Реальность и перспективы деятельности ИПК

Перед институтом стоит непростая задача, и она определяется тем, что идет серьезное изменение в нашем обществе. Оно идет по пути гражданского становления, открытости. Мы видим, как шагает наука, и какую роль играет знание в процессе производства, в том числе и профессиональное знание. Мы видим и знаем, какие тенденции происходят в сфере мирового образования:

  • доступность, всеобщность образования;
  • его открытость;
  • его непрерывность.

Если мы возьмем цифры недалекого нашего прошлого, то специалист в Советском Союзе мог получить специальность и, в среднем, 30 лет мог быть спокоен, не меняя своей специализации. Сейчас в мире трижды за 10 лет происходит смена специализации. И это говорит о том, что идет непрерывный процесс образования, непрерывный процесс смены того, что мы умели делать вчера и что мы должны уметь делать сегодня. Это все обязывает нас, педагогов, быть адекватными времени; осознавать, что время требует от нас организации непрерывности образования и собственного непрерывного образования.

Педагоги прошлых лет и нынешних, безусловно, очень много сделали, чтобы в максимальной степени быть полезными школе. Я думаю, что, и работники системы повышения квалификации тоже стремились и стремятся к этому. Чтобы лучше обозначить сегодняшнее состояние института и посмотреть его перспективы, необходимо, с одной стороны, оглянуться назад и посмотреть в будущее — с другой, чтобы четче увидеть лицо настоящего.

Если говорить о прошлом, то институт наш с 1938 года по 1991 год назывался Институтом усовершенствования учителей.

Это учреждение все годы было очень престижным, и во все времена там работали лучшие представители педагогической общественности. Было время, когда методист, как основная, ключевая фигура этого учреждения выполнял очень непростую роль — он был посредником между той политикой, которая определялась правительством и партией, и учителем. И он должен был четко следовать этому, безусловно, проявляя свое мастерство и творчество. И в те же годы шла очень серьезная работа, и много говорили об изменении содержания образования, но, фактически, изменение содержания было очень небольшим. Основное усилие в то время и педагога и методиста направлялось на то, чтобы уметь отобрать материал, найти нужные методы работы. Очень важно было найти образцы опыта, обобщить его и потом распространять. Но речь об изменении самой образовательной практики — она если и шла, то фактически осуществлялась очень медленно. Поэтому и структура института была очень однообразна: это учебно-методические кабинеты, заведующий кабинетом и методисты в нем как основная, ключевая фигура. Поэтому, говоря о модели института, укажем на то, что ИУУ было учреждением функционирующего плана, обеспечивая функционирование образовательной системы. Т.е. учреждение было тем средством, которое выполняло функцию информирования, инструктирования, ориентирования на определенную идеологию. И все же героическими усилиями педагогов наша школа двигалась к переменам.

Чего нам не хватало? Вспоминается съезд учителей страны. Это был 1988 год, когда собрались лучшие представители учительства и били набат: «Надо менять школу, надо менять детский сад!». А в выступлении Ролана Быкова прозвучала оценка, что «детский сад — это камера хранения». И в самом деле, в системе образования было много такого, что нужно было изменять по сути. Тогда было принято много документов, которые сейчас мы видим в их реализации. Чтобы взглянуть на институт как на учреждение повышения квалификации в будущем, надо отчетливо сознавать, что, прежде всего, внутри самого института, коллектива должно быть твердое, четкое понимание того, что, если мы хотим что-то изменить, то должны изменяться сами. Предстоит самим совершенствовать себя, потому что никто кроме нас самих этого не сделает. Поэтому должна становиться саморазвивающаяся организация, достаточно гибкая и мобильная. Тогда мы сможем выполнить те задачи, которые поставила перед нами жизнь, предложить то, чего ждут от нас учитель и ученик. Но для этого, безусловно, мне, как руководителю, нам, как администрации, нам, как коллективу, надо найти механизмы управления, чтобы это саморазвитие действительно стало приоритетом нашей совместной деятельности.

Второе, нам надо найти мотивационные стимулы, надо искать и поддерживать людей с мотивационным устремлением к этой форме жизнедеятельности. И если теперь рассмотреть коллектив как живой организм, то этому коллективу надо создавать вокруг себя образовательную среду с учетом того, что у нас много педагогов, которые, по большому счету, действительно желают изменяться. Это и целые коллективы школ, и отдельные педагоги. В крае много таких коллективов, которые действительно движутся, изменяются сами и изменяют содержание образования. Поэтому формирование нового содержания образования, вовлечение коллективов в эту орбиту, расширение этой орбиты и есть та образовательная среда, которая позволит нам двигаться совместно с учителем, улучшать качество образования, изменять содержательно деятельность, отвечать духу времени.

Наличие функций, которые присуще сейчас ИПК, задает разнообразную структуру нашему учреждению: это и кафедры, и кабинеты, и центры, и лаборатории. Наша задача сейчас сделать так, чтобы наше учреждение не просто было средством, а, по большому счету, ресурсным Центром, образовательным пространством для непрерывного профессионального развития, в котором формируется новое содержания, новые образовательные потребности и иное качество образовательного процесса. Думается, что если бы мы в значительной степени приблизились к этой модели, мы бы во многом отвечали духу времени. Говоря о нашем нынешнем состоянии, главным в нем является опора на лучшие традиции института и если их отбросить, то зачеркнуть какую-то историю.

Сломать — просто, построить новое — сложнее. Он выполнял и выполняет свою роль, этот ИУУ, потому что здесь совершенствовались все профессиональные характеристики, которые необходимы учителю. Это подтверждает сегодняшний состав педагогических кадров. Поэтому, взять оттуда лучшее — наша задача. Но остановка на этом пути обернется невозможностью дальнейшего развития, формирования нового содержания образования. Необходимо обращение к тому новому, что появляется: поисковому, исследовательскому режиму, к инновационной и проектной деятельности. Всем этим мы живем: создаем, обрастаем, расширяемся. И вот тогда, когда мы сумеем в значительной степени сблизить одно с другим, тогда мы действительно станем тем учреждением, которое должно соответствовать духу времени.

Для того чтобы еще и зрительно представить то, о чем было сказано выше, я предлагаю следующую схему:

Увеличить — 624×592; 27,8 кб

  • Слева — годы, когда мы были ИУУ и его идеальная модель. Учреждение функционировало, методист выступал посредником между политикой и педагогом и сильных отклонений от этого не имел. Институт был определенным средством для реализации той образовательной политики, которая проводилась. Роль он свою выполнил. Здесь работали и работают лучшие представители педагогов края.

  • Справа представлено будущее. Самоорганизующееся, саморазвивающееся учреждение, которое решает свои вопросы повышения методологического, общекультурного, проектного, технологического уровней. Подобное учреждение может развиваться только в деятельности. Поэтому оно — среда развития, для которой характерны:

    • инновационная деятельность,
    • исследовательская,
    • поисковая и т.д.

ИПК теперь — мощный ресурс, который действует на всю эту систему.

Если слева то, что было, справа то, что должно стать, то наше сегодняшнее состояние заполняет промежуточное (заштрихованное) пространство. Пока мы, в большей степени, слева, но и в область будущего вошли тоже. На этом пути много проблем, но при поддержке Управления образования, при желании нас самих, работающих в этой системе, я думаю, что мы сумеем преодолеть многие трудности и двигаться в заданном направлении.

Мы не одни. С нами работают очень мощные образовательные структуры нашего края.

  • Это, прежде всего, КГПУ. Мы дружны с этим коллективом. У нас работают десятки преподавателей и профессоров этого коллектива.

  • Более десяти лет, с открытия там психолого-педагогического факультета, мы сотрудничаем с государственным университетом, коллектив которого оказывает нам большую поддержку.

  • Педагогические колледжи №1, №2 стали большими нашими помощниками.

  • Это те четыре филиала, которые были открыты.

  • Это наши великолепные спутники Зеленогорск и Железногорск. Это наши сельские районы, это все то окружение, которое действительно с нами, озабочено этим, помогает нам. И я думаю, что в нашей совместной деятельности будут разрешаться наши проблемы.

В декабре мы соберемся на недельный семинар, будем основательно думать, как нам взаимодействовать и управлять, двигаться в непростом лабиринте времени.

Я хочу поздравить всех нас, потому что мы все в это среде и занимаемся этими изменениями. Я хочу поздравить свой коллектив с Юбилеем, который сегодня мы празднуем. Я хочу пожелать всем здоровья, успехов в совместной нашей работе на благо тех интересных, живых, смышленых и многого ждущих от нас ребятишек.