Состав педагогических работников края

В Красноярском крае трудится свыше 54 000 педагогических работников, в том числе: — 30984 работают в школах;

  • 6,5 тысяч специалистов — воспитатели;

  • 5,5тысяч — педагоги дополнительного образования;

  • около 1,5 тысячи — логопеды, психологи, социальные педагоги;

  • 368 специалистов трудятся в педагогических колледжах и училищах края;

  • более 500 человек заняты в структурах управления (на краевом и муниципальном уровнях);

  • 14% от всех педагогических работников заняты в краевых инновационных комплексах.

Из числа педагогических работников высшее образование имеют 72 % . Для городских школ этот показатель составляет 78,6%, для сельских — 62%. Со средним специальным образованием в системе работает 24% от общего количества специалистов.

27% педагогических и руководящих работников сферы общего образования в 1999/2000 учебном году прошли курсовую подготовку в краевой системе повышения квалификации.

В результате аттестации повышенные квалификационные категории присвоены 75% работникам, в том числе высшая — 10%, первая квалификационная категория — 32%, вторая — 33%

Количество учителей пенсионного возраста составляет 12% от общего числа работающих в сфере общего образования. В динамике последних лет и на ближайшую перспективу выражена четкая тенденция старения педагогического корпуса учреждений образования края.

В системе общего образования края заняты 86% женщин, этот показатель почти не изменяется за последние 7 лет. Отток мужчин-учителей из образовательных учреждений произошел вначале 90-х годов в результате кризисных явлений в стране и в крае, но и по-прежнему из-за низкого статуса учителя сфера образования является для мужчин непривлекательной.

Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присвоено 117, 9 учителей награждены медалью ордена «Заслуги перед отечеством» II степени, 1 — орденом Почета (Колесников Геннадий Ильич, воспитатель семейного детского дома г. Дивногорска). Два работника сферы образования имеют почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». В школе № 11 краевого центра работает Гуляева Фаина Александровна, имеющая почетное звание «Народный учитель СССР».
Губернаторм края А.И.Лебедем в 1998 году утверждено Почетное звание «Заслуженный педагог Красноярского края» с вручением нагрудного знака. За 2 года этой награды удостоены 152 лучших работника образовательных учреждений.

В крае, начиная с 1994 года, регулярно проводится и становится все популярнее конкурс мастерства учительской профессии «Учитель года». Победителям этого конкурса в 1998 году Саранов Андрей Филатович (из Озерновской средней школы Енисейского района) и в 2000 году Никаноров Андрей Анатольевич (из Веселовской средней школы Тасеевского района) Губернатор края Лебедь Александр Иванович вручал ключи от легковых автомобилей. Саранов А.Ф. и Никаноров О.А. принимали участие в финалах Всероссийского конкурса.

В крае происходит становление различных педагогических сообществ, объединяющих в своих рядах молодых педагогов, лидеров инновационного движения, учителей английского языка, психологов, работников краевых инновационных комплексов, ветеранов педагогического труда и др. Большинство краевых учительских ассоциаций и объединений работают при Краевом Доме работников просвещения.

Настоящее состояние кадрового обеспечения системы общего образования края
(некоторые количественные и качественные показатели)

Статистические показатели Динамические показатели
    ПОЗИТИВ

  1. Общая численность педагогических работников: 54 тыс., в том числе 31 тыс. — учителя.
  2. Соотношение количества учителей, работающих в городской и сельской местности соответственно: 60% и 40%.
  3. Образовательный уровень 72% (для городских школ — 78%, для сельских — 62%).
  4. Ежегодный выпуск педагогическими учебными заведениями края около 2000 подготовленных специалистов.
    ПОЗИТИВ

  1. Впервые финансируемая с 2000г. краевая целевая «Программа стабилизации Красноярского образования до 2003 года» в части поддержки кадрового ресурса: 5млн. руб. — на повышение квалификации; 1,75 млн. руб. — на подготовку специалистов для сельских школ края; 3,5 млн. руб. — на приобретение жилья для молодых специалистов сельской местности; 10,5 млн. руб. — на оснащение школ компьютерной техникой.
  2. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров от 16.9% в 1996г. до 27% в 2000г.
  3. Модернизация структуры и обновление содержания повышения квалификации.
  4. Аттестация кадров (присвоена квалификационная категория 75% работающим педагогам и руководителям, предыдущий год — 66%.
  5. Освоение новых педагогических специальностей в педагогических учебных заведениях края, создание условий для многоуровневой непрерывной подготовки специалистов и заочного обучения.
  6. Возобновлен целевой прием в КГПУ, 44 выпускника сельских школ территорий края приняты на контрактной основе.
  7. Постепенно увеличивается % удовлетворения заявки на специалистов от 34% в 1996г. до 71,9% в 2000г.
  8. Повышение заработной платы и выделение некоторых льгот (постепенное введение в действие отдельных статей краевого Закона «Об образовании»).
    НЕГАТИВ

  1. Уходят ежегодно на другую непедагогическую деятельность ~ 2,1% учителей.
  2. Всего 1,5% от общего количества учителей пенсионного возраста ежегодно уходят на заслуженный отдых на протяжении ряда лет.
  3. Всего от 2 до 2,7% молодых специалистов за последние годы приходят 1 сентября в образовательные учреждения края.
  4. В школах работают неспециалисты, имеющие основное общее образование , их количество стабильно и составляет 1,2% от общего числа учительских кадров.
  5. Феминизация учительской среды последние 5 лет устойчива и составляет 86%.
  6. Низкий престиж учительской профессии.
  7. Непривлекательность сельских школ для молодых специалистов — выпускников ВУЗов и средних педагогических учебных заведений.
  8. Более 2,5 тыс. работников сферы образования нуждаются в жилье или в улучшении жилищных условий.
    НЕГАТИВ

  1. Постоянный рост за последние 10 лет численности педагогических работников пенсионного возраста от 4,9% в 1989г. до 12% в 2000г. Прогнозируется ежегодный прирост на 2,7% учителей пенсионного возраста на период до 2006 года.
  2. Сокращается заявка на педагогические кадры от 2146 в 1996г. до 1117 человек в 2000г.
  3. Смена корпуса руководящих кадров, в том числе руководителей муниципальных органов управления образованием: на 10% в 1995г. и на 45,5% в 1996 (год выборов в местные органы власти); всего за последние 5 лет эта категория руководителей обновлена на 80%.
  4. Увеличение разрыва между повышением заработной платы педагогическим работникам и фактическим ростом прожиточного минимума.