Школа 50 @ Главная страница

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает как правильно себя вести. ПРИСВАИВАЯ АТРИБУТЫ АГРЕССОРА ИЛИ ИМИТИРУЯ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ, РЕБЕНОК ПРЕОБРАЖАЕТСЯ ИЗ ТОГО, КОМУ УГРОЖАЮТ, В ТОГО, КТО УГРОЖАЕТ. Чем незащищённее чувствует себя ребенок, тем сильнее его стремление походить на пугающий объект. Психологи говорят, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать. Детям необходимо смириться с гневом как с неотъемлемой частью себя. А РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ИМ НАУЧИТЬСЯ ПЕРЕНАПРАВЛЯТЬ СВОИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ ГНЕВ СТАНЕТ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ, СПОСОБОМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ ИЛИ СРЕДСТВОМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ И ЗА ДРУГИХ.
Самое главное — научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую энергию «в мирных целях». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создавать условия, позволяющие им удовлетворять потребности в движении, а также заниматься интересующими их делами. Например, можно предложить им заняться в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

Задача взрослых в том, чтобы научить правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях, но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерётся с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он не доволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. Таким детям можно предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

• Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил. • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе. • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё. • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдёт выход в творчестве. • Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: • Обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи, • Обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают, • Следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова, • Быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений,

• Поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновений с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять, не уподобляясь им.

Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваясь на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

И, наконец, самое главное, не забывайте о том, что только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем кто слабее, мы сможем противостоять агрессивности и иным формам её проявлений.