Проверено: Утверждено:
Тематическое планирование
по литературе Красноярского края в 5 классе
При составлении планирования использована примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» 5-8 классы, которая составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.
Количество часов в год: 17 ч.
Концептуальная идея курса: «Сибирская природа и сибиряк на своей земле»
Преподаватель литературы: Садыкова Л.В.
2006-2007 год
№ пп |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Практическая часть урока. Средства обучения |
1 |
Введение в региональную литературу. |
1 |
Знакомство с понятием «региональная литература». Структура курса. Диалог писателя и читателя. Ученик читающий, слушающий, говорящий. Теория. Литература мировая, отечественная и региональная. |
Тетради. |
2 — 5 |
Фольклор Красноярского края Сказки народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: волшебные сказки — «Сотворение Земли», «Почему огонь очага священный», «Дедушка-медведь»; социально-бытовые сказки — «Охотник Кирэвуль и Огненный соболь», «Бабушка и парень-сирота», «Два парня – умный и хитрый»; сказки о животных – «Почему олень быстро бегает», «Как лиса и волк вместе охотились», «Белый медведь и бурый медведь». Сибирский сказ «Камень Шамана» Легенды, пословицы, поговорки, загадки, песни. Народный календарь. Сказки – мифы как отражение самобытности национальной культуры Севера. |
(4 часа) 1 1 1 1 |
Сказки народов Севера. Виды сказок. Условность деления сказок. Отражение в произведениях устного народного творчества традиций, быта, языка народов, проживающих на территории красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Взаимоотношения человека и природы – сквозная тема словесного искусства народов Севера. Литературный пересказ произведений УНТ. Теория. Жанры фольклора и реальная жизнь. Лаконизм малых фольклорных жанров. Неоднозначность подходов к бытованию жанров сказа на территории Красноярского края |
Материалы сказок (ксерокопии) Отсканированные материалы иллюстраций |
6-7 |
Авторские произведения. Зорий Яковлевич Яхнин «Легенда о Ховеко». |
(12 часов) 2 |
Фольклорная основа легенды, отражение в ней обычаев, верований и нравственных идеалов эвенкийского народа. Представления героев о добре и зле, совести, чести. Человеческом достоинстве. Фольклорные темы и образы легенды. Главный герой легенды ХОВЕКО две его победы над злым и жадным БАМБИНОМ и самим собой. Умение главного героя признавать и исправлять свои ошибки. Авторское отношение к героям. Особенности языка легенды, использование в ней художественных средств, характерных для эвенкийского фольклора. Теория. Литературная сказка и фольклор. |
Ксерокопии материалов |
8-9 10 |
Поэты Красноярского края о родной природе. Владлен Николаевич Белкин «Белые леса», «Едва прикрыта ветошью ветвей», «Весна в тайге», «Отчаяннее и грозней», «Лето». Николай Викторович Гайдук «В борах и раздольях». Казимир Леонидович Лисовский «Березка» |
2 1 |
Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года. Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете. |
Ксерокопии материалов Выразительное чтение наизусть |
11 |
Игнатий Дмитриевич Рождественский «С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень» |
1 |
Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года. Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете |
Ксерокопии материалов Выразительное чтение наизусть |
12 |
Зорий Яковлевич Яхнин «Карликовая березка», «Цветы подо льдом», «Воробей». |
1 |
Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года. Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете |
Ксерокопии материалов Выразительное чтение наизусть |
13-15 |
Николай Станиславович Устинович — тонкий знаток жизни тайги и сибирского леса. «Ради жизни», «Лебединая дружба», «Волк» (из цикла «На охотничьих тропах»), «След человека», «Пуд соли» (из цикла «След человека»). |
3 |
Тема красоты земли, изображение «удивительного мира зверей и птиц» в его многообразии и многозвучии. Человек и природа, их неразрывная связь. Разумное отношение к природе. Драматизм во взаимоотношениях человека и природы. Гуманизм рассказов, нравственные ценности и утверждение мудрого, доброго отношения к природе. Раздумья о человеческой жизни. Роль суровой северной природы в формировании особого склада характера сибиряка, «верного таежным традициям товарищества и взаимной выручки». Мастерство писателя-пейзажиста: «мягкие линии, полутона», «художественная сдержанность», сжатость, точность, простота языка, юмор. Теория. Роль пейзажа в литературном произведении. Животные как герои литературного произведения. |
Ксерокопии материалов Рисунки учащихся Поиск информации |
16 |
Виктор Петрович Астафьев «Белогрудка», «Гуси в полынье». |
1 |
Природа и человек. Образ живой природы: тайга, белогрудая куница и её котята, гусыня и гусята. Мир людей: взрослые и дети. Поступок и его последствия, ответственность за поступки. Автор и его отношение к миру природы и к миру людей. Теория. Тема, идея, проблематика, сюжет и герои литературного произведения. |
Литература из библиотеки Портрет писателя |
17 |
Читательская конференция |
1 |
Отзывы. Доклады. Тесты. Творческая работа. (По выбору) |
Все материалы. Сочинение. |
Тематическое планирование по художественной культуре Красноярского края
в 5 классе
При составлении планирования использована примерная программа по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» 5-7 классы, которая составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.
Количество часов в год: 35 ч.
Преподаватель: Садыкова Л.В.
2006-2007 год
№ П/П |
Тема урока |
Коли- чество часов |
Содержание урока |
Средства обучения. Практическая часть урока |
1-2 |
Изобразительное искусство Введение. Виды искусств, исторически развивающихся в Красноярском крае. |
(18 часов) 2 |
Схема «Виды искусства» |
|
3 |
Основные виды изобразительного искусства в истории художественной культуры Красноярского края. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство в Красноярском крае |
(16 часов) 1 |
Живопись. Графика. Скульптура. Сущность, особенности каждого вида, исторический обзор их развития, достижения |
ИКТ. |
4 |
Живопись как ведущий вид искусства в истории художественной культуры Красноярского края. |
1 |
Жанры живописи в историческом развитии. Жанр пейзажа как наиболее развитая в крае разновидность живописного искусства. |
ИКТ. |
5 |
В.И.Суриков и его роль в истории художественной культуры Красноярского края |
1 |
Знать основные факты жизни и творчества В.И.Сурикова. |
Иллюстрации Портрет художника |
6-7 |
Исторический и этнографический пейзаж. Исторический жанр в творчестве Д.И.Каратанова, А.П.Лекаренко |
2 |
Знать основные факты жизни и творчества художников |
Иллюстрации |
8-9 |
Заочная экскурсия в музей изобразительного искусства |
2 |
Урок-экскурсия |
«Экспонаты из мультимедийной выставки» |
10-11 |
Архитектура. Деревянное зодчество в Красноярском крае. |
2 |
Культовая и жилая архитектура. Остроги. Сибирский двор. Отражение русских и национальных традиций в орнаментальном декоре. Архитектура как синтез искусств. Урок-путешествие |
Ксерокопии материалов. |
12-13 |
Экскурсия в местный исторический центр г.Назарово |
2 |
Очная экскурсия. Урок-экскурсия |
Экспонаты |
14-15 |
Музеи. Мемориальный музей-усадьба В.И.Сурикова – первый художественный музей на территории Красноярского края. |
2 |
Знать художественные музеи и выставочные залы Красноярского края. Знать основные факты жизни и творчества В.И.Сурикова. Урок-экскурсия |
ИКТ |
16 |
Музей художника Ряузова Б.Я. |
1 |
Знать произведения известных художников, называть имена их авторов. Знать художественные музеи и выставочные залы Красноярского края. |
Иллюстрации |
17-18 |
Творческая работа по всему курсу |
2 |
Урок-конкурс |
|
19 |
Театральное искусство Театр как особый вид сценического искусства. |
(11 часов) 1 |
Синтез литературного, изобразительного, архитектурного, музыкального, хореографического творчества в создании спектакля |
|
20-21 |
Виды и жанры театрального искусства в Красноярском крае. (6 часов) |
2 |
Знать виды и жанры театрального искусства |
Иллюстрации |
22-23 |
Красноярский драматический театр имени А.С.Пушкина – колыбель театрального искусства края. |
2 |
Обогащение чувственного опыта учащихся |
Иллюстрации |
24 |
Театр оперы и балета |
1 |
Обогащение чувственного опыта учащихся |
Иллюстрации |
25 |
Красноярский театр музыкальной комедии |
1 |
Обогащение чувственного опыта учащихся |
|
26 |
Край театральный. (4 часа) История становления сценического искусства в Красноярском крае. Театры городов Красноярска, Минусинска, Норильска и других, их лица на «театральной» карте. |
1 |
Знать о театрах края. «Театральная карта» |
Иллюстрации |
27 |
Русская и западноевропейская классика. Современность на театральной афише края. |
1 |
Афиша |
|
28 |
Театр кукол – театр первых сценических уроков. Театр юного зрителя – театр о молодежи и для молодежи. Своеобразие эстетики театра юного зрителя. |
1 |
Обзорное знакомство |
Иллюстрации |
29 |
Театр в нашей школе и классе. |
1 |
Урок-инсценирование |
|
30-31 |
Музыка как вид искусства (6 часов) |
2 |
Взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
|
32-33 |
Народное музыкальное творчество. Казачьи песни и традиции хорового пения в Красноярском крае |
2 |
Особенности музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера |
Аудиозапись |
34-35 |
Собиратели и исполнители музыкально-песенного фольклора в Красноярском крае. Обобщение |
2 |
К.М.Скобцов – фольклорист, создатель народно-хоровых коллективов, популяризатор песенно-танцевальной культуры. Н.А.Шульпеков – руководитель молодежного фольклорного ансамбля «Енисеюшка». Деятельность М.Л.Гуревича. |
Урок-конференция |