Тематическое планирование по предметам НРК

 

    Проверено:                                                    Утверждено:                                  

                         Тематическое планирование

        по литературе Красноярского края  в 5 классе

При составлении планирования использована примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» 5-8 классы, которая составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента  государственного образовательного стандарта основного общего образования  в  Красноярском  крае.

Количество часов в год: 17 ч.

Концептуальная идея курса: «Сибирская природа и сибиряк  на  своей земле»

Преподаватель литературы: Садыкова Л.В.

                                      2006-2007 год

№ пп

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Практическая часть урока. Средства обучения

1

Введение в региональную литературу.

1

Знакомство с понятием «региональная литература». Структура курса. Диалог писателя и читателя. Ученик читающий, слушающий, говорящий.

Теория. Литература мировая, отечественная и региональная.

Тетради.

2 — 5

Фольклор Красноярского края

Сказки народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: волшебные сказки — «Сотворение Земли», «Почему огонь очага священный», «Дедушка-медведь»; социально-бытовые сказки —

«Охотник Кирэвуль и Огненный соболь», «Бабушка и парень-сирота», «Два парня – умный и хитрый»; сказки о животных – «Почему олень быстро бегает», «Как лиса и волк вместе охотились», «Белый медведь и бурый медведь».

Сибирский сказ «Камень Шамана»

Легенды, пословицы, поговорки, загадки, песни. Народный календарь.

Сказки – мифы как отражение самобытности национальной культуры Севера.

(4 часа)

1

1

1

1

Сказки народов Севера. Виды сказок. Условность деления сказок.

Отражение в произведениях устного народного творчества традиций, быта, языка народов, проживающих на территории красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Взаимоотношения человека и природы – сквозная тема словесного искусства народов Севера.

Литературный пересказ произведений УНТ.

Теория. Жанры фольклора и реальная жизнь. Лаконизм малых фольклорных жанров.

Неоднозначность подходов к бытованию жанров сказа на территории Красноярского края

Материалы сказок (ксерокопии)

Отсканированные материалы иллюстраций

6-7

Авторские произведения.

Зорий Яковлевич Яхнин «Легенда о Ховеко».

(12 часов)

2

Фольклорная основа легенды, отражение в ней обычаев, верований и нравственных идеалов эвенкийского народа. Представления героев о добре и зле, совести,  чести. Человеческом достоинстве. Фольклорные темы и образы легенды.

Главный герой легенды ХОВЕКО две его победы над злым и жадным БАМБИНОМ и самим собой. Умение главного героя признавать и исправлять свои ошибки. Авторское отношение к героям. Особенности языка легенды, использование в ней художественных средств, характерных для эвенкийского фольклора. Теория. Литературная сказка и фольклор.

Ксерокопии материалов

8-9

10

Поэты Красноярского края о родной природе.

Владлен Николаевич Белкин  «Белые леса»,

«Едва прикрыта ветошью ветвей», «Весна в тайге», «Отчаяннее и грозней», «Лето».

Николай Викторович Гайдук  «В борах и раздольях».

Казимир Леонидович Лисовский «Березка»

2

1

Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года.

Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете.

Ксерокопии материалов

Выразительное чтение наизусть

11

Игнатий Дмитриевич Рождественский «С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень»

1

Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года.

Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете

Ксерокопии материалов Выразительное чтение наизусть

12

Зорий Яковлевич Яхнин «Карликовая березка», «Цветы подо льдом», «Воробей».

1

Чувство привязанности к миру природы, окружающему человека. Четыре времени года.

Теория. Развитие понятий об олицетворении, сравнении, эпитете

Ксерокопии материалов

Выразительное чтение наизусть

13-15

Николай Станиславович Устинович  —  тонкий знаток жизни тайги и сибирского леса.

«Ради жизни», «Лебединая дружба», «Волк» (из цикла «На охотничьих тропах»), «След человека», «Пуд соли» (из цикла «След человека»).

3

Тема красоты земли, изображение «удивительного мира зверей и птиц» в его многообразии и многозвучии.

Человек и природа, их неразрывная связь. Разумное отношение к природе. Драматизм во взаимоотношениях человека и природы.

Гуманизм рассказов, нравственные ценности и утверждение мудрого, доброго отношения к природе.

Раздумья о человеческой жизни. Роль суровой северной природы в формировании особого склада характера сибиряка, «верного таежным традициям товарищества и взаимной выручки».

Мастерство писателя-пейзажиста: «мягкие линии, полутона», «художественная сдержанность», сжатость, точность, простота языка, юмор.

Теория. Роль пейзажа в литературном произведении. Животные как герои литературного произведения.

Ксерокопии материалов

Рисунки учащихся

Поиск информации

16

Виктор Петрович Астафьев

«Белогрудка», «Гуси в полынье».

1

Природа и человек. Образ живой природы: тайга, белогрудая куница и её котята, гусыня и гусята. Мир людей: взрослые и дети. Поступок и его последствия, ответственность за поступки.  Автор и его отношение к миру природы и к миру людей.

Теория. Тема, идея, проблематика, сюжет и герои литературного произведения.

Литература из библиотеки

Портрет писателя

17

Читательская конференция

1

Отзывы. Доклады. Тесты. Творческая работа. (По выбору)

Все материалы.

Сочинение.

Тематическое планирование по художественной культуре Красноярского края

  в 5 классе

При составлении планирования использована примерная программа по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» 5-7 классы, которая составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  в  Красноярском крае.

Количество часов в год: 35 ч.

Преподаватель: Садыкова Л.В.

                                                          2006-2007 год

№ П/П

Тема урока

Коли-

чество

часов

Содержание урока

Средства обучения. Практическая часть урока

1-2

Изобразительное искусство

Введение. Виды искусств, исторически развивающихся в Красноярском крае.

(18 часов)

2

Схема «Виды искусства»

3

Основные виды изобразительного искусства в истории художественной культуры Красноярского края. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство в Красноярском крае

(16 часов)

1

Живопись. Графика. Скульптура.

 Сущность, особенности каждого вида, исторический обзор их развития, достижения

ИКТ.

4

Живопись как ведущий вид искусства в истории художественной культуры Красноярского края.

1

Жанры живописи в историческом развитии.

Жанр пейзажа как наиболее развитая в крае разновидность живописного искусства.

ИКТ.

5

В.И.Суриков и его роль в истории художественной культуры Красноярского края

1

Знать основные факты жизни и творчества В.И.Сурикова.

Иллюстрации

Портрет художника

6-7

Исторический и этнографический пейзаж. Исторический жанр в творчестве Д.И.Каратанова, А.П.Лекаренко

2

Знать основные факты жизни и творчества художников

Иллюстрации

8-9

Заочная экскурсия в музей изобразительного искусства

2

Урок-экскурсия

«Экспонаты из  мультимедийной выставки»

10-11

Архитектура. Деревянное зодчество в Красноярском крае.

2

Культовая и жилая архитектура. Остроги. Сибирский двор. Отражение русских и национальных традиций в орнаментальном декоре. Архитектура как синтез искусств.

Урок-путешествие

Ксерокопии материалов.

12-13

Экскурсия в местный исторический центр

г.Назарово

2

Очная экскурсия.

Урок-экскурсия

Экспонаты

14-15

Музеи.  Мемориальный музей-усадьба В.И.Сурикова – первый художественный музей на территории  Красноярского края.

2

Знать художественные музеи и выставочные залы Красноярского края.

 Знать основные факты жизни и творчества В.И.Сурикова.

Урок-экскурсия

ИКТ

16

Музей художника Ряузова Б.Я.

1

Знать произведения известных художников, называть имена их авторов.

Знать художественные музеи и выставочные залы Красноярского края.

Иллюстрации

17-18

Творческая работа по всему курсу

2

Урок-конкурс

19

Театральное искусство

Театр как особый вид сценического искусства.

(11 часов)

1

Синтез литературного, изобразительного, архитектурного, музыкального, хореографического творчества в создании спектакля

20-21

Виды и жанры театрального искусства в Красноярском крае.

          (6 часов)

2

Знать виды и жанры театрального искусства

Иллюстрации

22-23

Красноярский драматический театр имени А.С.Пушкина – колыбель театрального искусства края.

2

Обогащение чувственного опыта учащихся

Иллюстрации

24

Театр оперы и балета

1

Обогащение чувственного опыта учащихся

Иллюстрации

25

Красноярский театр музыкальной  комедии

1

Обогащение чувственного опыта учащихся

26

Край театральный.

        (4 часа)

История становления сценического искусства в Красноярском крае. Театры городов Красноярска, Минусинска, Норильска и других, их лица на «театральной» карте.

1

Знать о театрах края.

«Театральная карта»

Иллюстрации

27

Русская и западноевропейская классика. Современность на театральной афише края.

1

Афиша

28

Театр кукол – театр первых сценических уроков. Театр юного зрителя – театр о молодежи и для молодежи. Своеобразие эстетики театра юного зрителя.

1

Обзорное знакомство

Иллюстрации

29

Театр в нашей школе и классе.

1

Урок-инсценирование

30-31

Музыка как вид искусства   (6 часов)

2

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства

32-33

Народное музыкальное творчество.  Казачьи песни и традиции хорового пения в Красноярском крае

2

Особенности музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера

Аудиозапись

34-35

Собиратели  и исполнители музыкально-песенного фольклора в Красноярском крае.

Обобщение

2

К.М.Скобцов – фольклорист, создатель народно-хоровых коллективов, популяризатор песенно-танцевальной культуры.

Н.А.Шульпеков – руководитель молодежного фольклорного ансамбля «Енисеюшка». Деятельность М.Л.Гуревича.

Урок-конференция