Роль межпредметных связей в обеспечении работоспособности и здоровья учащихся

В настоящее время, при постоянно увеличивающемся объеме информации, при повышении интенсивности учебного труда, особенно остро стоит вопрос о перегрузке учащихся, ведущей к ухудшению их здоровья и развития. По данным НИИ педиатрии Академии медицинских наук и НИИ физиологии детей и подростков РАО, за период обучения в школе у многих ребят ухудшается состояние здоровья, около 50% из них подвержены неврастении. В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.

К сожалению, достаточно часто необходимость межпредметных связей лишь декларируется. В современном учебном процессе до сих пор не разрешено противоречие между потребностью в установлении тесных, всесторонних и органических связей между предметами и механическим соединением предметов на практике, и как следствие — наращивании суммы знаний без качественного скачка, что ведет к перегрузке учащихся. Еще В.Ф. Одоевский отмечал, что зло перегрузки не в том, что внимание учащихся разбрасывалось между множеством самых разнообразных предметов, а в том, что в преподавании отсутствовала взаимосвязь учебных предметов.

Противоречия, возникающие при реализации межпредметных связей, объясняются, на мой взгляд, неэффективностью используемых средств, аналитическим подходом к исследуемым объектам, что порождает метафизический способ мышления и новые противоречия. Выпускники школ, сталкиваясь с реальной действительностью, становятся в тупик, испытывают стрессы, не умея усвоенные в школе ценой собственного здоровья знания применить. Реальная возможность разрешения данных противоречий появляется при использовании в учебном процессе способа диалектического обучения, разработанного Гончаруком А.И и Зориной В.Л

Реализация данного способа в учебном процессе позволяет, с одной стороны, избежать механического использования знаний из других школьных дисциплин, а с другой – убедить учащихся в том, что сущность многообразия окружающего мира заключается в его единстве, что многие процессы и явления, изучаемые различными предметами едины по своей природе. Продуманное осуществление межпредметных знаний не только не усложняет, а, наоборот, значительно облегчает усвоение учебного материала. У ребят появляется естественная потребность в знаниях, повышается творческая активность на основе диалектического метода мышления.

Установление межпредметных связей между учебными предметами в процессе преподавания является на наш взгляд необходимым условием для повышения производительности труда учащихся и устранения перегрузки.