Школьный институт занимательных явлений

Проект «Эврика» — Школьный Институт Занимательных Явлений (ШИЗЯ).

Концепция подростковой школы, в ее современной интерпретации, предполагает использование в обучающем пространстве принципа многофункциональности. Сегодня мы представляем разработку одного из возможных фрагментов такой многопространственной школы. Речь идет о создания школьного института физики

Авторы ставили своей целью создание структуры, достаточно лояльной к подростку и предоставляющей ему возможность попробовать свои силы в серьезной деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть необходимость «серьезности» игры, недопустимо обмануть ожидания подростка, его доверие к старшим партнерам.

Четыре года назад на базе школы 2-ой и 3-ей ступени сотрудниками кафедры физики был создан научно-исследовательский институт физики для школьников, получивший название Школьного Института Занимательных Явлений (ШИЗЯ). Начав функционировать как инициативный проект, институт перерос в постоянную структуру, расширяющую традиционное школьное пространство .

Во главе института стоит директор (один из преподавателей, имеющий опыт работы в НИИ), и кураторы (преподаватели, работающие с подростками, в основном, в режиме консультаций). Далее структура института строится следующим образом: Ведущие научные сотрудники — школьники, успешно работающие в ШИЗЯ и получившие право руководства исследовательской группой (например, группой стажёров). Ведущий научный сотрудник ведёт самостоятельные научные исследования и входит в научный совет института (туда входят также кураторы). Научные сотрудники — самостоятельно работающие и получившие право решать (право голоса на общем собрании), кто достоин быть научным сотрудником. Школьники, только что вступившие в институт, получают статус Стажера и пока не имеют права самостоятельной работы.

Переход с одной ступени на другую происходит на общем научном семинаре ШИЗЯ. Общий семинар является главным органом института, принимающим решения в рамках внешней и внутренней деятельности института. Научный совет отвечает за выбор и экспертизу научной тематики института и текущую деятельность ШИЗЯ (собирается раз в неделю, иногда чаще).

Институт активно ведет научно-исследовательскую работу. С помощью сотрудников института поддерживается и обновляется работа практикумов в средней и старшей школе. На базе института ежегодно выполняются и успешно защищаются десятки творческих работ. Сотрудники института постоянно выступают на районных и краевых научно-практических конференциях и занимают призовые места.

На базе института было организовано две летние экспедиции (совместно дети и взрослые — сотрудники института). В экспедициях сотрудники института занимались физическими и экологическими проблемами, вместе отдыхали и праздновали, совершали походы и экскурсии по интереснейшим местам родного края.