Школьный музей

Назначение музея

Музей –это не собрание старых вещей,

а средство развития мировоззрения

 

l1.Определяет выживание, закрепляет жителей, готовит будущих тружеников.

l2.Формирует ответственность молодого поколения за историю и судьбы семьи, села, современной России

l3.  Является познавательным уголком, визиткой, хранителем традиций, нравственным центром.

l4. Музей помогает  учиться, расширяет  кругозор, помогает в профессиональном и жизненном самоопределении.

l5. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов развивает многие навыки культурной самодеятельности и коммуникативной компетентности, внедряет в сознание представления о памятниковедении, воспитывает любовь и уважение к своему краю.

Концепция социализации   молодого поколения по месту жительства.

( основные идеи)

Четыре модуля:  

Родная земля Родной язык Родная история Родная культура

Модуль 1. Родная земля

Образовательная программа » Маленькое село открывает большой мир»

Земля –это малая родина, всю жизнь одаривающая нас крыльями вдохновения.

Программа предусматривает:

  • Глубокое изучение древних следов цивилизации.

  •  Понимание временного луча села Ораки

  • Устройство жизни на родной земле, осуществление проекта «Приведем село в порядок».  

 

  • Без воспитания землей не будет на нашей земле мира. 

  • Модуль 2 Родная история. Историческое понимание жизни.

    История края

    lЭтапы развития моего района

    lИстория рода моего семьеведение

    lКомплексное изучение истории села

    Летопись школы, своего села

    Модуль 3  Родная культура

    Модуль 4.Родной язык

     

    lЛетопись села

    lТопонимика (антропонимы, фитонимы, гидронимы, этнонимы, оронимы)

    Диалектная лингвистика

    Исследовательские работы и издание альманаха » Поиск»

    Сочинения и реферативные работы

    lЛегенды и мифы, предания села

    Легенда » Два озера»

                                                                                       (авторы Оракские школьники)

    Урахголь – «Ур» – вода, «ах» – белая, «голь» — озеро. Озеро белой воды – так называлось одно из озер. Сегодня это озеро носит название Кедровое. Озеро находится в 4-5 км от села Ораки. Зеркало воды 6 км2. Место для рыболовства и охоты благодатное. На нём 6 небольших островков, на которых сохранились кедры. Когда-то вокруг озера стеной росли громадные кедры, а на болотистой равнине, поросшей тальником, травой и мхом, обитало столько оленей и разного зверья, что человек, живущий поблизости, мог не думать о пище. Болото было покрыто сплошь ягодой морошкой, клюквой. Над озером с суматошным криком носились чайки и огромное количество других птиц.

     Тихое, спокойное, часто безлюдное озеро очень дорого оракцам.

             Другое и сейчас так и называется  —  Кызынкуль – «кызын» — красный, «куль» — озеро. Озеро красной воды. Оно небольшое, на берегу его деревня расположена с таким же названием и относится оно к Ужурскому району. Легенду об этих озерах рассказала жительница села Ораки  Шушеначева (урожд.Тюндешева) Мария Филипповна 1964г..

    Это было давно. В долине, окруженной горами, жили люди. У них царил мир, покой, плодились табуны, стада. Народ к народу, нарождаясь, тоже прибавлялся. Все знали: жизненную силу им давала вода озер. Урахголь и Кызынкуль. Одно озеро белой воды – светлое, радостное, прекрасное. Второе-озеро красной воды. По преданию это озеро крови доброго огненного дракона, погибшего в неравной схватке.

             Люди племени относились к воде с почтением, ведь вода – мать всего живого, считали они. У воды не разрешалось говорить плохие слова, совершать плохие поступки. Если стоять у воды  и говорить плохие слова, она потеряет свою силу и не будет таинственным образом помогать людям. Из поколения в поколение воду охранять доверялось лучшей девушке племени.

             И в это неспокойное время воду охраняла лучшая прекрасная девушка лицом мила, душой добра. Садилась на берегу, улыбалась, разговаривала с водой. Ее улыбка, рожденная любовью, давала воде новую жизнь и помогала очищению воды. Чистотой собственных мыслей девушка берегла чудодейственную силу воды. Ее сердце, озаренное любовью и признательностью, выбрало лучшего из племени юношу. Не было в округе богатыря прекраснее и достойнее его. Он самый сильный путник в горах, самый меткий охотник в тайге. Молодые люди любили друг друга и верили в свою счастливую судьбу.

             Напасть на племя, испортить воду озер задумал злой и завистливый хан. Уродливая душа хана была коварна. Вначале он решил заманить и убить лучшего из племени, и когда тот возвращался с охоты, он устроил ему западню. У лучшего юноши  конь летел как птица, но вероломных врагов было много,  они напали на него, начался неравный бой. Лучший из племени никогда не уставал в бою, но ханские войска подступали к нему темной тучей. Как ни защищался богатырь, был сражен.

             Большой сильный скакун вернулся в племя без наездника, без лучшего защитника племени. Девушка, полная тревоги вскочила на вернувшегося коня, и могучий конь доставил ее к погибшему. Она, завернув его тело в покрывало, доскакала с ним до озера Красной воды. Призвала всех богов и духов вернуть ее любимого. С молитвой она обратилась к воде – матери всего живого, затем омыла раны на теле юноши. Они исчезли, срослись. Доставила его тело на берег озера белой воды. Прекрасная девушка лицом мила, душой добра обратилась к белой воде с молитвой. Как только тело юноши было омыто водой  белого озера, он открыл глаза – душа вернулась.

             Она спасла богатыря, и счастье осталось с народом племени.  Сыграли свадьбу. Совет вождей подарил девушке гору, которая стала называться  Кизех- таг – Девичья.

             Прошли годы. То  ли племена перестали заботиться о чудодейственной силе озер, то ли пробрались все-таки враги и испортили воду. Люди забыли об этом. Не берегут воду, не хранят традиции. Живут совсем по-другому.