Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации

Современный учебный процесс повышает интенсивность труда до естественного предела («знания любой ценой»), в результате чего происходит перегрузка учащихся, что является угрозой их здоровью и развитию, при этом совершенно не повышается производительность труда как учителя, так и учащихся. Вследствие этого, процесс обучения приводит к развитию неврозов как у детей, так и у учителей. Еще Сократ говорил: «Душевное напряжение может существенно влиять на тело и приводить к болезням»

Проведенное нами анкетирование в шестых классах показало, что 80% детей бояться получить на уроке неудовлетворительную оценку, так как испытывают при этом чувство дискомфорта и страха, которые способствуют появлению неуверенности в себе, формируют ощущение неспособности преодолеть трудности.

Таким образом, актуальным является разрешение противоречия между желанием учащихся получить хорошую оценку и субъективным подходом в оценивании знаний учителем.

Авторы способа диалектического обучения ( А.И. Гончарук, В.Л. Зорина, М.И. Ботов) разработали систему материализации оценки, основанную на самооценке. Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Смысл этой деятельности определяется мотивами. Мотивы выполняют двоякую функцию, отвечая той или иной потребности, побуждают и направляют к дальнейшей работе. Так как самооценка является основой внутренней мотивации и тесно связана с процессом познания, для учителя главным является пристальное внимание к внутренним изменениям, которые происходят в душе и сознании учеников. Учащиеся включаются в общественно значимую деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и саморегуляции в ходе этой деятельности.

Таким образом, самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации: • позволяет каждому учащемуся без посредничества учителя на любом этапе обучения  определить объем своих знаний, • способствует формированию у него критического отношения к своим достижениям и  недостаткам, помогает увидеть свои плюсы и минусы, • исключает непонимание между учителем и учеником, устраняет нервное напряжение

  на уроке, формирует чувство уверенности у учащихся.