Сотворчество учителя и ученика на уроках географии
Низамутдинова Г.Т.
г. Кодинск Кежемского района
«Иду на урок!» Из года в год сотни тысяч учителей по нескольку раз в день произносят эту фразу «Иду на урок!» С чем? Для чего и, главное, для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким он ему видится? «Прохождение» ли программного материала при абсолютной тишине и повиновении учащихся? Чего он ждет от него? Гладких ли ответов отдельных учащихся по пройденному материалу или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех?
Урок длится 40 минут, или 2400 секунд, и на каждой из них может рождаться знание и скука, захватывающая ребят мысль и опасное, разъедающее их безделье. Ценность и значение этих секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяют учителя. И, как говорил великий Я.А. Коменский, учителя должны быть убеждены, что занимают самый достойный пост и что им доверено величественное учреждение, выше которого ничего нет под солнцем.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью, утверждал Л.Н. Толстой.
П.П. Блонский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили и многие другие современные ученые-педагоги основным признаком хорошего урока считают возможность детей жить в классе интересной, содержательной жизнью. А для этого уроки должны отличаться яркой эстетико-эмоциональной, воспитательной целеустремленностью, духом исканий, творчеством учителя и творчеством учащихся, обеспечивающих единство воспитания и обучения, т.е. сотрудничество.
Одним из основных путей формирования познавательного интереса, интеллектуальной активности, творческой самостоятельности школьников является совершенствование форм и методов обучения, применение активных приемов и методов, которые предполагают не сообщение учащимся готовых знаний, а организацию процесса самостоятельного добывания знаний.
Известно, что наиболее эффективная форма обучения – учебная игра, она формирует новые подходы во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-ученик». В игре раскрывается перед детьми живой мир, развиваются творческие способности личности. «Без игры нет и не может быть полноценного развития», — писал В.А. Сухомлинский. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Почувствовав вкус к играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, периодические издания. Идет расширение круга интересов школьников, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний. Географическая игра наилучшим образом способствует «вживанию» в содержание изучаемого материала. В ней ярче проявляется личность ученика, осуществляется его духовное и социальное развитие. Игра в обучении географии позволяет активно использовать различные средства обучения, интегрировать знания по географии с историей, биологией, физикой, литературой.
Игру провести значительно сложнее, чем традиционный урок, т.к. требуется предварительная работа, сотрудничество ученика и учителя.
В своей работе активно использую самые разнообразные, в том числе и занимательные формы обучения, закрепления и проверки знаний учащихся. Для развития и поддержания интереса к предмету использую по возможности видеофильмы, музыкальные фрагменты, стихи, художественную литературу.
- Например, в 5 классе на уроке по теме «Солнечная система» рассказываю такую познавательную сказку, в сюжетной форме объясняющую разницу между луной и месяцем. «Однажды молодой Месяц решил сшить себе платье. Снял портной с него мерку и уселся за работу. Через неделю пришел месяц на примерку, – а платье-то узко и коротко. Какая досада! Портной снова стал шить да кроить. Прошла вторая неделя. Пришел Месяц на примерку. Как увидел портной в окно, что идет к нему уже не Месяц, а круглая Луна, испугался и убежал. Неделю искал его Месяц, исхудал бедный, но надежды найти портного не терял и еще одну неделю искал. Нет, не нашел и остался без платья» Предлагаю детям такую символику, позволяющую определять «возраст» месяца: С – «старый» (похож на букву «С»),
У – убывающий (подставив наклонную палочку, получим «У») и, наконец, Р – растущий (получилась буква «Р»). Это лишь два приема, которые позволяют разбудить творческое воображение учащихся.
- Вызывают интерес у детей «Географические цепочки», когда правильные ответы на вопросы и задания одной карточки позволяют ученику приступать к следующей учебной задаче.
- По теме «Атмосфера» предлагаю такую проблему: температура за бортом самолета -220, а у поверхности земли +200. Вопрос: на какой высоте летит самолет?
Подобные проблемные задачи активизируют мыслительную деятельность учащихся, что подготавливает их к восприятию новой темы. - В 5 классе провожу урок-экскурсию «У природы в гостях», во время которой дети практически закрепляют правила поведения человека в природных условиях.
- Урок-марафон на этапе обобщающего контроля предполагает деление класса на две группы. На столах карточки с заданиями.
Цель каждой группы – как можно быстрее пройти все этапы и набрать большее количество баллов. На следующем уроке группы меняются заданиями. - Наличие игровой ситуации предполагают ролевые игры, когда действуют воображаемые герои. Наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференции, игры-путешествия, игры-драматизации. Например, детям предлагается вообразить себя первооткрывателями: «Представьте себе, что на географической карте на месте материка Африка белое пятно. Не видно, ни как расположен материк, ни очертаний его берегов. А нашей экспедиции придется пройти вдоль берегов Африки, как это пришлось когда-то сделать Васко-да-Гама, исследовать их и нанести на карту». Пресс-конференция возможна в 8 классе по теме «Климат», в 10 классе по теме «Государства-карлики».
В форме деловой игры можно провести в 9 классе урок по природным ресурсам – «Где построить завод?»
- Урок-КВН проводится как коллективное творческое дело: соревнуются в находчивости дети разных классов, группы внутри одного класса. Выявляются «знатоки» географии, победители награждаются «деревянными» медалями.
- Проверить знания можно с помощью таких интересных заданий, как:
• «Узнай силуэт»: собрать разрезанную карту, по силуэту узнать материк;
• «Где это находится?»: по краткому описанию природной зоны, экономического района узнать страну.
Часто предлагаю учащимся кроссворды, ребусы, логические квадраты, лото. - По дополнительной литературе учащиеся готовят доклады, рефераты, что развивает навыки исследовательской работы («ученый совет»).
- Мини-сочинения на географические темы развивают творческое воображение детей. В кабинете есть сборники таких сочинений: «Три дня в Африке», «Вода, вода, кругом вода…».
- В старших классах дает эффект тестирование, которое предваряю интеллектуальной «разминкой»: кроссворд на доске или задание типа «третий лишний» (проверка знания понятий, названий географических объектов и т.п.)
- В конце 10 класса по традиции провожу урок «Прощание с географией», где я не просто объявляю итоговые оценки, но еще раз показываю огромную познавательную ценность предмета, нахожу каждому ученику доброе слово.
- Внеклассная работа.
Мои ученики успешно участвуют в общешкольных и районных конкурсах эрудитов и показывают лучшие результаты, на районных олимпиадах по географии входили в число призеров (в 1999г. – 1 место, 2000г. – 3 место).
На районном семинаре проводила внеклассное мероприятие по предмету – ярмарку «Народные промыслы», на творческом отчете школы – обобщающие уроки в форме географической игры.
Сейчас многое меняется в нашей стране и, конечно же, меняется система образования. Основная цель изменения географического образования – создание условий для раскрытия творческих возможностей детей, развитие их интереса к географии. А развитие детей и раскрытие их творческих способностей происходят в процессе взаимодействия учителя и ученика. В сочетании учебной и игровой деятельности кроется успех обучения.