Школа 50 @ доклады

Анализ деятельности, направленной на получение основного и среднего общего образования

Работа школы в 2010-2011 учебном году была ориентирована на итоги аттестации обучения и направлена на реализацию цели: «Создание условий, способствующих повышению качества образования и формированию у школьников здорового образа жизни, социально-значимой деятельности и личностного развития»  и  решению задач: 1.Продолжить работу по образовательной подготовке учащихся: -повышать мотивацию обучения; -формировать навыки культуры умственного труда; -формировать систему общих и специальных умений и навыков; -формировать коммуникативные и рефлексивные навыки. 2. Продолжать работу над методической темой школы. 3.Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению компьютерной грамотностью и новыми интерактивными методами обучения. 4.Начать осваивать и внедрять в практику педагогической деятельности новые  интерактивные методы  обучения и контроля знаний, умений, и навыков учащихся. 5.Проведение диагностирования состояния физического развития детей, решить вопрос о занятиях физкультурой всех  категорий учащихся . 6.Продолжить работу в школе научного общества и создание банка данных по одаренным детям. 7.Продолжить работу  по изучению и внедрению в практику работы школы здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности .

8. Обеспечивать реализацию учебного плана школы и плана внутришкольного контроля.

   Для успешного решения поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на учебу, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой. -составлен план работы школы; -составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам; -создан методический совет в школе; -все методические объединения имели четкие планы работы; -проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни; -работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе. Содержание среднего общего образования в школе определяется образовательной программой, разработанной и реализуемой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Сохранность контингента учащихся  представлена в цифрах.

Численность обучающихся в школе:

Учебный год

2008/2009

2009/2010

2010/2011

Количество классов

15

15

15

1-я ступень

6

6

7

2-я ступень

7

8

7

3-я ступень

2

1

1

Количество уч-ся в школе

402

342

360

 Данные сохранности контингента:

Учебный год

Всего уч-ся

2008/2009

2009/2010

2010/2011

На начало года

402

383

366

На конец года

374

343

360

Оставлены на второй год

2

1(по болезни)

Прибыло

14

19

32

Выбыло.
Из них:

42

59

38

-перевод в другое ОУ всвязи со сменой места жительства

42

59

37

-по неуспеваемости

Нет

Нет

Нет

-по совершению правонарушений

Нет

Нет

нет

-другие причины

нет

нет

1(смерть)

Уменьшение контингента учащихся связано с общей тенденцией уменьшения детей школьного возраста

       Порядок приема и отчисления учащихся регламентируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ  СОШ№50 . Личные дела учащихся сформированы и хранятся в соответствии с требованиями. Изучение структуры движения обучающихся показало, что выбытие происходит по заявлению родителей, что фиксируется в книге приказов. Приказы оформляются грамотно с обоснованием, на всех выбывших имеются подтверждения.

        Учебный год успешно закончили 360 учащихся  из 360 учащихся. Для учащихся первой ступени обучения была организованы  группа продлённого дня, в которых занималось 22 обучающихся. Учебный процесс осуществлялся 26 педагогическим  работником, средняя нагрузка по школе – 19 часов. Средний возраст педагогов составляет  46 лет. Из них педстаж до 5 лет – 0 , от 5 до 10 —  6, от 10 до 20 —  4, свыше 20 – 14. Педагогический процесс осуществляли специалисты достаточной квалификации. Имеют высшее образование —  19 , среднее специальное —  6 , незаконченное высшее -1 чел.  Имеют  высшую  квалификационную категорию — 11 человек, первую квалификационную категорию 10 человек, вторую квалификационную категорию —  3 человека;  2 педработника  не имеют квалификационной категории. Курсы повышения квалификации прошли  7 педагогов.В работе с учащимися педколлектив руководствовался Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, локальными актами. Учебный план школы на 2010/2011 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохранял в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. В 2010-2011 учебном году школа работала в режиме 5 – дневной рабочей недели для учащихся 1-х классов ,6-дневной недели  для учащихся 2-10 класоов. Для обеспечения базового общего среднего образования и развития ребёнка в процессе обучения функционировал 31  учебный   кабинет. Главным условием для достижения поставленных целей является  включение каждого ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей.

Минувший учебный год педагогический коллектив школы завершил следующими показателями своей учебной деятельности:

Класс

Всего учащихся
к концу 2010 — 2011 года

Закончили на «4» и «5»

%

1

52

2

56

33

58

3

27

10

37

4

43

22

51

5

25

9

36

6

46

12

26,1

7

29

8

27,6

8

46

10

21,7

9

20

2

10

10

16

5

31,3

Уровень обученности составил 100%, качество обучения 31,3%, что ниже прошлогоднего показателя на 1,7 % (33%). Первая ступень обучения (1 – 4).(см.анализ начальной школы) Вторая ступень обучения (5 – 9). На второй ступени обучалось 166 учащихся, в семи   классах. Учебный год успешно закончили 166 учащихся.  Шесть  учащихся окончили учебный год на отлично: Маматова Айчурек — 6 класс, Мамедова Света — 6 класс, Романенко Света — 6 класс, Магеррамли Жале -7класс, Концевая Катя -7 класс, Гюльмамедова  Саялы -8 класс  ( в прошлом году 8 чел.).  35  учащихся второй ступени обучения окончили учебный год на «4» и «5» (в прошлом году 47 чел.). Снижение количества отличников ,ударников произошло по объективным причинам(перевод уч-ся  в другое ОУ в связи со сменой места жительства).                              Педколлектив, продолжая формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, ставил следующие задачи:  — заложить фундамент общеобразовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения; — создать условия для самовыражения учащихся  на учебных и внеклассных занятиях в школе. С  учётом этого на второй ступени был расширен учебный план путём введения:  1 часа информатики,  1 часа химии, часа физической культуры, 1 часа ОБЖ, ИГЗ « Познай себя» для учащихся 5-9 с низкой мотивацией.       В целом итоги учебного года в сопоставимых показателях с предшествующим периодом  даны в следующей таблице

Результаты обученности учащихся в  5 – 9 классах

Классы

2008 2009

2009 2010

2010 2011

 

всего

%успевае
мости

качество обучения
%

всего

%успевае
мости

качество обучения
%

всего

%успевае
мости

качество обучения %

5класс

30

100

46,7

47

100

42

25

100

 36

6 класс

49

100

45,8

29

100

27

46

100

26,1

7 класс

27

96,3

15,4

42

98

33

29

100

27,6

8 класс

49

97,9

20,5

22

100

14

46

100

21,7

9 класс

27

100

22

42

100

21,2

20

100

10

    Выводы:    Качество знаний учащихся II ступени (по классам)  в 2010 -2011 учебном  году. Качество знаний во всех   классах второй ступени обучения остаётся низким и не превышает 36%. Самый низкий процент  у учащихся 9 класса –1 0 %.На протяжении  последних лет качество в данном классе не превышало 15.4 %.Качество знаний сравнению с прошлым учебным годом у этих же учащихся., уменьшилось в 5 классе  на 6,1%, в 6 классе  на 6 %, в 7 классе на0.9%, в 8 классе  на 5,4%, в 9 классе  на 4 %. Качество знаний учащихся  на второй ступени обучения  в 2010-2011 учебном году понизилось на 3.1 %,  по сравнению с предыдущим учебным годом. Низкое качество знаний имеют учащиеся :     6б класса    — по математике – 8,3% ( Унщикова С.И.) — по географии    — 28%  ( Волкова Г.И.)   — по русскому языку —  8,3% (Ильина Е.Г.)     — по немецкому языку    — 0% ( Исаева А.Ф)    — по английскому языку  – 27% ( Алексеева Л.П.)                                                      8б класса

— по химии – 20% ( Власюк О.И )

   9а класса — по химии — 4% (Власюк О.И) — по немецкому языку    — 0% ( Исаева А.Ф) 

Факторы, отрицательно влияющие на качество знаний школьников:

-низкий уровень мотивации к обучению; -основной движущий мотив у учащихся и их родителей — получение отметки и оценки учителя; -ряд учителей формально относятся к обучению учащихся самопознанию, самооценке своей деятельности через рефлексию; -отвлекающие факторы полнокровной детской жизни; -социальный фактор; -низкий уровень сформированности организационных умений учащихся, плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей  деятельности;

Рекомендации:
1.Включить в план внутришкольного контроля классно-обобщающий контроль в 6,8 классах.

2.Провести методические семинары по теме «Приемы развития мыслительной деятельности учащихся», « Пути и средства интеллектуального развития учащихся», «Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе», «Технология совершенствования общеучебных умений учащихся».

Результаты итоговой аттестации выпускников основной школы

Предмет

Всего

Сдавали экзамен

% успеваемости

Качество обучения,%

Экзаменационные
оценки.

2

3

4

5

Математика( в новой форме)

20

17

29,4

6

12

4

1

Русский язык  (в новой форме)

20

17

100

41

13

7

Математика

20

3

100

0

3

Русский язык  

20

3

100

0

3

Биология

20

12

100

33

8

2

2

Обществознание

20

14

100

21,4

11

3

Литература

20

2

100

100

1

1

История

20

1

100

0

1

Черчение

20

4

100

75

1

4

Информатика ( по билетам)

20

1

100

100

1

География

20

3

100

100

1

2

Физика

20

1

100

100

1

Учащаяся 9 класса Кириллова Ольга сдавала экзамены в традиционной форме в обстановке ,исключающей влияние негативных факторов. Экзамены по русскому языку и математике сдала на «3», подтвердив годовую отметку по предметам.      

Математика ( в новой форме)

      Успеваемость      — 29.4%       Качество обучения — 6% Двенадцать  учащихся получили оценку «2» и сдавали экзамен в традиционной  форме на базе МБОУСОШ №50.

Основной причиной низкого уровня обученности является то, что , недостаточно владеют базовыми умениями и навыками, имеют слабые способности, низкую мотивацию к обучению. Не маловажной причиной является и психологическая подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме.

Русский язык ( в новой форме).

        Успеваемость – 100%
         Качество обучения -41%.

Результаты сдачи экзаменов в 9 классах  за  последние 3 учебных года.

Предметы

2008 2009

2009 2010

2010 2011

успевае
мость

качество

успевае
мость

качество

успевае
мость

качество

Математика( в новой форме)

84,2

5,2

75

33

29,4

6

Русский язык  (в новой форме)

94,7

31,5

100

60

100

41

Математика

100

0

100

28

100

0

Русский язык  

100

0

100

35,2

100

0

Биология

100

33,3

100

30

100

33

Биология
(в новой форме)

100

33,3

Литература

100

60

100

100

100

100

История

100

0

100

0

Черчение

100

66,6

100

86

100

75

Информатика ( по билетам)

100

100

География

100

55,5

100

60

100

100

Обществознание

100

53,8

100

61

100

21,4

Обществознание( в новой форме)

87,5

25

Химия ( в новой форме)

100

87,5

Химия

100

100

Физика

100

100

100

100

Успеваемость и качество по математике в течении 3 — х лет нестабильно. Наблюдается снижение .По русскому языку  увеличилась успеваемость, но произошло снижение качества.
Традиционно большое количество учащихся выбирают предмет обществознание для итоговой аттестации — 14 человек (учитель Демидович Р.Ф.) качество составило 21,4%, биологию — 12 человек ( учитель Демидович Р.Ф.), качество составило  33 %, черчение — 4человека (учитель Головизнина Е.Н.), качество составило 75%,

При выборе экзаменов учащиеся руководствуются практической значимостью учебных дисциплин для  дальнейшего профессионального самоопределения  , а также личностные интересами и склонностями , уверенностью в своих силах. В минувшем учебном году наиболее предпочтительными для экзаменационного выбора учащихся оказались  предметы обществознание, биология, черчение наименее предпочтительными  —  география, физика, история,  информатика. Ни один учащийся не выбрал для итоговой аттестации предметы : химию, иностранный язык.      Третья ступень обучения (10 класс). На третьей ступени обучения  (10 класс, 16 учащихся) завершается образовательная подготовка. Основными задачами являлись: —   качественное освоение каждым выпускником  учебных программ за курс  средней (полной) общей школы; —   самоопределение  обучающихся; —   подготовка к активному освоению ситуации социальных перемен. На третьей ступени в компонент образовательного учреждения введены элективные курсы «Химия в расчетных задачах», «Решение задач с параметрами, «Методы решения физических задач», «Основы литературного редактирования», «Современная литература». Данные курсы ориентированы на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса, самостоятельной практической деятельности и для подготовки учащихся к решению заданий ЕГЭ повышенной сложности.

Проведённые  текущие контрольные работы по математике, русскому языку, тесты по данным дисциплинам  показали, что учащиеся  удовлетворительно владеют учебным материалом, могут применять знания в различных ситуациях, большинство обладают общеучебными умениями и навыками.  У школьников      достаточно развиты умения самообразовательной работы с разными источниками информации, творческое мышление, осознанная потребность получения знаний.     Качество знаний учащихся III ступени обучения в 2010-2011 уч. году осталось на прежнем уровне в сравнении с 2009-2010 уч. годом и составило 31.3%

Успеваемость по школе  составила   100 % , что на 0,1 % выше, чем в 2009 -2010 уч. году, качество обучения –  31,3%,  что на 1,7 % ниже, чем в прошлом году — 33,0%.

2008 /2009

2009 /2010

2010 /2011

успевае
мость

качество

успевае
мость

качество

успевае
мость

качество

I  ступень

100

48,3

100

48,5

100

48,6

II ступень

99,6

27,3

99,6

27,4

100

24,3

III ступень

100

21,9

100

23

100

31,3

по школе

99,9

33,9

99,9

33

100

36

 Внутришкольный  контроль

В течение 2010-2011 учебного года осуществлялся в школе внутришкольный мониторинг. Внутришкольный контроль носил системный характер, мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам. Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2010- 2011 учебном году явились: -выполнение всеобуча; -состояние преподавания учебных предметов; -качество знаний, умений, навыков учащихся; -качество ведения школьной документации; -выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ; -подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся;

-выполнение решений педсоветов, совещаний.

 Основные направления посещений и контроля уроков: -классно-обобщающий контроль в 9кл. с целью определения образовательной подготовки, сформированности мотивации к обучению,  сформированности классного коллектива, определения уровня воспитанности, -классно-обобщающий контроль в 1,5,10 классах по определению степени адаптации учащихся к новым условиям; -тематический контроль: -развитие творческой активности на уроках чтения и внеклассного чтения 1 — 4кл.; -развитие навыков устного счета; -система учителя над развитием речи (работа над сочинением, изложением); -развитие у учащихся интереса к вновь изучаемым учебным предметам (география, биология (6 кл), физика 7кл. химия (8 кл), черчение (8 кл); -подготовка учителя к аттестации; -реализация учителями тем по самообразованию; -соответствие уровня профессиональной подготовки учителя заявленной квалификационной категории, посещаемость учащимися ИГЗ;   расписание учебных занятий; готовность к новому учебному году; соблюдение индивидуального подхода к учащимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно — познавательной деятельности,  система учета и контроля знаний учащихся, работа с отстающими учащимися, санитарно-гигиенический режим и соблюдение т/б, пожаробезопасность, спортивно-массовая работа, работа школьной библиотеки, состояние преподавания в 1 кл., выполнение программ и их практической части,  соблюдение единого орфографического режима при оформлении журналов, работа специальной медицинской группы,  выполнение курсовой подготовки,  соблюдение единого орфографического режима при заполнении дневников, соблюдение орфографического режима ведения тетрадей и качество их поверки учителем; работа классных руководителей, обеспечение учащихся питанием; организация дежурства в школе. -административный контроль над уровнем знаний и умений учащихся по предметам — стартовый контроль, рубежный контроль, итоговый контроль, годовой на конец учебного года в переводных классах, предварительный контроль перед экзаменами в 9 классе, итоговый контроль/итоговая аттестация в 9 классе. -тематически-обобщающий- особенности  мотивации деятельности учащихся на уроке, создание условий для ее развития. Состояние формирования ОУУН учащихся, здоровье учеников  в режиме дня школы, дозирование домашнего задания, нормализация учебной нагрузки, уровень воспитанности учащихся, уровень сформированности мыслительных навыков, ОУУН, уровень обучаемости,  уровень подготовки учащихся 4 класса к продолжению образования.

Методы контроля:

— наблюдения; — изучение документации; — проверка знаний учащихся; — анкетирование; — анализ. Посещенные уроки показали, что: — меняется отношение педагогов к учебным ЗУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально-значимых качеств личности (мыслительных, эмоционально-чувственных,  поведенческих, коммуникативных, физических, творческих). Это достигается путем применения развивающих педагогических технологий и подбором учебных задач; — учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке (мышление, речь, воля, коммуникативность и т.д.)и реализуют их средством учебного предмета; — учителя уверенно, профессионально владеют учебным материалом; Итоги контроля подводились на заседаниях педагогического совета и совещаниях при директоре, совещаниях при зам. директора, заседаниях МО.

В течение года регулярно проверялись классные журналы. Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 95%  учителей. Есть учителя, которые записывают темы уроков задним числом, оформляют журналы небрежно, нарушают инструкцию по заполнению журналов.

Выводы: Уровень компетенции и методической подготовленности членов администрации в основном достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса достоверен и в достаточной мере полон и глубок. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив на учебный год.

Анализ методической работы

Реализация данного направления работы школы осуществляется через создание условий для разноуровнего и индивидуально-дифференцированного подхода в условиях стандартизации, создания адаптивной системы обучения, расширение образовательного пространства, внедрение новых технологий. Методический совет определил для коллектива следующие задачи: 1.     Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров. 2.     Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану. 3.     Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояния их физического и психического развития. 4.     Повысить мотивацию учителей на участие в освоении передового опыта, изучения и применения новых образовательных технологий. 5.     Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых образовательных технологий и их элементов. 6.     Продолжить работу по созданию дидактического материала для разноуровневого контингента учащихся. 7.     Проводить работы по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся, формированию у них высоких моральных качеств. Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, план методической работы и методического совета.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы —        Тематические педагогические советы —        Повышение квалификации, педагогического мастерства и категоричности кадров          Работа ШМО —        Предметные недели —        Педагогический мониторинг —        Самообразование —        Аттестация

—        Обобщение передового опыта

    Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. Поставленные перед коллективом задачи были выполнены в основном. Выполнению поставленных задач способствовали: — спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса; — анализ выполнения принятых управленческих решений; — выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.

   Кроме того, в 2010/2011 учебном году повысили свой уровень учителя: математики Волкова С.В. , физики Верейкина Г.Г., начальных классов Стерхова Л.В., Суворова Е.В. Максимова Л.М. биологии Демидович Р.Ф .педагог дополнительного образования Хорошая Т.В. 

  Администрацией  школы была спланирована деятельность по коррекции системы работы, способствующей совершенствованию педагогического мастерства педагогических работников, а именно: — использование коллективной, индивидуальной форм работы администрации школы с педагогическим коллективом позволило каждому педагогу определить собственную траекторию развития по совершенствованию педагогического мастерства. Анализ собственной деятельности, промежуточных результатов обученности учащихся и своевременная коррекция методики организации учебного занятия способствовали своевременному выявлению причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений. Диагностическая особенность ученического и учительского коллективов была продолжена по направлениям: —        мониторинг результативности образовательного процесса; —        уровень воспитанности; —        нормализация учебной нагрузки; —        дозирование домашнего задания; —        здоровье учащихся в режиме дня школы; —        запросы родителей и учащихся на новый учебный год; —        адаптивность урока; —        степень адаптации учащихся к новым условиям обучения;    Высшей формой коллективной методической работы до сих пор остается педагогический совет. В 2010/2011 учебном году состоялось 5  заседаний педсовета. Организована целенаправленная работа по развитию профессионального мастерства педагогов. В течение года методический совет координировал и анализировал работу ШМО

    В школе работало 3 методических объединения учителей:  Методическое объединение учителей гуманитарного цикла, естественно-математического, учителей начальных классов. Методические объединения  работают над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы. (см. анализ работы методических объединений).

Исходя из анализа работы — выводы: — педагогическому коллективу продолжить работать над методической темой «Современные подходы к индивидуально — дифференцированному обучению». — в работе ШМО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технологию подготовки урока, самоанализ урока, самоконтроль своей деятельности, работа над темой самообразования, применение новых технологий и их элементов. — увеличить число предметных недель и повысить их роль в  развитии интереса к предмету. — более тщательно вести работу по освоению, внедрению, обобщению передового опыта.

— продолжить мониторинг результативности образовательного процесса.

Задачи на 2011/2012 учебный год

1.     Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров. 2.     Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану. 3.     Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояния их психического и физического развития. 4.     Изучать и внедрять новые педагогические технологии. 5.    Продолжать работу  по образовательной подготовке учащихся — формировать прочные устойчивые знания; — повышать мотивацию обучения; — формировать навыки умственного труда. 6.     Совершенствовать методический уровень учителей в реализации разноуровневого обучения школьников. 7.     Разнообразить формы методической работы. 8.     Совершенствовать работу по преемственности между первой ступенью обучения и средним звеном. 9. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.

10.Стимулирование учителя к применению новых методик обучения, внедрению в практику  новых педагогических технологий.

Анализ воспитательной работы

   Воспитательная работа в школе строится на основе Устава школы, Концепции воспитательной системы школы, программы развития школы, положения о Школьной думе, плана работы, плана воспитательной работы школы на год. 
    В школе существует система планирования: — план работы на год, на полугодие, на четверть, на месяц, поурочное; — расписание уроков, ГПД, кружков и спортивных студий, развивающих занятий — работа осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов,  учитываются  традиции школы, знаменательные даты города, района.          Особое внимание обращено на отработку практических и учебных умений и навыков, воспитание аккуратности, трудолюбия, расширение кругозора, формирование знаний.

Целью воспитательной работы в этом учебном году было: 

Создание оптимальных условий для всестороннего развития, самовыражения  личности учащихся.
 Исходя из цели, были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности:

  1. Сохранение школьных традиций, развитие системы  самоуправления.
  2. Формирование у учащихся потребности вести здоровый образ жизни, через реализацию программы «Здоровье и гармония», краевой целевой программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», деятельности спортивно — оздоровительного клуба «Глория» и кафедры Туризма.
  3. Совершенствование методического мастерства классного руководителя, через работу ШМО, методическую литературу и участие в школьных и городских, краевых и российских конкурсах.
  4. Продолжить реализацию программы «Одаренные дети».

Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:

  1. учебно-познавательному;
  2. культурно-просветительному;
  3. общественно-патриотическому;
  4. эстетическому;
  5. физкультурно-оздоровительному;
  6. нравственно-правовому;
  7. лекционно-образовательному;
  8. развитие самоуправления.

Обозначенные направления реализовывали следующими средствами:
1. учебно-познавательное направление реализуется через:

  • развивающие часы и защиту в виде проектов;
  • предметные недели;
  • проектные недели;
  • школьные и городские олимпиады;
  • научно-практические конференции;
  • участие в городских конкурсах;

2. культурно-просветительное:

  • посещение театров, выставок, музеев;
  • посещение цирковых программ;
  • работа вокального кружка «Горлица»;
  • через  школьный сайт, где отображается жизнь и деятельность нашей школы;

3. общественно-патриотическое:

  • встречи с ветеранами ВОВ;
  • посещение музея;
  • организация и проведение Дня Защитника Отечества;
  • Организация и проведения парада посвященного Дню Победы;
  • Участие в конкурсах «Патриот-юниор», «Спецназ-юниор», «Патриот-антитеррор», военно-спортивная игра «Зарница», эколого -туристический фестиваль «Ойкос», турнир «Юность Красноярья».

4. эстетическое направление:

  • организация выставок рисунков и поделок учащихся;
  • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • работа кружков художественно – прикладной направленности;
  • участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне города, района;
  • использование курса МХК.

5.физкультурно–оздоровительное направление:

  • работа спортивных и туристских секций;
  • веселые старты по параллелям;
  • подвижные перемены;
  • проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;
  • проведение внутришкольных соревнований;
  • участие в соревнованиях на уровне района, города и края;
  • проведения Дней Здоровья в конце каждой четверти в различной форме;
  • проведение мероприятий кафедрой Туризма.

6. нравственно- правовое направление:

  • лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами по половозрастному и правовому воспитанию;
  • антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;
  • работа совета профилактики;
  • беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения;
  • работа с детьми «группы риска» и их родителями;
  • реализация программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
  • участие в акциях, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
  • общешкольные профилактические мероприятия «Мы за здоровый образ жизни», «Мои права и обязанности».

7. лекционно –образовательное для родителей:

  • родительские собрания;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • лекции по профилактики пьянства и наркомании среди подростков;
  • лекции по половозрастному воспитанию подростков;
  • встречи с участковым и инспектором ОДН;
  • общешкольные профилактические  мероприятия с привлечением родителей.

8. развитие самоуправления:

  • работа Школьной Думы;
  • работа «Доброграда» в начальной школе.

Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование.
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.
Дополнительное образование включает следующие направления:
1) эстетическое в этом направлении работают школьные кружки: вокальный кружок «Горлица», кружок прикладного творчества «Юная швея», «Лоскутная пластика».
2) физкультурно-оздоровительное  в школе работает спортивно-оздоровительный клуб «Глория»,  секция «Вольная борьба», проводятся тренировки в секции «рукопашного боя», ведется  спортивный туризм. В нашей школе ведут работу спортивные секции представители от  спортивных организаций города. Результатом работы наших кружков и секций являются призовые места в спортивных соревнованиях, различных выставках, проводимых на уровне города и края и конечно призовые места в олимпиадах и творческих конкурсах ( приложение № 1).

Для организации целенаправленной внеурочной воспитательной работы, школа располагает материальным ресурсом, основным — спортивный зал, борцовский зал, тренажерный зал, кабинет психолога, библиотека, медиатека, видеотека, компьютерный класс.

Наличие оснащенных спортивных залов: спортивный зал — 67%, тренажерный зал -100%, борцовский зал -100%. В этом учебном году завершена реконструкция и оснащение спортивной площадки на территории школы.

    Дополнительным — молодежный центр Ленинского района, краеведческий музей, ДМШ №6, ДК « Красцветмет», библиотека им. В.В. Маяковского, СДЮШОР Ленинского района, туристский клуб «Абатак», городской центр «Патриот», дом детства и юношества, С.Ю.Т., ДК им «1 мая».

На базе школы уже 4-й год осуществляет свою работу кафедра Туризма. Кафедра  Туризма проводит мероприятия для сборных групп школьников района. 

За  2010-2011 уч.год кафедрой туризма подготовлены и проведены следующие мероприятия:

  •  «Походы выходного дня» (осень);
  •    Районные соревнования «Веселые старты»;
  •  «Масленица»;

В начале мая — водный поход по р. Есауловка с участниками кафедры. Участники кафедры Туризма уже третий год подряд занимают 1-е место в районе в турнире «Юность Красноярья» и 4-е место в городском  одноименном конкурсе.

Кафедра Туризма на базе школы – это  значимый, приобретенный ресурс, который дает возможность не только приобретать новые знания в области туризма, но и расширить и разнообразить области применения творчества учащихся. Программа «Института социальных изменений» позволила  педагогам найти места для предъявления своего результата, для использования  современных методов и форм в работе.

В школе создана и работает система профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Приоритетными направлениями в работе, как традиционными, так и с внедрением новых методик, являются:

  • Организация и проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, в том числе находящимися в социально опасном положении;
  • Разъяснительно-консультативная работа среди несовершеннолетних и их родителей, направленная на воспитание законопослушного гражданина, ориентированного на здоровый образ жизни.

С этой целью: В МБОУ СОШ № 50 проводятся родительские собрания с приглашением специалистов субъектов системы профилактики, где у каждого родителя, законного представителя есть возможность получить квалифицированную помощь по всем вопросам, связанным с воспитанием, обучением, занятостью детей. Проводится работа по организации занятости несовершеннолетних (учебной, досуговой, трудовой), в том числе в летний период времени с использованием ресурсов: кафедры Туризма на базе школы, кружков и секций образовательного учреждения, Центра детского творчества, ДЮСШ, спортивной школьной  площадки, Молодежного центра Ленинского района. Реализуется проект «Школа – территория здоровья», где 100% учащихся вовлечены в массовые мероприятия. В общую структуру профилактической деятельности школы входит «Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних». Она предусматривает дифференциацию целей, задач и предполагаемых результатов профилактики с учетом возраста и специфики работы с детьми «группы риска», этапность их реализации, преемственность, и направлена на формирование жизненных ценностей, общечеловеческую ориентацию, сверхустойчивые личностные установки, формирование здорового образа жизни и формирующуюся систему представлений и знаний по данной проблеме. В реализации программы принимают участие не только администрация,  педагогический коллектив школы, учащиеся, но и родители, другие заинтересованные лица.

Например, учителями были разработаны подпрограммы по темам:

  1. «Профилактика вредных привычек»
  2. «Формирование у детей основ здорового образа жизни»
  3. «Условия и факторы духовного развития подростков»

Критериями оценки являлись качественные изменения у учащихся, родителей и учителей: -отношение к профилактической программе; -отношение к психоактивным веществам; -изменение в поведении, в общении с окружающими (через анкетирование и опрос). В 2010 учебном году  профилактическая работа была построена, основываясь на подпрограммах, предложенных творческими группами учителей. Совместно со специалистами центра медико — психологической и социальной помощи подросткам и молодежи были поведены тренинги: «Нет, наркотикам!», «Профилактика алкоголизма», «Профилактика ВИЧ-инфекции». Совместно с наркологом Брюзгиным В.Г., инспектором Непомнящей Н.Л. были проведены плановые мероприятия: « Мы за здоровый образ жизни», «Профилактика табакокурения» в 8 -10 классах, «1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом»,  «Всемирный день отказа от курения» в  5 — 9 классах, профилактические беседы «Профилактика эмоциональных стрессов» в 5 -7 классах. Наши учащиеся стали участниками акций, направленных на формирование здорового образа жизни: «Молодежь выбирает жизнь!», «Марафон здоровья», «Окунись с головою в туризм», «В здоровом теле — здоровый дух». Родительские собрания «Профилактика безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ среди молодежи». В системе проводится Совет Профилактики школы, разрабатывается индивидуальный маршрут психолого — педагогического и правового сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на учете в ОДН и ВШУ. Оказывается содействие несовершеннолетнему и членам его семьи в реализации и защите прав человека.

Комплексная и системная профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних помогает нам:

  • устранить причины и условия, способствующие развитию безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ среди учащихся;
  • уменьшить число учащихся и родителей «группы риска»;
  • сохранить и укрепить здоровье учащихся;
  • сохранить здоровую и безопасную среду в школе для учащихся, в том числе учащихся «группы риска»;
  • сформировать знания о социально-психологических, медицинских, правовых, морально-этических последствиях данной проблемы среди учащихся, родителей и педагогов.

Положительные результаты системы профилактики мы можем увидеть в  динамике: количество учащихся, состоящих на учете на 01.09.2010  – 5 человек, количество учащихся, состоящих на 31.05.2011 г – 1 человек. Отсутствуют преступления, совершенные учащимися нашей школы как персональные, так и групповые.

Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Вот почему от классного руководителя, прежде всего, требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный в соответствии с конкретным классом, с конкретными личностями учеников, с конкретными задачами, которые ставит перед собой педагог.

Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно — познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя — предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, декады. В рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет и т.д. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей за прошлый год показал, что часть учителей, как и прежде, подходит к составлению плана формально, но число их снизилось. Большинство  классных руководителей ведут целенаправленную работу в классе, придерживаясь своих планов. Повысилось качество индивидуальной работы с отдельными учащимися, это заметно и по успеваемости учащихся, и по количеству пропусков без уважительных причин. В этом учебном году увеличилось количество заседаний Совета профилактики, что дало так же положительные результаты.   В школе сложилась своя система традиций. Это праздники, классно — кабинетная система, работа над имиджем школы (оформление в воспитательных целях  различных зон школы: мемориальная доска выпускнику школы, классные уголки, стенды государственной символики и детских достижений), наличие детского самоуправления. Включенность учащихся в позитивные формы организации досуга является объектом мониторинга администрации. Ведется   рейтинг  участия детей  в различных делах школы, района. Ученическое самоуправление в школе организовано  в форме детского общественного объединения «Школьная дума», в  функции которого входит планирование и организация общешкольных мероприятий, защита интересов учащихся. Обеспечению эффективности воспитательных влияний внеурочной  и урочной деятельности способствует открытость образовательной системы школы. Оценка условий воспитательного процесса проводилась путем выявления наличия    в     образовательном    учреждении    работников,     отвечающих за  организацию     воспитательной     деятельности,  определения     соответствия методического и материально — технического обеспечения    целям и задач воспитания, установленным в документации образовательного учреждения. Методическое обеспечение воспитательной деятельности осуществляется через работу районного методического объединения классных руководителей. Педагоги работают над проблемами формирования нравственной культуры школьников, профилактикой девиантного поведения. Материально — техническая база образовательного учреждения позволяет организовывать   воспитывающую  деятельность   в   соответствии   с   целями и задачами, установленными в документации образовательного учреждения и государственном стандарте (Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования  раздел 6 п. 6.3).

Педагогический коллектив по итогам анализа воспитательной работы школы, за прошедший учебный год выделил основные задачи на новый  год:

  1. Активизация работы всех классных руководителей в рамках реализации программы развития;
  2. Усиление работы школьного ученического самоуправления;
  3. Вовлечение в активную деятельность большего количества учащихся;
  4. Увеличение кружков и секций, увеличение % занятости учащихся;
  5. Усиление работы МО классных руководителей;
  6. Разнообразие форм и методов работы с родительской общественностью.

Таким образом, можно сделать вывод: поставленные нами  задачи  повышают  качество воспитательной работы и создают единую систему воспитания.

Приложение № 1

Итоги участия в мероприятиях разного уровня :

Мероприятие       

Уровень

Результат

Районная игра — конкурс
«Математическая карусель» «АБАКА»

районный

2 место

Турнир «Юность Красноярья»

районный

1 место

Турнир «Юность Красноярья»

городской

4 место

Эколого-туристический фестиваль «Ойкос»

городской

4 место

Чемпионат края по вольной борьбе в г. Дивногорске

краевой

1 место, чемпион края

Открытое первенство «СДЮШОР по видам единоборств», вольная борьба

городской

1,2,3 места

Открытое первенство Манского района на призы мастера спорта СССР В.Г. Иванова

краевой

1,2,3 места

Открытое первенство Красноярского края на призы мастера спорта П.А. Ширковца

краевой

1,2,3 места

Первенство Красноярского края по вольной борьбе

краевой

1 место

Межрайонные военно-спортивные игры Красноярского края
«Спецназ-юниор»

краевой

1 место

Открытый турнир Манского района по вольной борьбе, посвященный памяти В.И. Степанова

краевой

1,2,3 места

Районный детский компьютерный фестиваль

районный

3,4 места

Игровой конкурс «КИТ»

Всероссийский

участие

Конкурс рисунков «Новогодик» ( электронный рисунок)

краевой

призеры

Районный детский компьютерный фестиваль

районный

участие

Интернет-олимпиада школьников

Всероссийский

участие

Детский компьютерный фестиваль школьных команд

городской

участие

Первенство района по конькобежному спорту

районный

участие

Первенство района по шашкам среди учащихся общеобразовательных школ

районный

участие

Военно-спортивная игра «Патриот-антитеррор»

районный

4 место

Первенство района по лыжным гонкам среди ОУ

районный

участие

Первенство по олимпийскому многоборью среди учащихся  ОУ

районный

участие

Первенство района по плаванию

районный

участие

Первенство района по волейболу «Смена-2011» среди учащихся ОУ

районный

участие

Соревнования по настольному теннису среди команд ОУ

районный

участие

Городские соревнования велосипедистов «Безопасное колесо»

городской

участие

Фестиваль детского технического творчества «Техноград»

районный

участие

Открытый молодежный конкурс «Об огнях пожарищах….»

районный

участие

Районная интеллектуальная игра «Брейн-ринг» (430 лет присоединения Сибири к России).

районный

участие

Первенство района по легкоатлетическому четырех – борью среди учащихся ОУ (Спартакиада)

районный

6 место

Соревнования по волейболу среди ОУ

районный

5,6 места

Спартакиада допризывной молодежи

районный

участие

Мероприятия посвященные Дню Победы

школьный, районный, городской

участие

Л/атлетическая эстафета ко Дню Победы

районный

участие

Всероссийская акция «Неделя Добра»

Всероссийский

участие

Городской конкурс чтецов «Пушкиниада-2011»

городской

участие

Конкурс школьных видео проектов «Золотая стрекоза»

городской

участие

«Марафон здоровья»

городской

участие

«Космос России»

городской

участие

Проект «Русские забавы», в рамках конкурса школьных проектов (Институт социальных изменений)

районный

участие

«Британский бульдог»

Всероссийский

участие, призеры

« Русский медвежонок»

Всероссийский

участие, призеры

Грантовый конкурс «Социальное партнерство во имя развития»

краевой

участие

«Звезды Сибири» Кубок Красноярска по прыжкам на акробатической дорожке.

краевой

участие

Первенство Красноярского края по прыжкам на акробатической дорожке в г. Канске.

краевой

1 место

Открытое первенство по Красноярскому краю. Прыжки на акробатической дорожке.

краевой

1 место

«Компьютерное творчество – XXI век»

краевой

участие