Одной из проблем процесса повышения квалификации является факт неиспользования полученных во время курсовой подготовки знаний в реальной практике обучающихся.
Попытки решить эту проблему через консультационное сопровождение не всегда имеет успех.
Некоторые идеи по поводу решения этой проблемы возникли во время работы на сессии Мега-проекта.
Идея 1 — автор – к.п.н., профессор КГУ В.Г.Васильев.
Суть ее в следующем: создать в системе повышения квалификации особую форму подготовки коллективов образовательных учреждений (инициативных групп) за счет участия преподавателя СУ в реальной деятельности группы от зарождения идеи до ее реализации.
Например, проектная группа работает с преподавателем от момента появления проектной идеи до победы в конкурсе на получение гранта. В этом случае преподаватель несет прямую ответственность за результат (этому может способствовать определенный порядок оплаты труда преподавателя – вознаграждение за полученный результат, оговоренный, например, в договоре о совместной деятельности).
Ограничения этой идеи в том, что преподаватель не сможет одновременно сопровождать несколько групп обучающихся. Снять эти ограничения возможно через другой подход.
Идея 2
Преподаватель является членом профессионального сетевого сообщества, реализующего деятельность в каком-либо направлении. Преподаватель, несущий знаниевую часть деятельности, передает ее во время курсовой подготовки слушателей. Теоретически подготовленные слушатели включаются в работу сетевого сообщества и там переводят свои знания в практическую деятельность, сверяя свои действия с действиями других членов сообщества. Сопровождение в этом случае осуществляет все профессиональное сообщество за счет развитого сетевого взаимодействия.
Кстати, за счет взаимодействия внутри профессионального сообщества возможна корректировка содержания курсовой подготовки (теоретической части) и развитие направления деятельности (стратегии) самого сообщества.
Вопросы создания такого рода сетевых профессиональных сообществ остаются за рамками этих размышлений.