исследовательских умений учащихся является диагностика, осуществляемая как на начальном этапе для определения уровня готовности ученика к исследовательской деятельности, так и в процессе развития у него исследовательских умений.

Исходя из вышесказанного, нами были выделены основные этапы организации образовательного процесса, направленного на развитие у учащихся исследовательских умений: диагностика исходного уровня развития исследовательских умений у учащихся; разъяснение учителем важности и необходимости данного умения; инструктаж о его содержании и способах овладения им; установление связи с имеющимися у учащихся умениями; выполнение практических заданий; оперативный контроль за ходом развития умения; применение умения в различных новых, нестандартных ситуациях; закрепление сформированного умения, превращение его в навык и привычку самостоятельно применять его в повседневной практике.

Такой подход накладывает определенные дополнительные обязательства на учителя: он должен научиться выделять показатели развития исследовательских умений учеников, оценивать ход их изменений, вносить соответствующие коррективы в свое взаимодействие с конкретными учениками и вновь проводить диагностику итогов такой коррекции.

Таким образом, можно констатировать, что успешное развитие исследовательских умений может осуществляться только в сотрудничестве учителей и учащихся, в их совместной исследовательской деятельности. Организация такой работы предъявляет повышенные требования к учителю: во-первых, он должен в ней быть заинтересован; во-вторых, он должен иметь представления об исследовательской деятельности, ее этапах и методах исследования, владеть методологическими умениями. Созданная в школе педагогическая исследовательская лаборатория помогает учителям, заинтересованным в данной деятельности, освоить основы методологической культуры.

Являясь членом этой лаборатории с момента ее создания, я стремлюсь к тому, чтобы развивать через предмет «Мировая художественная культура» у моих учеников исследовательские умения, необходимые не только для освоения культурного наследия, но и для того, чтобы им самим стать культурными людьми. Поэтому на каждом уроке акцентируется внимание учащихся не только на знаниях, как конечном результате деятельности, а на обучении способам добычи знаний.

Начиная работу с учащимися в 5 классе, особое внимание уделяю развитию у них таких психических операций и интеллектуальных умений, которые нужны при изучении всех предметов школьного курса и являются, с одной стороны, общеучебными умениями, а с другой — выступают основой для развития исследовательских умений. Такие базовые психические операции как ощущение, восприятие и воображение являются необходимой основой развития исследовательских умений. Работая с учащимися подросткового возраста, в качестве ведущих интеллектуальных умений мы определили следующие:

  • понимание — интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
  • применение — использует конкретный материал в конкретных ситуациях и в новых условиях;
  • анализ — выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями;
  • синтез — использует знания из других областей для решения той или иной проблемы, предлагает план проведения эксперимента, пишет сочинения.

В соответствии с темой исследования были выделены три уровня сформированности этих умений у учащихся:

  • высокий уровень (ВУ) или уровень исследовательских умений;
  • средний уровень (СУ) — общеучебные интеллектуальные умения сформированы, но преимущественно на репродуктивном уровне, исследовательский уровень проявляется ситуативно;
  • низкий уровень (НУ) — общеучебные интеллектуальные умения сформированы недостаточно.

Результаты диагностического этапа опытно-экспериментальной работы приведены в таблице.

Сводная таблица
по результатам диагностического этапа опытно-экспериментальной работы (в %)

Из данных приведенных в таблице, видно, что отсутствует устойчивая динамика в развитии интеллектуальных общеучебных, а следовательно, и исследовательских умений учащихся подросткового возраста. Несколько благополучнее обстоит дело с таким умением, как «понимание», и явно «западающими» являются умения анализировать и синтезировать. Поэтому на втором этапе исследования — проектном (2000-2001 г.г.) — рождается гипотеза о том, что более эффективное развитие интеллектуальных общеучебных умений возможно: если у учащихся сформирована (или целенаправленно формируется) соответствующая мотивационная сфера; если методы и приемы педагогической деятельности учителя являются исследовательскими.

На данном этапе были выявлены основные противоречия, затрудняющие процесс формирования исследовательских умений у учащихся подростков. С нашей точки зрения это, во-первых, жесткая классно-урочная система обучения; во-вторых, ограниченные возможности в реализации индивидуального подхода к каждому ученику; предложенная Министерством образования программа курса «Мировая художественная культура», перегруженная фактическим материалом;

Для преодоления данных противоречий создается проект: «Формирование интереса у учащихся в развитии собственных творческих и мыслительных способностей, через освоение исследовательского метода обучения».

На мой взгляд, на формирование интереса у учащихся в развитии собственных творческих и мыслительных способностей благотворно может повлиять вовлечение их в исследовательскую деятельность, в процессе которой личность способна подчеркнуть свою неповторимость, оригинальность мышления. Исследование в школе немыслимо без актуализации познавательной деятельности учащихся и формирования отношений сотрудничества между учителями и учащимися. В условиях продуктивной работы, звенья процесса учения – восприятие, осмысление, запоминание, применение, анализ, синтез – взаимосвязаны и предыдущие этапы в работе стимулируют и создают базу для последующих.

Проведенная работа была направлена на решение практических педагогических задач:

  • понять особенности мыслительной деятельности учащихся;
  • выявить трудности в формировании интеллектуальных умений учащихся;
  • скорректировать программы в соответствии с целью развития исследовательских умений учащихся, особенностями класса и индивидуальными особенностями каждого ученика в отдельности;
  • использовать на уроке различные методы и приемы обучения с ориентацией на развитие исследовательских умений учащихся;
  • организовывать на уроке различные виды деятельности учащихся: воспризводящую, преобразующую, творческую, исследовательскую, с акцентом на последних;
  • Индивидуализировать психолого-педагогическую поддержку процесса развития исследовательских умений учащихся;
  • Выявить динамику и особенности личностного роста каждого ребенка.

В заключении, хочется сказать, что моя исследовательская деятельность продолжается. В настоящее время, я нахожусь на третьем – внедренческом этапе (2001-2002 г.г.). Во время, которого я стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, направленную на развитие у них исследовательских умений. На уроках и внеклассных занятиях учащиеся знакомятся с методологией исследования, выполняют творческие задания, участвуют в проектной деятельности, привлекаются к анализу своей деятельности и деятельности товарищей. Впереди у нас четвертый – обобщающий этап (2003-2004 г.г.). Проведенная работа и результаты промежуточных срезов дают основания прогнозировать положительную динамику в развитии исследовательских умений учащихся.

Список используемой литературы:

  1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М: Педагогический поиск, 2000-144 с.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Высшее образование в Европе – 2002, № 2. С.2 – 14.
  3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.-Москва-Воронеж,1998. — 288с.
  4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как спосб формирования мировоззрения. // Народное образование- 1999, №10- С. 158-160.
  5. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – С-П: Союз, 1997-95с.
  6. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений. Метод. рекомендации. – М:, 1995.- 30с.