Русское искусство XVIII века теснее связано с художественным развитием Европы этого времени, чем в предыдущем столетии, и все же оно во многом отлично от него. Темпы и ритм его – иные, и акценты расставлены иначе, чем в странах Европы. Это обусловлено особенностями исторического пути России. Россия, проделав огромный путь общественно-политического и художественного развития, выходит к XIX веку на равных правах со всеми государствами Западной Европы. Петровское время – это решающий перелом всей жизни и в том числе искусства. Рубеж XVII и XVIII веков является завершающим этапом длительного процесса перехода от средневековья к новому времени. Эпоха правления Петра была подготовлена предыдущим движением, поскольку многие экономические и культурные предпосылки ее созрели в XVII веке. В Москве и Центральной России закладывались основы того, что делалось в дальнейшем в новой столице – Петербурге.
Первый классический ордер впервые появился в Москве: при расширении Лефортовского дворца. Еще значительнее пример так называемой Меншиковой башни (1701-1707) И. Зарудного, построенной раньше Петропавловской колокольни в Петербурге и до пожара 1723 года превосходившей высоты столп Ивана Великого. Здесь одновременно выявлены и овладение ордерной системой и удивительная свобода и непринужденность в обращении с ней: достаточно взглянуть на великолепные крутые завитки огромных волют при входе в Меншикову башню и почти игрушечные легкие колонки над ними, трактованные, скорее, как часть внутреннего декоративного убранства. Триумфальные ворота служили высотными точками отсчета при строительстве других городов. Но основное достижение всего XVII в архитектуре – это новые принципе градостроительства. Они сказались не только в столице – Петербурге, но и в ряде других новых провинциальных городов – Азове и др. Регулярность легла в основу всех градостроительных решений начала, середины и конца века, в противовес древнерусской асимметричности и живописности композиций. Но регулярность планов претерпела видоизменение на национально-русской основе. Так, например, не привились замкнутость и геометрическая правильность плана Петербурга, разработанного в 1716 году французом Ж. – Б. Леблоном (1679 – 1719), — он остался на бумаге, — а в жизнь постепенно воплотилась особая центробежная регулярность трехлучевого плана улиц, переходящих в безграничные пространства дорог России. Любимое детище Петра I, Петербург, основанный в 1703 году, должен был воплотить его мечту о новом идеальном городе. Но очень характерно, что не склонный к утопиям Петр замыслил его как улучшенный вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость. Петр не допустил никаких «излишеств» даже при строительстве дома – фактически именно дома, а не дворца – для самого себя. И дело тут не в стесненности в средствах, но прежде всего в осуществлении принципа: целесообразность, строгость, простота.
Использованный материал: Лившиц Н.А. — «Малая История Искусств» Петров П.Н. — «Биография Графа Растрели» Алексеева Т.В. — «От Средневековья к Новому времени»