Решение ГУО о создании Краевого инновационного комплекса по коллективным учебным занятиям

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

20. 03. 97,                                                                             № 9
г. Красноярск

Об утверждении Положения краевых инновационных комплексах в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования Красноярского края

В целях управления развитием практики краевого образования, связанное с инновационными процессами как комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств новой педагогической традиции, Управлению народного образования необходимо:

  • иметь представление о том, что должна давать данная педагогическая традиция;
  • понимать на основании каких критериев должна оцениваться деятельность, специалистов, несущих данную традицию;
  • контролировать ситуацию, где идет процесс становления новой практики образования как комплекс процессов поиска, разработки, апробации и тиражирования;
  • оказывать помощь новой нарождающейся педагогической традиции.

В связи с вышеизложенным коллегия решила:

  1. Утвердить положение о краевых инновационных комплексах в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования Красноярского края.
  2. Начать подготовительные работы, направленные на реализацию идеи краевых инновационных комплексов.
  3. Организационно-управленческую ответственность возложить на главного специалиста по инновационной политике Реморенко И. М.

Председатель коллегии Ярулов А. А.

Секретарь коллегии Литвинович Г. П.

РЕШЕНИЕ
коллегии Управления образования администрации края

11.04.95,                                                                             № 5
г. Красноярск

Об оформлении краевого инновационного комплекса ЦРО

В городе Красноярске оформился своеобразный исследовательский коллектив, состоящий из ученых, методистов и учителей общеобразовательных школ, который ведет поисково-разработческие и практико-внедренческие работы, направленные на организацию обучения В школах на основе коллективных учебных занятий.

Базовой площадкой педагогической деятельности коллектива является СШ 141 г. Красноярска, где в качестве ведущих разворачиваются процессы поисково-разработческого характера.

В поле деятельности коллектива включены также СШ 144 г. Красноярска, Шилинская СШ Сухобузимского района, Ермолаевская СШ Березовского района, где внедряются и апробируются разработанные новшества. Б этих школах исследуются способы и формы распространения апробированных новшеств.

В настоящий момент начаты работы по распространению результатов поисково-разработческой деятельности коллектива в двадцати школах края.

Представляется целесообразным на основе объединения указанных площадок оформить целостный краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий.

Становление и развитие комплекса документально представлено о прилагаемом проекте (приложение 1).

На текущий момент усилиями инициативной группы уже осуществлена определенная работа:

  • выделены школы (приложение 1);
  • с 13 по 18 марта в г.Красноярске состоялся учебно-разработческий семинар руководителей экспериментальных площадок по организации обучения на основе коллективных учебных занятий (приложение 2);
  • на семинаре разработан конкретный план годовой работы комплекса и началась поэтапная реализация плана;

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

Учитывая инициативу группы теоретиков-исследователей, разработчиков, руководителей школ и учителей-практиков края, на основе имеющегося задела работ — оформить краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий;

Организационно-управленческую ответственность возложить на краевой Центр развития образования;

Начальникам территориальных органов управления образования поддержать в своих территориях площадки, обозначенные в структуре комплекса, в статусе одного из приоритетных направлений изменения практики краевого образования;

Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя начальника Управления Г.М.Вебер.

Председатель коллегии С.П.Аверин

Секретарь коллегии Г.П.Литвинович

ПРИЛОЖЕНИЕ I

  • Наименование проекта
    Проект образования краевого экспериментального комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий.
  • Руководство работами осуществляет лаборатория методологии управления Центра развития образования.
  • Научный руководитель проекта — Мкртчян М.А. зав. лабораторией методологии управления ЦРО. к.ф.-м.н.. доцент, р.т.: 27-16-80
  • Исполнители проекта:
    В Красноярске:

    • Красноярский краевой центр развития образования
    • с/ш N 144. Советский РОНО
    • с/ш N 141. Советский РОНО
    • с/ш N 29. Кировский РОНО
    • с/ш N 99, Октябрьский РОНО
    • с/ш N 56. Советский РОНО
    • с/ш N ч. Центральный РОНО
    • с/ш N 80, Кировский РОНО

    В городах края:

    • Ачинск с/ш15
    • Дивногорск с/ш 9
    • Канск Дом детства
    • Минусинск с/ш N 16
    • Заозерное с/ш N 8
    • Назарово с/ш N 2
    • Лесосибирск с/ш N 2

    В районах края:

    • Балахтинском — Еловская с/ш, Грузенская сш
    • Березовском — Ермолаевская с/ш
    • Манском — Колбинская с/ш
    • Назаровском — Преображенская с/ш, Кольцовская нш, Антроповская сш
    • Суховузимском — Шилинская с/ш
  • Проект реализуется в перечисленных выше школах краевой системы народного образования
  • Сроки реализации данного проекта — 3 года.
  • Проблема практики образования.
    Явление отсева и понижение образовательного уровня учащихся в условиях массового обучения обусловлено существующим типом организации обучения, т.е. обучением на основе групповых учебных занятий. Переход к организации обучения на основе коллективных занятий создаст объективные возможности для повышения образовательного уровня учащихся, решения проблемы отсева.
  • Цель проекта — создание целостного комплекса школ, в которых представлены экспериментальные площадки разных типов. А именно:
    • с/ш N 141 г. Красноярска — площадка поискового типа;
    • с/ш N 144 г. Красноярска — площадка инновационного типа;
    • Ермолаевская с/ш. Березовского РОНО — площадка инновационного типа;
    • Шилинская с/ш Сухобузимского РОНО — площадка инновационного типа;
    • остальные школы — площадки тиражирующего типа.
  • Прогноз последствий реализации
    Реализация проекта позволит создать в крае образцы и очаги новой образовательной практики, коллективы педагогов — носителей данной практики, иметь учебно-методические пакеты и научно-методическую литературу, а также получить отработанные механизмы тиражирования и адаптации образцов новой практики.
  • Новизна проекта
    Отличительные особенности комплекса заключаются в:

    • постановке задачи изменения практики школьного образования, представленной классно-урочной системой, в практику, основанную на коллективных учебных занятиях;
    • включенности поисково — разработческих, внедренческих и адаптационно-тиражирующих процессов в единый организационно — деятельностный комплекс.
  • Этапы разворачивания работ
    Год Поисковые площадки Инновационные площадки Тиражирующие площадки    
    1995-1996 уч.г (с янв. 1995 г.) Отработка модели занятий в разновозрастных учебных группах:РВГ-А (1-3)

    РВГ-Б (1-9)

    Постановка коллективных
    занятий в 5-м, 6-м классах
    Постановка коллективных
    занятий в 5-м
    1996-1997 уч.г. Отработка модели в группах РВГ(1-3), РВГ(1-9), РВГ(10-11) Постановка коллективных
    занятий в 5-м, 6-м, 7-м
    Постановка коллективных
    занятий в 5-м, 6-м классах
    1997-1998 уч.г. Этап функционирования разновозрастных групп РВГ(1-3), РВГ(1-9);
    отработка модели РВГ(10-11)
    Создание модели РВГ(5-8) Постановка коллективных
    занятий в 5-м, 6-м, 7-м

    Выход на тиражирование РБГ

  • Промежуточные состояния комплекса
    1. К сентябрю 1995 г.
      • в школе N 141 — продолжение создания моделей учебных групп с разновозрастным составом учащихся.
      • в школах инновационного режима работы — запуск коллективных занятий в одном 5-ом и в одном 6-ом классах,
      • в школах адаптационно-тиражирующего режима работы — запуск коллективных занятий в одном 5-ом классе.
      • в средней школе № 29 — запуск коллективных занятий в 5-ом и 8-ом классах
    2. К сентябрю 1996 г.
      • в школе N 141 — продолжение создания моделей учебных групп разных типов с разновозрастным составом учащихся.
      • в школах инновационного режима работы — запуск коллективных занятий в одном 5-ом, одном 6-ом и одном 7-ом классах.
      • в школах адаптационно-тиражирующего режима работы — продолжение работы в 6-ом классе и запуск коллективных занятий в одном 5-ом классе.
      • в средней школе N 29 — запуск коллективных занятий в 5-ом, 6-ом, 7-ом, 8-ом и 9-ом классах.
    3. К сентябрю 1997 г.
      • в школе N 141 — начало подготовки к переходу на пятую Фазу перехода (все учебные группы разновозрастные по составу)
      • в школах инновационного режима работы и в ср.шк. N 29 запуск учебных занятий в разновозрастной по составу группе.
      • в школах адаптационно-тиражирующего режима работы — продолжение работы в 6-ом и 7-ом классах и запуск коллективных занятий в 5-ом классе,
    4. С сентября 1998 года начало 2-го цикла.
      Направленное на создание модели целостной школы не классно-урочной системы и тиражирование варианта организации учебных занятий в разновозрастных учебных группах (по-видимому, этот период продлиться 2-3 года).
  • Ресурсное обеспечение проекта
    • Коллективный субъект экспериментального комплекса представлен работниками образовательных учреждений края, В том числе учеными, технологами, руководителями образовательных учреждений края, учителями — исследователями, учителями-разработчиками. На начало работ примерное количество около: — 170 человек.
      На конец проектируемого периода общее количество участников возрастает примерно 1,5 — 2 раза.
    • Материально-технические средства комплекса на начало работ обеспечены средствами лаборатории методологии управления Центра развития образования и указанных выше школ.