Сельская малокомплектная школа

Проблемы сельской школы с ее заботами и тревогами занимают в Красноярском образовании довольно солидную долю среди первоочередных задач образовательной политики этого региона Сибири. В отличие от Европейской части России организация деятельности малокомплектных сельских школ в Красноярском крае усложняется оторванностью малых сел от районных центров и центральных усадьб совхозов и колхозов, где находится базовая средняя (полная) школа. Поэтому путь закрытия малокомплектных и малочисленных сельских школ в Красноярском крае неприемлем из-за сложных условий доставки учащихся из малых сел в базовую школу за 10-100 км (условия сибирской зимы и весенних паводков, отсутствие хороших дорог).

Концепция преобразования способов организации деятельности малочисленных сельских школ разрабатывалась в июне 2001 года на интенсивном управленческом семинаре (г. Красноярск).

Перед разработчиками концепции стояла задача не просто сохранить сельские малокомплектные школы, но и решить основные проблемы МКШ за счет новых подходов к организации образовательной деятельности этих школ.

Таким образом, разработанная концепция является основой политики образования Красноярского края в области сельских малокомплектных школ. В ней отражены мировоззренческие основания для преобразования способов деятельности МКШ, стратегические направления преобразования политики в отношении организации работы сельских школ, план ближайших действий по созданию будущей МКШ, ведущие очаги преобразований на территории Красноярского края на основе идеологии коллективного способа обучения, ресурсное обеспечение этих преобразований.

При разработке концепции использованы диалектический и мыследеятельностный подходы к образовательному процессу.

Решение основных проблем МКШ предполагает изменение способов взаимодействия руководителя сельской школы и учителей, учеников, общественно-государственных структур и т.д.

Отношение сотрудничества между субъектами преобразования способов организации деятельности малокомплектных сельских школ Красноярского края дает возможность наиболее эффективно решить назревшие проблемы сельской школы. Преобразования в этом случае будут носить коллективный характер: путем совместного обсуждения и совместной деятельности, рефлексии индивидуального и коллективного опыта.

Изменения в учебном процессе МКШ следующие: включенность каждого школьника в учебный процесс, обеспечение индивидуального темпа освоения каждым учеником учебного содержания на основе технологии коллективного способа обучения.

Только совместными усилиями лаборатории методологии и КУЗ, директоров сельских школ, осознанных действий учителей, родителей, краевых и районных управленцев, общественности и других субъектов преобразований способов организации деятельности малокомплектных сельских школ Красноярского края можно изменить нынешнее состояние образовательного процесса в сельских малочисленных школах. В связи с чем изменится выпускник таких школ. Он станет более мобильным и конкурентноспособным в нынешних социально-экономических условиях.

Кроме этого, станет менее затратным механизм обучения учащихся сельских малокомплектных школ, а качество преподавания предметов в этих школах более высокое. Таким образом, будут разрешены основные проблемы организации деятельности малокомплектных сельских школ в крае, что позволит улучшить положение дел в образовании школьников в малых селах края.