Развитие успешной личности юношеского возраста

Развитие успешной личности юношеского возраста

Корнилов Иван Анатольевич
педагог-психолог сш. №108 г.Красноярска

«Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам» / Бернард Шоу /

Переустройство общества протекает болезненно и противоречиво. Меняются взгляды на понимание привычных процессов жизни и деятельности. Полностью понимая важность происходящих процессов, преподавательский состав старается как можно больше времени уделять воспитанию учащихся. Любой педагог заинтересован в том, чтобы его учащиеся и выпускники занимали достойное социальное положение, были успешными, гармонично развитыми личностями. Но для этого надо реально учитывать временные факторы, а также учебную и общественную нагрузку учащихся, поскольку в учебном процессе не всегда есть место для удовлетворения духовных и творческих потребностей учащихся. Одностороннее развитие личности приводит к ограниченности, а в некоторых случаях и к деградации индивида как полезного члена общества. Также ошибочно полагать, что распределение досуга учащихся приводит к развитию их духовно-творческого потенциала, поскольку для основной массы ребят происходит навязывание несвойственной им деятельности и ценностей.

Существует мнение, что нужно как можно больше времени уделять воспитанию учащихся, не забывая об обучении. На данный момент в образовании актуально: эстетическое воспитание; духовное развитие, как воспитанников, так и педагогического коллектива; воспитание средой; формирование творчески активной личности; практика личностно–ориентированного воспитания; патриотическое воспитание; нравственное воспитание. При проведении воспитательной работы с детьми необходимо: встать на позицию ценности каждого ученика; уделить максимальное внимание развитию личности отдельного ученика, раскрытие его духовного потенциала и творческих способностей. Основой для этого должны стать удовлетворение интересов, потребностей, прежде всего духовных и нравственных; рассматривать отдых ученика как организацию разнообразной общественно значимой досуговой деятельности, отличной от типовой учебной деятельности, используя, прежде всего загородного пребывания, как возможность общение с природой; обеспечить ученика сменой деятельности, переключением учебной деятельности на общественно значимый досуг, развитие и отдых.

В работе с учениками следует отказаться: от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, которые не ориентированы на личность каждого ученика; от авторитарных традиций принуждения, игнорирования прав и свобод ребёнка; от готовых форм работы, которые исключают творчество ученика и импровизацию; от отживших, не интересных ученикам формальных видов и форм деятельности; от искусственного сужения территориального пространства жизнедеятельности ученика (превалирование дел на территории учебного заведения). Современной педагогикой и психологией доказано, что центральным звеном изучения и формирования личности являются отношения с окружающим миром. Они закрепляются в чертах характера, в тех свойствах личности, которые мы воспитываем. Таким образом, действительный смысл воспитания состоит в создании таких жизненных ситуаций, включение воспитанников в такую систему отношений, в которых проявляются лучшие свойства личности. Одной из основных воспитательных проблем, которой должны заниматься педагоги, это развитие успешной личности уверенно решающей жизненные проблемы.

А что есть успех? Как здравомыслящие люди, мы вынуждены признать, что от количества денег в кармане, зависят наши возможности и ощущения себя как личности. И как не твердят людям о том, что счастье – состояние субъективное и относительное, но большинство считает, что оно может посетить лишь более богатых и обустроенных. Тогда в качестве примера успешного человека можно привести самого богатого человека в мире. Билл Гейтс, владелец и организатор «Microsoft». Обычно он ест на рабочем месте или в бистро. Он никогда не ел дома, потому, что не хотел тратить время на приготовление пищи. Он до сих пор не женат. Самое заветное его желание, жениться и завести несколько детей. Отдых для Билла Гейтса – это почитать свежую экономическую прессу, во время просмотра выпуска новостей или посмотреть сводку новостей о конкурентах во время ланча.

Спросите себя: «Нужно ли вам такое «счастье»? Дело в том, что мы как всегда переходим из одной крайности в другую. Только гармоничное развитие всех граней и способностей человека может заставить его сверкать как алмаз. Каждый человек хочет быть успешным и счастливым, но что для этого надо? А надо совсем немного – научиться выполнять свои желания, стать волшебником, который не живет под гнетом обстоятельств, а сам создает нужные ему обстоятельства.

Борис Бурда ответил на вопрос «Что, на Ваш взгляд, есть успешная личность?» так: «Мир дает человеку три радости: друга, любовь и работу (Стругацкие). У кого с этим все в порядке — тот успешная личность». Таким образом, успешная личность – это человек уверенно решающий свои жизненные проблемы, сам создающий нужные ему обстоятельства, гармонично развивающийся во многих направлениях. Что необходимо для целенаправленного развития успешной личности? Основной параметр, характеризующий успешную личность — это группа качеств, связанная, с нравственностью и мировоззрением. Исследование и анализ поведения юношей в краевом учебно-оздоровительном центре, в профессиональном лицее № 52, в СибГТУ и школе №108 показали, что ребята не осознают свою причастность к окружающему миру. Это происходит из-за не развитости таких личностных качеств как:

Ответственность — осознание индивидом (коллективом) причастности к происходящему в его жизни при здоровой самооценке /Определение автора/.

«Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет» Дени Дидро;

Действенность – способность реализовывать свои мысли и идеи через воплощение в действительность /Определение автора/.

«Недостаточно получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо доделать» /Гете Иоган Вольфганг/;

Управление эмоциями — самооценка и изменение эмоциональной сферы, перевод эмоциогенных реакций от произвольных к направленным. /Определение автора/.

Становление успешной личности, уверенно решающей жизненные проблемы происходит через развитие данных качеств.

Справедливо будет замечено для всех перечисленных личностных качествах присуще мыслительная деятельность. Именно мысли, которыми живет человек, мысли которые постоянно появляются и исчезают, гениальные и не очень образуют мышление как активный процесс отражения объективной реальности, состоящий во всестороннем познании субъектом взаимосвязей предметов и явлений. Важно понимать, что мышление без результата, является актом мысленной демагогии и не более. Главной составляющей акта мышления является действие. В то же время, в любой системе философии или методологии мышление признано само как акт действия, что не может быть истиной. Если рассматривать мышление – как процесс познания окружающего мира и себя через интерпретацию неизвестных фактов, с помощью набора известных параметров, становится, очевидно, что мышление само по себе не может быть целостной и полной системой. Необходимой частью данной системы становится деятельность.

В системе моей работы использую принцип психолого-педагогического «сопровождения» учащихся, для повышения эффективности учебной, воспитательной работы. Развития успешной личности юношеского возраста проводится в четыре этапа:

  • Формирование благоприятного психологического климата в группе, доверительных отношений;
  • Развитие ответственности;
  • Развитие действенности;
  • Развитие управления эмоциями.

При проведении воспитательной работы с детьми необходимо: осознать ценности каждого ученика; уделить максимальное внимание развитию личности отдельного ученика, раскрытие его духовного потенциала и творческих способностей. Современной педагогикой и психологией доказано, что центральным звеном изучения и формирования личности являются отношения с окружающим миром. Они закрепляются в чертах характера, в тех свойствах личности, которые мы воспитываем. Таким образом, действительный смысл воспитания состоит в создании таких жизненных ситуаций, включение воспитанников в такую систему отношений, в которых проявляются лучшие свойства личности. Что и обеспечивает основной параметр оценки, характеризующий уровень успешности личности.

Изложенная выше концепция была экспериментально проверена на базе Краевого учебно-оздоровительного центра в поселке Замятине, а также на базе профессионального лицея №52, СибГТУ и школы №108. Появилась явная заинтересованность ребят данным видом деятельности. Был образован творческий клуб под названием «Палата ума» который ребята посещали ежедневно без принуждения. Было отмечено изменение поведения ребят в сторону снижения агрессии, предотвращены многие случаи употребления наркотических средств и алкоголя проявился интерес к учебе. Изменилось мировоззрение учащихся, отношение к учебе, повысился интерес к занятиям, проявилась способность к нестандартному мышлению. Проведенная диагностика (первоначальная и заключительная) показала положительную динамику в характере, поведении и отношении к обществу. Что и обеспечивает основной параметр оценки, характеризующий уровень успешности личности.