Лаборатория «Становление субъектности в младшем школьном возрасте»
Заведующий лабораторией — доктор психологических наук Борис Даниилович Эльконин.
Сотрудники:
- Островерх Оксана Семеновна, кандидат психологических наук, преподаватель Красноярского государственного университета;
- Свиридова Ольга Игоревна, методист красноярской гимназии №1 «Универс», учитель математики развивающего обучения;
- Баландин Олег Геннадьевич, психолог, преподаватель Красноярского государственного университета;
- Реморенко Екатерина Владимировна, психолог, преподаватель Красноярского государственного университета;
Педагоги гимназии:
- Позднякова Раиса Андреевна, завуч гимназии №1, преподаватель математики развивающего обучения;
- Козлова Людмила Михайловна, преподаватель русского языка и литературы.
Лаборатория «Становление субъектности в младшем школьном возрасте»» проводит исследования в русле культурно- исторической школы Л.С. Выготского. Деятельность лаборатории направлена на усовершенствование содержания образования, проектирование образовательных форм в рамках стратегии развивающего образования.
Одно из основных направлений работы — разработка способов формирования самостоятельности и инициативности ребенка в учебной деятельности.
История лаборатории берет начало с организации в 1995 году на базе школы — комплекса «Универс» г. Красноярска проекта «Образовательное пространство начальной школы развивающего обучения» (см. основания проектирования в.статье Б.Д.Эльконина — И.Д. Фрумина. «Проектирование образовательного пространства» в журнале «Вопросы психологии 1996 г.)
Согласно основным положениям психологии развития и принципам проектирования образовательного пространства, которые разрабатываются Б.Д.Элькониным (см. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М, 1994.) , проект младшего школьного возраста- это «такое строение образовательного пространства, в котором содержатся возможности, источники для того , чтобы «движение» в нем индивидов и сообществ строилось как акт их развития» (см. Эльконин Б.Д, Основания прикладной психологии развития/ Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2й научно- практической конфренции. Ч.1.Крансоярск, 1995.).
Под руководством Б.Д.Эльконина группа педагогов, методистов и психологов начала осуществлять поиск возможной модели образовательного пространства младшего школьного возраста в классах развивающего обучения. . (Ссылка на файл 12, файл 11)
Проект «Образовательное пространство» реализовывался в течение пяти лет в начальной школе красноярской теперь уже Гимназии № 1 «Универс». Опыт успешной пятилетней опробации в двух экспериментальных классах разработок лаборатории частично отражен в докладах ее сотрудников на Всероссийской конференции «Педагогика развития» 1995- 2000г
Разработка оргуправленческих средств деятельности учителя:
предметно-пространственные средства.
Речь идет об особой организации пространства детской тетради, классной комнаты , способах работы детей с черновиком.