Русская эстетическая школа

г. Красноярск, средняя общеобразовательная школа № 96 углубленного изучения отдельных предметов (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура)

Такая школа, как наша, не могла не появиться. Многие сейчас сходятся в одном: причина нынешнего кризиса не столько в экономике, сколько в душевной, нравственной, умственной растерянности русского человека. Дошло до того, что мы стесняемся признаваться, что мы — русские! И это — представители великого народа… Вернуть уважение к себе и своей Родине, научить ее ценить и любить — вот главная задача нашей школы.

В 1990 году школа получила статус художественно-эстетической и стала своеобразным центром культуры района. Но в ходе работы учителя поняли, что возродить духовную культуру невозможно без возвращения к своим истокам. Ведь, по словам Д.С. Лихачева, культура — словно дерево: у него есть не только пышная крона, но и корни, благодаря которым крона и появилась…

Концепция учебно-воспитательной работы школы в результате напряженных поисков, которые вел весь педагогический коллектив под руководством научного руководителя школы профессора КГУ Шленской Г.М., была сформулирована таким образом: формирование национального и исторического самосознания учащихся как стержня русского духовного характера, воспитание граждан России, главным свидетельством культурного уровня которых должны стать не только способность глубоко усвоить духовное и историческое наследие своего народа, но и уважение ко всякой национальной самобытности («всемирная отзывчивость души»).

Актуальность поставленной проблемы определяется необходимостью противостоять идущим сегодня в обществе процессам дегуманизации, бездуховности и манкуртизма, что можно осуществить лишь

  • повысив уровень знаний в России,
  • следуя национальному идеалу жизни,
  • не изменяя материнской культуре,
  • сохранив основы проверенного веками душевного склада,
  • утвердившись в национальном достоинстве и повысив национальную самооценку,
  • определив собственное место в творческом акте своего народа.

В 1996 году школа была переведена в экспериментальный режим работы по отработке концепции «Русская эстетическая школа».

Русская эстетическая школа — это учебное заведение, призванное обучать и воспитывать школьников через освоение духовных богатств народной культуры, которая по своей структуре и содержанию является отражением жизни народа, его нравственных принципов и ценностей.

Актуальным в связи с этим является понимание языка искусства, обучение не только в курсе эстетики, мировой художественной культуры, но и на всех уроках гуманитарного и художественно-эстетического цикла. Огромную роль при этом играет подготовленность преподавательского состава, эстетическое образование всех сотрудников школы (через систему семинаров, конференций, дней самообразования), привлечение ученых, артистов, художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства к учебно-воспитательному процессу школы.

Предметы художественно-эстетического и гуманитарного циклов преподаются на трех ступенях школьного образования.

Школа первой ступени проводит многостороннюю подготовку учащихся, где закладываются основы художественных представлений.

Школа второй ступени формирует у учащихся навыки, целевые установки к исследовательскому поиску через различные дисциплины, дает основы художественных знаний. Для учащихся школ первой и второй ступеней работают клуб юных журналистов, студия декоративно-прикладного искусства, хореографическая, фольклорная, хоровая, литературно-драматическая студии, изостудия, кукольный и музыкальный театры, театральная мастерская. Осуществляется индивидуальное обучение игре на фортепиано, баяне, домре, аккордеоне, балалайке.

Школа третьей ступени завершает образовательную подготовку учащихся в рамках изучения предметов и спецкурсов, направленных на реализацию интересов и возможностей личности. Для учащихся третьей ступени прелагаются факультативные занятия и спецкурсы:

  • основы художественного проектирования;
  • рисунок, композиция, скульптура;
  • отечественное и зарубежное киноискусство;
  • основы риторики;
  • сибирская проза и поэзия;
  • литература русского зарубежья;
  • славянский мир и русская культура и т. д.

В основу концепции обучения и воспитания была положена идея личностной ориентации педагогического процесса.

Ребята с удовольствием посещают и успешно занимаются в творческих объединениях: клуб «Журналист», литературно-драматическая студия «Театральный дилижанс», хореографическая студия «Маленькая страна», фольклорная студия, изостудия «Юный художник», кружки художественного труда, хоровая студия «Веселая октава», театральная мастерская, клуб «Эколог», спортивные секции (баскетбол, волейбол и др.), студия «Русский костюм».

Для получения оптимального результата администрация школы привлекает к учебно-воспитательной работе специалистов высшей школы. Успешно работают здесь архитекторы Т.Э. Белицкая, Л.В. Горячева, Е.Д. Матюшкина, художник О.И. Тимохин, актриса драмтеатра им. А.С. Пушкина Н.А. Дибенко… Благодаря всему этому школа стабильно на протяжении нескольких лет занимает призовые места в районных, городских и краевых конкурсах, предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.

С 1996 года учащиеся школы являются постоянными участниками и призерами краевого конкурса «Мой Пушкин» и городских конкурсов детского творчества. На городском фестивале «Через развитие образования — к развитию города» школа успешно прошла общественную экспертизу образовательного проекта «Организация работы Клуба журналистов в общеобразовательной школе» и получила высокую оценку. В 2000 году юные журналисты школы на региональном фестивале молодежной прессы в г. Томске заняли первое и второе место.

Для нас стали традицией Дни национальной культуры (Польской, Украинской и др.), фестивали детского художественного творчества, неделя русских сказок, песен, празднование юбилеев выдающихся деятелей отечества, проведение народных праздников (Покров, Зимние Святки, Масленица и др.), встречи с творческой интеллигенцией города при тесном сотрудничестве с общественными организациями города: «Славянский Дом», «Дом Дружбы», «Союз духовного возрождения Отечества».

Да, равноправной частью учебного процесса являются… праздники.

— Прощай, зима холодная! Приходи, лето красное! Соху мне, борону —

И пахать пойду!

Традиционный праздник в школе — Масленица. Трудно выразить свои чувства… С одной стороны, да, «наглядно» узнаешь много нового из обрядов, традиций, игр. Но, с другой, — при виде хороводов и горящего чучела Масленицы пробуждается какая-то внутренняя память, которая говорит: «Смотри — это твое, это наследие твоих дедов и прадедов, твоей Родины…». И почему-то так страшно потерять, позабыть это наследие. Ведь без корней погибают и малая травинка, и самое большое дерево…