Штрихи к портрету Учителя

Сегодня очевиден факт — учитель не является единственным и главным носителем знаний. Усиливается динамика обновления информации, и это служит основанием для смещения акцентов в подготовке учителя от транслирования знаний к способам получения их.

Программой развития системы общего образования Красноярского края определено, что общим требованием квалификации в рамках любой профессии является требование на общекультурную состоятельность и гуманитарность способов осуществления деятельности.

Отсюда следует прямой заказ образованию на обеспечение у выпускников школ таких качеств, как:

  • способность к непрерывному самообразованию — как особая ценность, особое умение;

  • коммуникативные навыки;

  • умение ориентироваться в быстроменяющейся социокультурной среде;

  • умение принимать грамотные, жизнеспособные решения, адекватные обстоятельствам;

  • умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности;

  • экологичность взаимодействия с природно-социальной средой, предполагающая понимание себя, других, мира в целом.

В соответствии с этим подготовку педагогов можно систематизировать по трем областям:

  1. Содержание образования.

  2. Организационно-управленческая подготовка.

  3. Технологии.

В содержание образования педагогов-специалистов предполагается включить:

  • идею универсальности образования в связи с интеграцией предметов в образовательные области;

  • формирование умений работать с альтернативными программами в пространстве разнообразных учебно-образовательных комплексов;

  • готовность специалистов для работы в малокомплектной сельской школе с учетом ее специфики (малая наполняемость классов, многопрофильность преподавания, разновозрастной состав учащихся);

  • сквозную подготовку для специалистов всех образовательных областей по основам коррекционной работы валеологии, нормативно-правовой базы сферы образования, новейшим компьютерным технологиям;

  • формирование практических умений работать в образовательных областях с учетом социальной психологии и педагогики;

  • профессиональные умения и навыки воспитательной работы на настоящем социокультурном пространстве с учетом возрастной психологии;

  • готовность перехода с 2001 года в начальном образовании на 4-х летнее обучение с 2007-2009 года на 12-летнее обучение;

  • формирование умения работать в системе дополнительного образования.

В организационно-управленческую подготовку предполагается включить:

  • формирование навыков:

    • коммуникативных,
    • программирования деятельности,
    • проектирование деятельности,
    • рефлексивного анализа деятельности,
    • командной работы;
  • овладение способами организации деятельности и техниками мышления, соответствующими используемым технологиям обучения;

  • умение брать инициативу по межведомственной соорганизации жителей поселения, направленную на преобразование и улучшение настоящей жизни.

В технологии предполагается включить:

  • знания и владение навыками, технологиями обучения, в том числе действующих на территории Красноярского края (КСО, РО, ИОСО, ТРИЗ, ЖСТЛ — жизненная стратегия творческой личности, УДЕ — укрупненные дидактические единицы).

  • организация практики студентов в педагогические мастерские в инновационных комплексах края.

Обращенность к личности ребенка, особенностям его психического и физического развития, забота и внимание к каждому воспитаннику является стержневой линией подготовки будущего педагога. Психолого-педагогическая подготовка студента является важной составной частью образовательного процесса.

От педагога ожидают:

  • чтобы он использовал разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности ученика, сочетая репродуктивную и проблемную стороны обучения, добивался осмысления учебного материала всеми учениками, стремился оценивать реальные продвижения каждого обучающегося, поощрял и поддерживал минимальные успехи;

  • чтобы он не только учил, воспитывал, направлял и оценивал, но и проявлял способность к самосовершенствованию, экспериментированию, к обновлению образовательных учреждений, делая их открытыми к изменениям, он должен не только успешно передавать знания, но и готовить ребенка к жизни в обществе, развивать любознательность и способность к инициативности и самоопределению;

  • чтобы он умел работать в преподавательском коллективе и с детьми в режиме сотрудничества, уважать права других людей, научить своих учеников и воспитанников урегулированию конфликтов посредством диалога и обсуждения, отказу от насилия и нетерпимости по отношению к другим;

  • чтобы он имел потребность и обладал умениями, позволяющими ему осуществлять успешное обучение, воспитание и развитие детей из неблагоприятной среды, а также нуждающихся в специальном образовании, проживающих в труднодоступных или удаленных районах, в местах, затронутых конфликтами.