Социальное партнерство: роль, направление организации, формирование готовности к партнерству в школе

Понятие «партнерство» стоит в одном синонимическом ряду с такими понятиями, как «сотрудничество», «взаимодействие» и предполагает кооперацию («совместно-разделенную деятельность») нескольких людей для достижения ими собственных целей.

Первой ступенью кооперации выступает выработка общих целей на основе частных, индивидуальных.

Какова роль взаимодействия в жизни человека и общества? Философское осмысление истории развития человека и психологические изыскания показали, что изобретение средств и способов содействия с другими людьми, происходящее в процессе совместно-разделенной деятельности, ведет к самоизменению и саморазвитию, т.е. к удовлетворению человеком высших, собственно человеческих потребностей, а также (как результат) — к совершенствованию общества (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов).

Таким образом, взаимодействие человека с другими людьми определяет развитие как самого человека на протяжении жизни (онтогенез), так и человечества как социальной системы, человеческого общества (социальная эволюция).

По сравнению с перечисленными синонимами термин «партнерство» предполагает акцент на равноправие участников взаимодействия. Это означает, что общая цель деятельности не ущемляет индивидуальных потребностей ее участников, а напротив, полно отражает их. Следовательно, для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу необходимо убедить другого в том, что предлагаемое взаимодействие позволит решить его проблемы и, более того, без такого взаимодействия они не могут быть разрешены!

Социальное партнерство представляет собой более сложную форму взаимодействия — межгрупповую, — и возникает тогда, когда социальные группы осознают невозможность достижения групповых целей без кооперации с другими сообществами. Таким образом, социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно выработанных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп-участников взаимодействия.

Одна из распространенных форм социального партнерства в образовательной системе Калининградской области — функционирование советов разных уровней. (Понимаю, что терминологическое возвращение к «советской власти» вызовет улыбку…) Советы представляют собой представительные органы: в их состав входят представители заинтересованных или приглашенных сторон. На заседаниях советов обсуждается круг проблем, общих для участвующих сторон, и вырабатываются совместные решения по их преодолению, требующие привлечения ресурсов участников. Совет, таким образом, играет «партнерствообеспечивающую» роль для взаимодействующих групп.

Например, в общеобразовательных учреждениях функционируют такие виды советов, как

научно-методические, объединяющие заведующих кафедрами или методическими объединениями, научных руководителей и консультантов;
административные или советы при директоре, включающие заместителей директора, и в ряде случаев руководителей ученического самоуправления;
лицейские (школьные, гимназические) советы, главные участники которых
представители разных групп учащихся;
попечительские, объединяющие тех, кто готов оказывать или изыскивать ресурсную поддержку школе и др.

Так, в Озерской СОШ существует совет школы, в который входят представители педагогов, учащихся, родителей, депутатов городской думы, коммерческих организаций. Такой орган фактически включает в себя попечительский совет, и принимаемые им решения оптимально соединяют нужды школы с требуемыми для их удовлетворения ресурсами.

Помимо советов при учреждениях образования в области существуют и действуют такие советы, как:

общественный совет при губернаторе области, в состав которого входят и представители сферы образования (в частности, директор крупнейшей инновационной школы области);
совет ректоров вузов, расположенных на территории области, одна из функций которого — взаимодействие с региональной образовательной системой;
городской совет образования при отделе образования администрации города (г. Советск), состоящий из представителей разных типов учреждений образования города — дошкольного, общего, профессионального, дополнительного, специального образования — и подобные ему;
общественный совет по экологическому образованию при Калининградской областной думе (функционировал при предыдущем ее созыве).

В области также создан университетский образовательный округ, деятельность которого координируется советом представителей учреждений, вошедших в состав округа. Сформирован региональный межведомственный совет управления экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в который вступила Калининградская область в текущем учебном году. Задачи деятельности этого совета определяются проблемами, возникающими в ходе реализации эксперимента и носящими межотраслевой характер или требующими консолидации либо перераспределения ресурсов.

Итак, социальное партнерство используется в образовании и других сферах жизни и играет все большую роль в решении насущных проблем местного сообщества.

Однако в настоящее время в общеобразовательных школах не обучают учащихся социальному партнерству целенаправленно. Возможность разрешения названного противоречия заложена в эксперименте по совершенствованию содержания и структуры общего образования. Одной из основных компетентностей, формировать которые у учащихся учатся школы в ходе данного эксперимента, является коммуникативная.

Под компетентностью вслед за С.И. Змеёвым мы понимаем интегральное свойство индивидуальности, обеспечивающее ей успешность деятельности в меняющихся условиях. Следовательно, коммуникативная компетентность должна обеспечивать успешную организацию взаимодействия для эффективного решения возникающих перед человеком задач, готовность к партнерству. Основным способом формирования коммуникативной компетентности, согласно деятельностному подходу, выступает учебное сотрудничество, то есть обучение, организованное на основе применения интерактивных методов. Для внедрения учебного сотрудничества в школьное образование принимаем за основу и реализуем следующее обоснованное психологами положение. Учебное сотрудничество коллектива педагогов является образцом, моделью, переносимой учителями в индивидуальную профессиональную деятельность, необходимым условием успешной организации системы учебного сотрудничества школьников.

Об авторе: Гончар Мария, консультант управления образования Администрации Калининградской области, кандидат педагогических наук
Контакт: gonchar@email.albertina.ru