Сегодня очевиден факт — учитель не является единственным и главным носителем знаний. Усиливается динамика обновления информации, и это служит основанием для смещения акцентов в подготовке учителя от транслирования знаний к способам получения их.
Программой развития системы общего образования Красноярского края определено, что общим требованием квалификации в рамках любой профессии является требование на общекультурную состоятельность и гуманитарность способов осуществления деятельности.
Отсюда следует прямой заказ образованию на обеспечение у выпускников школ таких качеств, как:
-
способность к непрерывному самообразованию — как особая ценность, особое умение;
-
коммуникативные навыки;
-
умение ориентироваться в быстроменяющейся социокультурной среде;
-
умение принимать грамотные, жизнеспособные решения, адекватные обстоятельствам;
-
умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности;
-
экологичность взаимодействия с природно-социальной средой, предполагающая понимание себя, других, мира в целом.
В соответствии с этим подготовку педагогов можно систематизировать по трем областям:
-
Содержание образования.
-
Организационно-управленческая подготовка.
-
Технологии.
В содержание образования педагогов-специалистов предполагается включить:
-
идею универсальности образования в связи с интеграцией предметов в образовательные области;
-
формирование умений работать с альтернативными программами в пространстве разнообразных учебно-образовательных комплексов;
-
готовность специалистов для работы в малокомплектной сельской школе с учетом ее специфики (малая наполняемость классов, многопрофильность преподавания, разновозрастной состав учащихся);
-
сквозную подготовку для специалистов всех образовательных областей по основам коррекционной работы валеологии, нормативно-правовой базы сферы образования, новейшим компьютерным технологиям;
-
формирование практических умений работать в образовательных областях с учетом социальной психологии и педагогики;
-
профессиональные умения и навыки воспитательной работы на настоящем социокультурном пространстве с учетом возрастной психологии;
-
готовность перехода с 2001 года в начальном образовании на 4-х летнее обучение с 2007-2009 года на 12-летнее обучение;
-
формирование умения работать в системе дополнительного образования.
В организационно-управленческую подготовку предполагается включить:
-
формирование навыков:
- коммуникативных,
- программирования деятельности,
- проектирование деятельности,
- рефлексивного анализа деятельности,
- командной работы;
-
овладение способами организации деятельности и техниками мышления, соответствующими используемым технологиям обучения;
-
умение брать инициативу по межведомственной соорганизации жителей поселения, направленную на преобразование и улучшение настоящей жизни.
В технологии предполагается включить:
-
знания и владение навыками, технологиями обучения, в том числе действующих на территории Красноярского края (КСО, РО, ИОСО, ТРИЗ, ЖСТЛ — жизненная стратегия творческой личности, УДЕ — укрупненные дидактические единицы).
-
организация практики студентов в педагогические мастерские в инновационных комплексах края.
Обращенность к личности ребенка, особенностям его психического и физического развития, забота и внимание к каждому воспитаннику является стержневой линией подготовки будущего педагога. Психолого-педагогическая подготовка студента является важной составной частью образовательного процесса.
От педагога ожидают:
-
чтобы он использовал разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности ученика, сочетая репродуктивную и проблемную стороны обучения, добивался осмысления учебного материала всеми учениками, стремился оценивать реальные продвижения каждого обучающегося, поощрял и поддерживал минимальные успехи;
-
чтобы он не только учил, воспитывал, направлял и оценивал, но и проявлял способность к самосовершенствованию, экспериментированию, к обновлению образовательных учреждений, делая их открытыми к изменениям, он должен не только успешно передавать знания, но и готовить ребенка к жизни в обществе, развивать любознательность и способность к инициативности и самоопределению;
-
чтобы он умел работать в преподавательском коллективе и с детьми в режиме сотрудничества, уважать права других людей, научить своих учеников и воспитанников урегулированию конфликтов посредством диалога и обсуждения, отказу от насилия и нетерпимости по отношению к другим;
-
чтобы он имел потребность и обладал умениями, позволяющими ему осуществлять успешное обучение, воспитание и развитие детей из неблагоприятной среды, а также нуждающихся в специальном образовании, проживающих в труднодоступных или удаленных районах, в местах, затронутых конфликтами.