Региональный проект РСК Красноярского края для участия во второй фазе Мегапроекта

Тема: Создание и реализация модели государственно-общественного управления в региональной системе образования, ее распространение средствами переподготовки и повышения квалификации.

Сокращения и пояснения: • ГО — государственно-общественное. • ППК ПК — переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. • СМИ — средства массовой информации. • ГУО — Главное управление образования администрации Красноярского края. • РСК — региональная стратегическая команда.

• Сетевой университет (СУ) — Сетевой университет управления образованием.

1. Введение

Одна из основных особенностей современного образования состоит в том, что усиливается разрыв между становящимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Конкретизация целей, подходов к реализации нового качества образования невозможны без организации диалога образования и общества.

В этом контексте выбор темы регионального проекта обусловлен анализом ключевых параметров краевой системы образования, который показывает, что:

  1. Инвестиционный характер экономики края предполагает, что между образованием и экономикой, образованием и социально-культурной жизнью края должен быть найден своеобразный посредник. Такой посредник может появиться лишь при активном участии общественности в решении проблем образования и при переориентации образования на решение социокультурных проблем региона.

  2. Создание адекватного проблематике образования нормативно-правового обеспечения нуждается в организации процессов привлечения общественности к вопросам правового регулирования образования. Необходимым становится налаживание договорных отношений между образованием и обществом.

  3. Позитивные заделы в деле привлечения общественности к вопросам образования имеют ситуативный характер, отсутствует систематическая работа по выстраиванию диалога с общественностью, ее вовлечению в процесс конкретизации целей образования. Во многом эта проблема не решается из-за слабой подготовленности структур переподготовки и повышения квалификации к такой работе.

  4. Создание модели государственно-общественного управления зависит от увеличения финансового обеспечения в части переподготовки и повышения квалификации работников системы образования края, непедагогической общественности. Одно из условий увеличения финансового и материально-технического потенциала деятельности образовательных учреждений — прозрачность финансирования, возможность влияния педагогической и непедагогической общественности на решение управленческих вопросов.

  5. Уровень развития образовательных инициатив в Красноярском крае показывает продуктивность комплексного взаимодействия ученых, управленцев, практиков образования по решению образовательных проблем. Выстраивание диалога образования и общества — дальнейшая перспектива как для развития образовательных инициатив в регионе, так и для решения проблем образования, имеющих значимость для всей социально-экономической сферы края.

  6. Складывающиеся традиции взаимодействия образования и общества имеют потенциал дальнейшего развития. Обеспечение разворачивания этого потенциала нуждается в создании и отработке организационных форм совместности образования и общества.

  7. Региональная система образования нуждается в создании практики государственно-общественного управления, позволяющей обеспечить эффективность функционирования образовательных учреждений, их финансовую самостоятельность, заинтересованность общественности в решении проблем образования.

Таким образом, стратегическими приоритетами региональной системы образования являются:

  • Обеспечение потребностей инновационного характера экономики края;

  • Эффективная система нормативно-правового обеспечения в образовании;

  • Поиск и апробация механизмов освоения опыта государственно-общественного управления

  • Создание открытой системы финансового распределения;

  • Развитие и распространение образовательных инициатив;

  • Организация диалога образования и общества;

  • Государственно-общественный характер системы управления образованием в крае.

В силу значительной географической протяженности края (более 3000 км. с севера на юг), большого числа сельских территорий (70%), основная масса участников системы управления образованием не имеет возможности освоить позитивные заделы в области государственно-общественного управления, выработать свой, специфический способ его осуществления.

Все это позволяет так сформулировать ключевую проблему проекта:

Отсутствие действенного системного способа выращивания государственно-общественного управления образованием в крае.

2. Стратегический план

2.1. Общая стратегическая цель проекта

При выборе общей стратегической цели проекта мы руководствовались приоритетами ИОО, касающимися «развития социального партнерства, создания системы сотрудничества в области образования, разработки стратегических программ развития образования, содействия становлению открытого — плюралистического, демократического общества».

Для нас были значимы такие стратегические задачи реформирования образования России (Программа модернизации образования):

  • «Создание»:

    • системы попечительских советов (образовательных организаций, муниципалитетов и т.п.), что призвано усилить внимание, прежде всего местного сообщества, к проблемам развития и нуждам образования, обеспечить приток в образовательные организации дополнительных ресурсов — финансовых, материальных, кадровых, их эффективное использование и общественный контроль за деятельностью администраций;

    • фондов поддержки образования (образовательных организаций), аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы;

    • системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии на федеральном и региональном уровнях;

    • условий развития негосударственного сектора в образовании;

    • условий, прежде всего налоговых, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования.

    Рост общественной востребованности образования.

    Реализация модели открытого образования в общеобразовательном процессе.

Поэтому, общая стратегическая цель проекта сформулирована следующим образом: Осуществить вклад в становление социального партнерства для развития образования в крае.

2.2. Конкретная цель проекта:

В крае завершается разработка «Основной Программы общего образования Красноярского края до 2006 года».

Предстоит процедура прохождения ее через Законодательное Собрание края.

В проекте Программы сказано:

«Комплексным, системным и перспективным является движение общего образования, направленное на развитие общественной составляющей в управлении. Становление «общественного» проявляется в развитии коллективных форм управления внутри отрасли и расширения участия краевого и местных сообществ (прежде всего — родителей) в организации и управлении делами общего образования. В крае появились ростки государственно-общественных, общественно-государственных, общественных практик управления. Поддержка их становления и расширения многообразия является принципиальной стратегической задачей предстоящего периода».

Исходя из этого, определяется значимость конкретной цели регионального проекта:

Создать сетевой университет как способ выращивания государственно-общественного управления образованием в крае.