«Сотворчество учителя и ученика на уроках географии»

Сотворчество учителя и ученика на уроках географии

Низамутдинова Г.Т.
г. Кодинск Кежемского района

«Иду на урок!» Из года в год сотни тысяч учителей по нескольку раз в день произносят эту фразу «Иду на урок!» С чем? Для чего и, главное, для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким он ему видится? «Прохождение» ли программного материала при абсолютной тишине и повиновении учащихся? Чего он ждет от него? Гладких ли ответов отдельных учащихся по пройденному материалу или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех?

Урок длится 40 минут, или 2400 секунд, и на каждой из них может рождаться знание и скука, захватывающая ребят мысль и опасное, разъедающее их безделье. Ценность и значение этих секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяют учителя. И, как говорил великий Я.А. Коменский, учителя должны быть убеждены, что занимают самый достойный пост и что им доверено величественное учреждение, выше которого ничего нет под солнцем.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью, утверждал Л.Н. Толстой.

П.П. Блонский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили и многие другие современные ученые-педагоги основным признаком хорошего урока считают возможность детей жить в классе интересной, содержательной жизнью. А для этого уроки должны отличаться яркой эстетико-эмоциональной, воспитательной целеустремленностью, духом исканий, творчеством учителя и творчеством учащихся, обеспечивающих единство воспитания и обучения, т.е. сотрудничество.

Одним из основных путей формирования познавательного интереса, интеллектуальной активности, творческой самостоятельности школьников является совершенствование форм и методов обучения, применение активных приемов и методов, которые предполагают не сообщение учащимся готовых знаний, а организацию процесса самостоятельного добывания знаний.

Известно, что наиболее эффективная форма обучения – учебная игра, она формирует новые подходы во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-ученик». В игре раскрывается перед детьми живой мир, развиваются творческие способности личности. «Без игры нет и не может быть полноценного развития», — писал В.А. Сухомлинский. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Почувствовав вкус к играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, периодические издания. Идет расширение круга интересов школьников, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний. Географическая игра наилучшим образом способствует «вживанию» в содержание изучаемого материала. В ней ярче проявляется личность ученика, осуществляется его духовное и социальное развитие. Игра в обучении географии позволяет активно использовать различные средства обучения, интегрировать знания по географии с историей, биологией, физикой, литературой.

Игру провести значительно сложнее, чем традиционный урок, т.к. требуется предварительная работа, сотрудничество ученика и учителя.

В своей работе активно использую самые разнообразные, в том числе и занимательные формы обучения, закрепления и проверки знаний учащихся. Для развития и поддержания интереса к предмету использую по возможности видеофильмы, музыкальные фрагменты, стихи, художественную литературу.

  1. Например, в 5 классе на уроке по теме «Солнечная система» рассказываю такую познавательную сказку, в сюжетной форме объясняющую разницу между луной и месяцем. «Однажды молодой Месяц решил сшить себе платье. Снял портной с него мерку и уселся за работу. Через неделю пришел месяц на примерку, – а платье-то узко и коротко. Какая досада! Портной снова стал шить да кроить. Прошла вторая неделя. Пришел Месяц на примерку. Как увидел портной в окно, что идет к нему уже не Месяц, а круглая Луна, испугался и убежал. Неделю искал его Месяц, исхудал бедный, но надежды найти портного не терял и еще одну неделю искал. Нет, не нашел и остался без платья» Предлагаю детям такую символику, позволяющую определять «возраст» месяца: С – «старый» (похож на букву «С»),

    У – убывающий (подставив наклонную палочку, получим «У») и, наконец, Р – растущий (получилась буква «Р»). Это лишь два приема, которые позволяют разбудить творческое воображение учащихся.

  2. Вызывают интерес у детей «Географические цепочки», когда правильные ответы на вопросы и задания одной карточки позволяют ученику приступать к следующей учебной задаче.
  3. По теме «Атмосфера» предлагаю такую проблему: температура за бортом самолета -220, а у поверхности земли +200. Вопрос: на какой высоте летит самолет?
    Подобные проблемные задачи активизируют мыслительную деятельность учащихся, что подготавливает их к восприятию новой темы.
  4. В 5 классе провожу урок-экскурсию «У природы в гостях», во время которой дети практически закрепляют правила поведения человека в природных условиях.
  5. Урок-марафон на этапе обобщающего контроля предполагает деление класса на две группы. На столах карточки с заданиями.
    Цель каждой группы – как можно быстрее пройти все этапы и набрать большее количество баллов. На следующем уроке группы меняются заданиями.
  6. Наличие игровой ситуации предполагают ролевые игры, когда действуют воображаемые герои. Наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференции, игры-путешествия, игры-драматизации. Например, детям предлагается вообразить себя первооткрывателями: «Представьте себе, что на географической карте на месте материка Африка белое пятно. Не видно, ни как расположен материк, ни очертаний его берегов. А нашей экспедиции придется пройти вдоль берегов Африки, как это пришлось когда-то сделать Васко-да-Гама, исследовать их и нанести на карту». Пресс-конференция возможна в 8 классе по теме «Климат», в 10 классе по теме «Государства-карлики».

    В форме деловой игры можно провести в 9 классе урок по природным ресурсам – «Где построить завод?»

  7. Урок-КВН проводится как коллективное творческое дело: соревнуются в находчивости дети разных классов, группы внутри одного класса. Выявляются «знатоки» географии, победители награждаются «деревянными» медалями.
  8. Проверить знания можно с помощью таких интересных заданий, как:
    «Узнай силуэт»: собрать разрезанную карту, по силуэту узнать материк;
    «Где это находится?»: по краткому описанию природной зоны, экономического района узнать страну.
    Часто предлагаю учащимся кроссворды, ребусы, логические квадраты, лото.
  9. По дополнительной литературе учащиеся готовят доклады, рефераты, что развивает навыки исследовательской работы («ученый совет»).
  10. Мини-сочинения на географические темы развивают творческое воображение детей. В кабинете есть сборники таких сочинений: «Три дня в Африке», «Вода, вода, кругом вода…».
  11. В старших классах дает эффект тестирование, которое предваряю интеллектуальной «разминкой»: кроссворд на доске или задание типа «третий лишний» (проверка знания понятий, названий географических объектов и т.п.)
  12. В конце 10 класса по традиции провожу урок «Прощание с географией», где я не просто объявляю итоговые оценки, но еще раз показываю огромную познавательную ценность предмета, нахожу каждому ученику доброе слово.
  13. Внеклассная работа.

    Мои ученики успешно участвуют в общешкольных и районных конкурсах эрудитов и показывают лучшие результаты, на районных олимпиадах по географии входили в число призеров (в 1999г. – 1 место, 2000г. – 3 место).

    На районном семинаре проводила внеклассное мероприятие по предмету – ярмарку «Народные промыслы», на творческом отчете школы – обобщающие уроки в форме географической игры.

    Сейчас многое меняется в нашей стране и, конечно же, меняется система образования. Основная цель изменения географического образования – создание условий для раскрытия творческих возможностей детей, развитие их интереса к географии. А развитие детей и раскрытие их творческих способностей происходят в процессе взаимодействия учителя и ученика. В сочетании учебной и игровой деятельности кроется успех обучения.