РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
20. 03. 97, № 9
г. Красноярск
Об утверждении Положения краевых инновационных комплексах в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования Красноярского края
В целях управления развитием практики краевого образования, связанное с инновационными процессами как комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств новой педагогической традиции, Управлению народного образования необходимо:
- иметь представление о том, что должна давать данная педагогическая традиция;
- понимать на основании каких критериев должна оцениваться деятельность, специалистов, несущих данную традицию;
- контролировать ситуацию, где идет процесс становления новой практики образования как комплекс процессов поиска, разработки, апробации и тиражирования;
- оказывать помощь новой нарождающейся педагогической традиции.
В связи с вышеизложенным коллегия решила:
- Утвердить положение о краевых инновационных комплексах в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования Красноярского края.
- Начать подготовительные работы, направленные на реализацию идеи краевых инновационных комплексов.
- Организационно-управленческую ответственность возложить на главного специалиста по инновационной политике Реморенко И. М.
Председатель коллегии Ярулов А. А.
Секретарь коллегии Литвинович Г. П.
РЕШЕНИЕ
коллегии Управления образования администрации края
11.04.95, № 5
г. Красноярск
Об оформлении краевого инновационного комплекса ЦРО
В городе Красноярске оформился своеобразный исследовательский коллектив, состоящий из ученых, методистов и учителей общеобразовательных школ, который ведет поисково-разработческие и практико-внедренческие работы, направленные на организацию обучения В школах на основе коллективных учебных занятий.
Базовой площадкой педагогической деятельности коллектива является СШ 141 г. Красноярска, где в качестве ведущих разворачиваются процессы поисково-разработческого характера.
В поле деятельности коллектива включены также СШ 144 г. Красноярска, Шилинская СШ Сухобузимского района, Ермолаевская СШ Березовского района, где внедряются и апробируются разработанные новшества. Б этих школах исследуются способы и формы распространения апробированных новшеств.
В настоящий момент начаты работы по распространению результатов поисково-разработческой деятельности коллектива в двадцати школах края.
Представляется целесообразным на основе объединения указанных площадок оформить целостный краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий.
Становление и развитие комплекса документально представлено о прилагаемом проекте (приложение 1).
На текущий момент усилиями инициативной группы уже осуществлена определенная работа:
- выделены школы (приложение 1);
- с 13 по 18 марта в г.Красноярске состоялся учебно-разработческий семинар руководителей экспериментальных площадок по организации обучения на основе коллективных учебных занятий (приложение 2);
- на семинаре разработан конкретный план годовой работы комплекса и началась поэтапная реализация плана;
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
Учитывая инициативу группы теоретиков-исследователей, разработчиков, руководителей школ и учителей-практиков края, на основе имеющегося задела работ — оформить краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий;
Организационно-управленческую ответственность возложить на краевой Центр развития образования;
Начальникам территориальных органов управления образования поддержать в своих территориях площадки, обозначенные в структуре комплекса, в статусе одного из приоритетных направлений изменения практики краевого образования;
Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя начальника Управления Г.М.Вебер.
Председатель коллегии С.П.Аверин
Секретарь коллегии Г.П.Литвинович
ПРИЛОЖЕНИЕ I
- Наименование проекта —
Проект образования краевого экспериментального комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий. - Руководство работами осуществляет лаборатория методологии управления Центра развития образования.
- Научный руководитель проекта — Мкртчян М.А. зав. лабораторией методологии управления ЦРО. к.ф.-м.н.. доцент, р.т.: 27-16-80
- Исполнители проекта:
В Красноярске:- Красноярский краевой центр развития образования
- с/ш N 144. Советский РОНО
- с/ш N 141. Советский РОНО
- с/ш N 29. Кировский РОНО
- с/ш N 99, Октябрьский РОНО
- с/ш N 56. Советский РОНО
- с/ш N ч. Центральный РОНО
- с/ш N 80, Кировский РОНО
В городах края:
- Ачинск с/ш15
- Дивногорск с/ш 9
- Канск Дом детства
- Минусинск с/ш N 16
- Заозерное с/ш N 8
- Назарово с/ш N 2
- Лесосибирск с/ш N 2
В районах края:
- Балахтинском — Еловская с/ш, Грузенская сш
- Березовском — Ермолаевская с/ш
- Манском — Колбинская с/ш
- Назаровском — Преображенская с/ш, Кольцовская нш, Антроповская сш
- Суховузимском — Шилинская с/ш
- Проект реализуется в перечисленных выше школах краевой системы народного образования
- Сроки реализации данного проекта — 3 года.
- Проблема практики образования.
Явление отсева и понижение образовательного уровня учащихся в условиях массового обучения обусловлено существующим типом организации обучения, т.е. обучением на основе групповых учебных занятий. Переход к организации обучения на основе коллективных занятий создаст объективные возможности для повышения образовательного уровня учащихся, решения проблемы отсева. - Цель проекта — создание целостного комплекса школ, в которых представлены экспериментальные площадки разных типов. А именно:
- с/ш N 141 г. Красноярска — площадка поискового типа;
- с/ш N 144 г. Красноярска — площадка инновационного типа;
- Ермолаевская с/ш. Березовского РОНО — площадка инновационного типа;
- Шилинская с/ш Сухобузимского РОНО — площадка инновационного типа;
- остальные школы — площадки тиражирующего типа.
- Прогноз последствий реализации
Реализация проекта позволит создать в крае образцы и очаги новой образовательной практики, коллективы педагогов — носителей данной практики, иметь учебно-методические пакеты и научно-методическую литературу, а также получить отработанные механизмы тиражирования и адаптации образцов новой практики. - Новизна проекта
Отличительные особенности комплекса заключаются в:- постановке задачи изменения практики школьного образования, представленной классно-урочной системой, в практику, основанную на коллективных учебных занятиях;
- включенности поисково — разработческих, внедренческих и адаптационно-тиражирующих процессов в единый организационно — деятельностный комплекс.
- Этапы разворачивания работ
Год Поисковые площадки Инновационные площадки Тиражирующие площадки 1995-1996 уч.г (с янв. 1995 г.) Отработка модели занятий в разновозрастных учебных группах:РВГ-А (1-3) РВГ-Б (1-9)
Постановка коллективных
занятий в 5-м, 6-м классахПостановка коллективных
занятий в 5-м1996-1997 уч.г. Отработка модели в группах РВГ(1-3), РВГ(1-9), РВГ(10-11) Постановка коллективных
занятий в 5-м, 6-м, 7-мПостановка коллективных
занятий в 5-м, 6-м классах1997-1998 уч.г. Этап функционирования разновозрастных групп РВГ(1-3), РВГ(1-9);
отработка модели РВГ(10-11)Создание модели РВГ(5-8) Постановка коллективных
занятий в 5-м, 6-м, 7-мВыход на тиражирование РБГ
- Промежуточные состояния комплекса
- К сентябрю 1995 г.
- в школе N 141 — продолжение создания моделей учебных групп с разновозрастным составом учащихся.
- в школах инновационного режима работы — запуск коллективных занятий в одном 5-ом и в одном 6-ом классах,
- в школах адаптационно-тиражирующего режима работы — запуск коллективных занятий в одном 5-ом классе.
- в средней школе № 29 — запуск коллективных занятий в 5-ом и 8-ом классах
- К сентябрю 1996 г.
- в школе N 141 — продолжение создания моделей учебных групп разных типов с разновозрастным составом учащихся.
- в школах инновационного режима работы — запуск коллективных занятий в одном 5-ом, одном 6-ом и одном 7-ом классах.
- в школах адаптационно-тиражирующего режима работы — продолжение работы в 6-ом классе и запуск коллективных занятий в одном 5-ом классе.
- в средней школе N 29 — запуск коллективных занятий в 5-ом, 6-ом, 7-ом, 8-ом и 9-ом классах.
- К сентябрю 1997 г.
- в школе N 141 — начало подготовки к переходу на пятую Фазу перехода (все учебные группы разновозрастные по составу)
- в школах инновационного режима работы и в ср.шк. N 29 запуск учебных занятий в разновозрастной по составу группе.
- в школах адаптационно-тиражирующего режима работы — продолжение работы в 6-ом и 7-ом классах и запуск коллективных занятий в 5-ом классе,
- С сентября 1998 года начало 2-го цикла.
Направленное на создание модели целостной школы не классно-урочной системы и тиражирование варианта организации учебных занятий в разновозрастных учебных группах (по-видимому, этот период продлиться 2-3 года).
- К сентябрю 1995 г.
- Ресурсное обеспечение проекта
- Коллективный субъект экспериментального комплекса представлен работниками образовательных учреждений края, В том числе учеными, технологами, руководителями образовательных учреждений края, учителями — исследователями, учителями-разработчиками. На начало работ примерное количество около: — 170 человек.
На конец проектируемого периода общее количество участников возрастает примерно 1,5 — 2 раза. - Материально-технические средства комплекса на начало работ обеспечены средствами лаборатории методологии управления Центра развития образования и указанных выше школ.
- Коллективный субъект экспериментального комплекса представлен работниками образовательных учреждений края, В том числе учеными, технологами, руководителями образовательных учреждений края, учителями — исследователями, учителями-разработчиками. На начало работ примерное количество около: — 170 человек.