Самоанализ урока
Шушарина Татьяна Владимировна
учитель физики сш. №134 г. Красноярска
Предлагаемый итоговый урок по теме «Плотность вещества» входит в раздел темы «Взаимодействие тел», на которую по программе в 7 классе отводится 17 часов, а на названную тему из них выделяется три часа.
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения физики в 7 классе является формирование высокой мотивации к изучению основ науки – важнейших фактов, понятий, законов физики, доступных обобщений мировоззренческого характера. Обучение должно способствовать воспитанию самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности.
Основные цели данного урока — расширить и углубить полученные знания по теме «Плотность вещества», выработать умения самостоятельно применять их в комплексе в новой ситуации. Их решению способствовали разнообразные методы и организационные формы обучения, которые я использовала. Оптимальность содержания урока достаточная. Мне удалось на уроке уделить должное внимание формированию логических умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. По ходу урока формировались специальные умения и навыки работы с выданными образцами физических тел, состоящих из незнакомых веществ, с целью определения их плотности, при этом ребята осуществляли наблюдения, исследования, используя общеучебные умения работать с текстом и внетекстовыми компонентами.
В основу построения данного урока был положен коммуникативный метод, метод частичного поиска и проблемного изложения, так как они наилучшим способом способствуют реализации главных целей урока: закрепить, расширить и углубить знания по представленной выше теме. Выбранная мною форма урока, урок–игра с элементами соревнования, реализует и развивает умения самостоятельно определять плотность рыхлых веществ и в дальнейшем на практике использовать полученные знания в решении расчётных задач. На уроке использовалась «тактика сотрудничества»: ученик – учитель – ученик. Чтобы вовлечь всех ребят в работу на уроке, за основу взяла развитие познавательного интереса учащихся, при котором я сама являлась лишь катализатором и который приближал этот интерес к формированию познавательной активности. Именно поэтому предлагаемый урок представляет собой игру, соревнование, существенная особенность которого – наличие совместного сотрудничества, что позволило мне ввести в игру не только элементы занимательности, но и сложные проблемные вопросы. Считаю, что названная форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В ходе выполнения заданий проверялась усвоенность материала, на основе которого шло его дальнейшее осмысление. Поэтому задания, которые я предлагала детям, быстро сменяли друг друга, яркие, красочные, запоминающиеся, и большая часть из них дана в игровой форме. Игра и соревновательность заставили ребят мобилизовать свои силы, имеющиеся в их арсенале знания, умения и навыки для реализации проблемной задачи: «Есть ли плотность у рыхлых тел, можно ли её определить?» Мною были использованы на уроке межпредметные связи с литературой, историей, географией. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, высокий интерес к изучению физики, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности для овладения физической терминологией, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления. Также учитывалось развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, достаточно высокая мотивация, всё это стимулировалось нетрадиционной формой урока.
Для реализации выше поставленной цели использовались следующие задачи:
обучающие:
- Повторить, углубить, систематизировать полученные знания плотности вещества на основе его внутреннего строения, опираясь на экспериментальные факты с использованием незнакомых для учащихся веществ (поролона, пенопласта, древесины, бальзы).
- Познакомить ребят с новым физическим оборудованием.
- Совершенствовать ранее полученные знания по нахождению плотности веществ с использованием понятия массы и объема.
развивающие:
- Развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное.
- Сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрение по проблеме урока.
воспитательные:
- Развивать культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
- Воспитывать трудолюбие, толерантность, эстетический вкус.
- Воспитывать нравственные отношения к любым явлениям в любой среде.
Методы и методические приёмы
Выбранные мною методы, которые присутствовали на всех этапах урока: частично – поисковый, проблемной ситуации, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный. Они соответствовали задачам урока, содержанию учебного материала и помогали ребятам самостоятельно разрешать поставленные перед ними проблемы. Все дети работали активно, легко шли на контакт, откликались на требования учителя, принимали участие в работе.
Основными формами работы на уроке были фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Были использованы все виды обратной связи, а также межпредметные связи. Тип информационного потока в ходе урока был открытым при фронтальной работе и закрытым, когда шла индивидуальная работа и работа в парах. Присутствовал тип знаний репродуктивных и выводных. Урок носил личностно – ориентированный характер, и его образовательная практика носила познавательный, эмоционально – ценностный, самореализующий, ориентированный на развитие творческих способностей учащихся, воспитывающий нравственно.
Поставленные задачи были выполнены, реальный результат совпал с прогнозируемым мною.
Я выступала в роли вспомогательного средства, а дети были творцами деятельности на уроке.
I. Создание эмоционального фона
Создание эмоционального фона я начала с вопроса о Новом годе. Во-первых, хотела необычно начать урок, заинтриговать детей и тем самым подогреть интерес к уроку. Во-вторых, создать непринужденную, комфортную, но одновременно рабочую обстановку. Считаю, что поставленная на этом этапе задача мною выполнена. Используя метод беседы, я наладила фронтально-содержательную обратная связь. Анализируя этот этап, понимаю, что и мне надо было назвать атрибут «зимы», таким образом продемонстрировать ребятам свою точку зрения, показать, что у нас могут быть одинаковые взгляды, вкусы.
II. Создание проблемной ситуации
На фоне эмоционального подъема перехожу к созданию проблемной ситуации, ставлю вопрос: «Почему нет плотности снега в таблице?» Ребята высказывают гипотезы. Предлагаю учащимся опыт с пухом и поролоном, как наглядность и в качестве поискового метода разрешения проблемы. Ученики видят, что изменился объем, делают вывод, что объем пористых тел может меняться. Предсказывают результат, к которому приводит изменение объема, основываясь на элементарных знаниях о строении вещества. Использую моделирование в игровой форме (ребята играют роль молекул). Задачу этапа считаю выполненной частично, так как не все ученики были активны, значит, результативной деятельность можно считать примерно у 70% учащихся. Почему такое произошло? Одной из причин является сложность мыслительной деятельности: не все готовы к этому, либо потеряли логическую нить, либо им непонятно о чем идет речь. Делаю вывод, что мне необходимо было выслушивать не только желающих отвечать учеников, но и спрашивать пассивных, иначе они могут потерять интерес к уроку. Необходимо использовать следующие способы активизации деятельности ребят на уроке: повторение уже сказанного, объяснение собственного понимания вопроса, умение приводить в качестве доказательства собственные примеры рыхлых веществ. Считаю положительным на данном этапе применение наглядности (опыт, картина, модель), создание игровой ситуации (моделирование), использование искусства на уроке физики.
III. Игровой момент
Игровой момент необходимо применить после активной умственной деятельности для детей этого возраста. Я хотела поддержать интерес к уроку, основываясь на стремлении подростков к соперничеству. Считаю, что поставленная задача выполнена частично. Учащиеся работали со справочным материалом активно, но внутри группы я не могла видеть, какой была активность каждого, что является недостатком. Также я не проверила результат работы команд, хотя на доске ответы были написаны. Как это можно исправить? Я должна была задать ребятам вопросы: «Трудно ли было работать?», «Какой самый интересный вопрос в кроссворде?», «Загадайте соперникам по одному слову».
IV. Экспериментальная задача
На этом этапе через интуитивно-содержательную обратную связь я видела, что все ребята выполняют экспериментальную задачу, значит им интересно самостоятельно измерять, творчески решать задачу. Считаю задачу этапа выполненной, но я не учла, что результаты расчетов плотности будут сильно отличаться. Значит, мне самой надо было сделать расчет, но я нашла выход, попросив ребят пересчитать дома и разобрать на следующем уроке. На этом этапе ребята работают в парах, но можно добавить и индивидуальную работу одного-двух ребят у доски по расчету плотности сахара-рафинада. Оставила без внимания процесс измерения объема губки, некоторые ребята могли измерить размеры деформированной губки. Положительным считаю, что все ребята на этом этапе включились в творческую работу.
V. «Физические забавы»
На этом этапе ребята активно работали. Задача этапа мною выполнена, так как ребята познакомились с физическим оборудованием, знают его, но считаю, что задание можно усложнить. Например, попросить самих ребят из названий представленного оборудования задумать слово.
VI. Рефлексия
Учащиеся активно принимали участие в беседе, делали выводы, подводили итог урока, но были и пассивные ребята, которых я опять оставила без должного внимания, интуитивно догадываясь о включенности их в работу.