Самоанализ занятия

Самоанализ занятия

Корнилов Иван Анатольевич
педагог-психолог сш. №108 г.Красноярска

Замысел данного тренинга заключался в глубоком анализе понятия доверие, учащимися. Доверие в нашей жизни. Какую роль оно играет во взаимоотношении людей?

Базисом, на котором было основано целеполагания выбранной темы, являлось то, что в первую очередь человек, который хочет быть успешным в жизни, должен уметь устанавливать доверительные взаимоотношения с окружающими. Следовательно, на первом этапе моего эксперимента происходит установление доверительных взаимоотношений в группе.

Цель: Развитие коммуникативных способностей, доверия.

Задачи:

  1. Сформировать благоприятные условия для проведения тренинга;
  2. Выявить отношение к нравственным нормам, определяющим сущность доверия,
  3. Способствовать развитию представлений о доверии к окружающим;
  4. Стимулировать процесс рефлексии себя и окружающей действительности;
  5. Раскрыть способы развития коммуникативных способностей.

Проведение занятий в данной форме было возможно только при условии установившихся взаимоотношений психолога с учениками, учеников друг с другом, что необходимо для нашей последующей работы, т.к. в дальнейшем им предстоит пройти еще три этапа эксперимента.

Работа проводится в четыре этапа:

  • Формирование благоприятного психологического климата в группе, доверительных отношений. (1,5 месяца)
  • Развитие ответственности (разработанная технология проводится в течение месяца)
  • Развитие действенности (Ролевые игры, два месяца)
  • Развитие управления эмоциями (Пакет техник релаксации, один месяц)

Представленная работа является логическим продолжением концепции министерства образования «Модернизация образования».

Специфика данного занятия заключается в максимальном психологическом слиянии ведущего с участниками тренинга.

Занятие проводилось в загородном лагере отдыха во внеучебное время, т.к. использовался метод погружения, требующий большого количества сил и времени.

Были учтены возрастные особенности учащихся, т.к. именно в этот возрастной период проходит кризис юношеского возраста.

В ходе занятия участники раскрывали сущность доверия, на собственном опыте узнавали важность невербального общения, исследовали внутреннее состояние при взаимоотношении друг с другом.

Конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся обосновывается тем, что сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей было создание такой среды, которая показала бы и задействовала нужные личностные качества, где учащийся имеет право выразить собственные взгляды. Как показывает практика, именно учение без давления на личность вызывает у юношей и девушек доверие и дает самые лучшие результаты. Поэтому были избраны такие методы, средства, формы обучения.

Были созданы доверительные социально-психологические, учебно-материальные условия: занятия проводились в лагере отдыха с соблюдением гигиенических норм.

При проведении занятия принимал участие второй педагог, это положительно отразилось в процессе занятия и установления контакта с учениками. Использовались отдельные приемы повышения и понижения интонации для расставления акцентов и привлечения внимания. В работе использовались сленговые выражения для расположения учеников и быстрейшего вхождения в контакт по принципу «своего».

В результате проведенного занятия решены на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи и получены соответствующие им результаты обучения:

  • Сформированы благоприятные условия для проведения тренинга;
  • Выявлено отношение к нравственным нормам, определяющим сущность доверия;
  • Развиты представления о доверии к окружающим;
  • Благополучно прошел процесс рефлексии себя и окружающей действительности;
  • Раскрыты способы развития коммуникативных способностей;
  • Удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.

Что и обеспечило выполнение поставленной цели.