Назначение музея
Музей –это не собрание старых вещей,
а средство развития мировоззрения
l1.Определяет выживание, закрепляет жителей, готовит будущих тружеников.
l2.Формирует ответственность молодого поколения за историю и судьбы семьи, села, современной России
l3. Является познавательным уголком, визиткой, хранителем традиций, нравственным центром.
l4. Музей помогает учиться, расширяет кругозор, помогает в профессиональном и жизненном самоопределении.
l5. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов развивает многие навыки культурной самодеятельности и коммуникативной компетентности, внедряет в сознание представления о памятниковедении, воспитывает любовь и уважение к своему краю.
Концепция социализации молодого поколения по месту жительства.
( основные идеи)
Четыре модуля:
Родная земля Родной язык Родная история Родная культура
Модуль 1. Родная земля
Образовательная программа » Маленькое село открывает большой мир»
Земля –это малая родина, всю жизнь одаривающая нас крыльями вдохновения.
Программа предусматривает:
-
Глубокое изучение древних следов цивилизации.
-
Понимание временного луча села Ораки
-
Устройство жизни на родной земле, осуществление проекта «Приведем село в порядок».
-
Без воспитания землей не будет на нашей земле мира.
Модуль 2 Родная история. Историческое понимание жизни.
История края
lЭтапы развития моего района
lИстория рода моего семьеведение
lКомплексное изучение истории села
Летопись школы, своего села
Модуль 3 Родная культура
Модуль 4.Родной язык
lЛетопись села
lТопонимика (антропонимы, фитонимы, гидронимы, этнонимы, оронимы)
Диалектная лингвистика
Исследовательские работы и издание альманаха » Поиск»
Сочинения и реферативные работы
lЛегенды и мифы, предания села
Легенда » Два озера»
(авторы Оракские школьники)
Урахголь – «Ур» – вода, «ах» – белая, «голь» — озеро. Озеро белой воды – так называлось одно из озер. Сегодня это озеро носит название Кедровое. Озеро находится в 4-5 км от села Ораки. Зеркало воды 6 км2. Место для рыболовства и охоты благодатное. На нём 6 небольших островков, на которых сохранились кедры. Когда-то вокруг озера стеной росли громадные кедры, а на болотистой равнине, поросшей тальником, травой и мхом, обитало столько оленей и разного зверья, что человек, живущий поблизости, мог не думать о пище. Болото было покрыто сплошь ягодой морошкой, клюквой. Над озером с суматошным криком носились чайки и огромное количество других птиц.
Тихое, спокойное, часто безлюдное озеро очень дорого оракцам.
Другое и сейчас так и называется — Кызынкуль – «кызын» — красный, «куль» — озеро. Озеро красной воды. Оно небольшое, на берегу его деревня расположена с таким же названием и относится оно к Ужурскому району. Легенду об этих озерах рассказала жительница села Ораки Шушеначева (урожд.Тюндешева) Мария Филипповна 1964г..
Это было давно. В долине, окруженной горами, жили люди. У них царил мир, покой, плодились табуны, стада. Народ к народу, нарождаясь, тоже прибавлялся. Все знали: жизненную силу им давала вода озер. Урахголь и Кызынкуль. Одно озеро белой воды – светлое, радостное, прекрасное. Второе-озеро красной воды. По преданию это озеро крови доброго огненного дракона, погибшего в неравной схватке.
Люди племени относились к воде с почтением, ведь вода – мать всего живого, считали они. У воды не разрешалось говорить плохие слова, совершать плохие поступки. Если стоять у воды и говорить плохие слова, она потеряет свою силу и не будет таинственным образом помогать людям. Из поколения в поколение воду охранять доверялось лучшей девушке племени.
И в это неспокойное время воду охраняла лучшая прекрасная девушка лицом мила, душой добра. Садилась на берегу, улыбалась, разговаривала с водой. Ее улыбка, рожденная любовью, давала воде новую жизнь и помогала очищению воды. Чистотой собственных мыслей девушка берегла чудодейственную силу воды. Ее сердце, озаренное любовью и признательностью, выбрало лучшего из племени юношу. Не было в округе богатыря прекраснее и достойнее его. Он самый сильный путник в горах, самый меткий охотник в тайге. Молодые люди любили друг друга и верили в свою счастливую судьбу.
Напасть на племя, испортить воду озер задумал злой и завистливый хан. Уродливая душа хана была коварна. Вначале он решил заманить и убить лучшего из племени, и когда тот возвращался с охоты, он устроил ему западню. У лучшего юноши конь летел как птица, но вероломных врагов было много, они напали на него, начался неравный бой. Лучший из племени никогда не уставал в бою, но ханские войска подступали к нему темной тучей. Как ни защищался богатырь, был сражен.
Большой сильный скакун вернулся в племя без наездника, без лучшего защитника племени. Девушка, полная тревоги вскочила на вернувшегося коня, и могучий конь доставил ее к погибшему. Она, завернув его тело в покрывало, доскакала с ним до озера Красной воды. Призвала всех богов и духов вернуть ее любимого. С молитвой она обратилась к воде – матери всего живого, затем омыла раны на теле юноши. Они исчезли, срослись. Доставила его тело на берег озера белой воды. Прекрасная девушка лицом мила, душой добра обратилась к белой воде с молитвой. Как только тело юноши было омыто водой белого озера, он открыл глаза – душа вернулась.
Она спасла богатыря, и счастье осталось с народом племени. Сыграли свадьбу. Совет вождей подарил девушке гору, которая стала называться Кизех- таг – Девичья.
Прошли годы. То ли племена перестали заботиться о чудодейственной силе озер, то ли пробрались все-таки враги и испортили воду. Люди забыли об этом. Не берегут воду, не хранят традиции. Живут совсем по-другому.