Система выводных знаний в учебном процессе, способствующая устранению перегрузки как угрозы здоровью и развитию учащихся

Система выводных знаний в учебном процессе основывается на системе понятий каждого учебного предмета.

Система (от греч. Systema – целое, составленное из частей ) – совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов какого – то целостного образования (темы, вида и т.д.) .В математической логике под системой понимается непустое множество, класс или область объектов, между которыми установлены некоторые соотношения. Говоря о системе выводных знаний, мы подразумеваем систему понятий.

Понятия, являясь основной формой мышления, играют важную роль в познании. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению характеризуется прежде всего как переход от отражения мира в формах ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и теориях. Мышление, таким образом, может рассматриваться как процесс оперирования понятиями.

Учитель сам должен видеть и знать систему понятий преподаваемого им предмета, а также он должен помнить, что, ежедневно сталкиваясь с массой предметов и их свойств, большим количеством понятий по различным учебным предметам, ученик не может удерживать в своей памяти каждый отдельный предмет в его неповторимом своеобразии, каждое понятие. Если знания даются детям как догма, если учитель практикует задания типа: выучить понятия, выучить содержание параграфа, — то создается перегрузка памяти как угроза здоровью и развитию учащихся. Среди учащихся распространено такое явление, как зубрежка. Зубрить – значит заучивать наизусть, без понимания. Какой результат может дать такая форма «учебной деятельности» учащихся? Сам процесс зубрежки труден, дети много времени тратят на него, исключение составляют только те, у которых память феноменальная, но таких мало. А те, кто обладает образной памятью, эмоциональной, двигательной, либо мучают себя зубрежкой до изнурения, либо используют дополнительные приемы: составление плана, конспектирование, рисунки. В итоге – времени затрачено много, а производительность труда ученика остается низкой. Ребенок становится раздражительным, плохо спит, испытывает трудности в общении с родителями и учителем, а при ответе на уроке, стоит только ученику прервать свой ответ по какой – либо причине (пауза, шум в классе, вопрос учителя), он уже не продолжит ответ. Отсюда – стресс. Ученик ожидал положительный результат (оценку пять), а получил другой, даже двойка может быть. Захочется ли ему на следующем уроке отвечать? Будет ли он готовиться дома? Захочется ли ему вообще учиться? Такое «обучение» не позволяет детям развиваться, приобретать знания, умения, навыки и более того разрушает его психическое, а в дальнейшем и физиологическое, здоровье.

Авторы Способа диалектического обучения указывают на необходимость уделять большое внимание развитию мышления через обогащение содержания образования элементами логики и теории познания, сочетание форм организации учебного процесса сообразно принципу оптимальности. В теории и технологии СДО разработана система выведения знаний, система работы с понятиями, что способствует искоренению зубрежки, развитию умений выводить знания сначала под умелым руководством учителя, а впоследствии и самостоятельно.

Современный процесс обучения должен способствовать решению задач школы, направленных на воспитание мыслящих людей, всесторонне развитых, готовых к самостоятельному обучению и труду, здоровых физиологически и психически. Однако в учебном процессе имеются существенные недостатки. Традиционно на уроках знания учащимся даются как догма, в готовом виде (сообщенные знания). Ставка делается не на развитие мышления, а на память, которая имеет физиологический предел. При этом создаются большие нагрузки на память. Такое явление, как зубрежка, распространено среди учащихся. Зубрить – значит заучивать наизусть, без понимания. Процесс зубрежки труден, дети много времени тратят на него, исключение составляют только те, у которых память феноменальная, но таких мало. Наблюдается также низкая производительность труда на уроке как у учителя, так и у учащихся.

Указанные недостатки можно устранить посредством Способа диалектического обучения (СДО), запатентованного в Международном центре педагогического изобретательства в 1996 году (авторы способа: Гончарук А.И., Зорина В.Л., Ботов М.И.). СДО позволяет осуществить переход: • от ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на мышление и выводные знания (развитие); • от слова (язык) через понятие (наука) к категории (философия); • от непосредственного обучения (автократия) к опосредствованному (демократия); • от простого (формального) воспроизводства знаний к расширенному (реальному); • от внешнего принуждения к самопринуждению;

• от тенденции ухудшения здоровья учащихся к тенденции его сохранения и развития*.

Для этого необходимо вооружить учащихся инструментом познания: сформировать представления об основных логических категориях (понятия, суждения, умозаключения), умения производить определение, деление, ограничение, обобщение понятий, отражать отношения между ними.

Одним из видов дидактического инструментария является сборник понятий, который раскрывает систему выводных знаний посредством взаимосвязи понятий с помощью определения их содержания и объема, выводя новые понятия из объема опорных. Планирование работы с учащимися по составлению сборников понятий как основы науки по различным учебным дисциплинам, разработка на их основе лабораторно-практических занятий позволяют создать систему выводных знаний в учебном процессе, которая будет способствовать устранению перегрузки учащихся, сохранению их здоровья и развитию личности.

Современный учебный процесс, делая ставку на память и сообщенные знания, интенсивность учебного труда доводит до естественного предела (перегрузка как угроза здоровью и развитию учащихся) и почти не касается повышения производительности труда учителя и учащихся. Таким образом, современный учебный процесс «гасит» самостоятельное познание учащимися окружающего мира и развитие их творческих способностей.

Выход из создавшегося положения заключается в обновлении содержания образования, обогащении его элементами логики и теории познания, сочетании форм организации учебного процесса сообразно принципу оптимальности. На успешное решение этих задач направлено внедрение в учебный процесс способа диалектического обучения (СДО), разработанного А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной, М.И. Ботовым и запатентованного в Международном центре педагогического изобретательства (патентное свидетельство № 126 от 29.03.1996).

Достоинством способа является глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения целей – преобразования сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда.

Внедрение способа диалектического обучения в учебный процесс позволяет вооружать учащихся «ключами» (современным дидактическим инструментарием познания окружающего мира): • сборниками понятий, • сборниками образов,

• сборниками суждений.

Система выводных знаний каждого учебного предмета основывается на системе понятий. В теории и технологии СДО разработана система выведения знаний, основанная на использовании современного инструментария, что способствует искоренению зубрежки, развитию умений выводить знания сначала под руководством учителя, а впоследствии и самостоятельно.

С помощью понятий осуществляется процесс познания окружающего мира, а с помощью образов достигается его объем и осуществляется гармоническое развитие левого и правого полушарий головного мозга.

Самостоятельное составление (создание) и использование учащимися современного инструментария познания способствуют, с одной стороны, овладению учащимися «искусством мыслить», а с другой стороны, — переходу от сообщенных знаний к выводным, то есть от ставки на память (зубрежка) к ставке на мышление (развитие).

Планирование работы с учащимися с использованием современного дидактического инструментария по различным учебным дисциплинам позволяет создать систему выводных знаний в учебном процессе, которая будет способствовать устранению перегрузки учащихся, сохранению их здоровья и развитию личности. В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: Монография. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 160с. – С.46.