ТРИЗ-педагогика показывает себя как эффективная система для решения задач формирования будущего интеллектуального потенциала страны, поставленных Правительством Российской Федерации.
Каждая страна, заботящаяся о своем будущем, стремящаяся сохранить и развить конкурентоспособность на мировом рынке, производственный, научный и оборонный потенциал, осуществляет программы поиска и поддержки одаренной молодежи. В бывшем СССР существовало движение научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Произошедшая перестройка и экономические реформы потребовали новых форм осуществления соответствующих программ.
По инициативе Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана в России разработана программа, получившая название «Шаг в будущее», защищенное свидетельством на знак обслуживания.
Первый молодежный научный семинар по программе «Шаг в будущее» состоялся в г. Москве в 1993 г., а с 1994 г. ежегодно проводятся Российские конференции молодых исследователей (школьников, учащихся ПТУ, техникумов, младших студентов) «Шаг в будущее», в дальнейшем стали проводиться Российские научные и инженерные выставки с отбором лучших работ на ведущие международные молодежные научные форумы, профессиональные смены «Шаг в будущее» во Всероссийском детском Центре «Орленок». Победители и призеры этих мероприятий принимаются без экзаменов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сейчас программой руководят два ведущих университета России — в нее активно включился МГУ им. М.В. Ломоносова. Из московских ВУЗов организатором программы стал также Текстильный университет им. А.Н. Косыгина, включились в программу ряд региональных ВУЗов.
Уже примерно в половине Субъектов Российской Федерации созданы Координационные центры программы «Шаг в будущее». Она включена в План действий по реализации Концепции реформирования Российской науки, утвержденный Правительством РФ на период 1998 — 2000 гг. Среди ответственных исполнителей программы — Министерство образования, Российская Академия наук, Российская Академия образования.
Растущая популярность программы «Шаг в будущее», серьезно отличающая ее от других молодежных научных программ, объясняется во многом тем, что у руководства программой находятся перспективно мыслящие люди, которые стремятся не только проводить организационные мероприятия, но строить эффективную систему подготовки будущего интеллекта страны, интегрировать все лучшие научные и методические разработки, весь лучший опыт, привлекать в свои ряды лучших профессиональных работников.
С самых первых мероприятий программы «Шаг в будущее» в ней стали проявлять себя научные работы учащихся, выполненные с использованием ТРИЗ. Особенно приятно, что среди руководителей таких научных работ — ближайший сподвижник Г.С. Альтшуллера А.Б. Селюцкий, который на V Съезде Ассоциации ТРИЗ с гордостью сообщал об успехах своих молодых учеников на Российской конференции «Шаг в будущее».
Красноярские специалисты по ТРИЗ также могут гордиться тем, что, начиная с первой Российской конференции «Шаг в будущее» в 1994 г., на всех Российских конференциях были представлены выполненные под их руководством работы учащихся, и на всех конференциях среди этих работ были такие, которые занимали призовые, а часто и первые, места.
В ряде регионов Координационные центры программы «Шаг в будущее» были созданы именно специалистами по ТРИЗ, которые и возглавили их. В том числе, в Самарской области, Ленинградской области, г. Челябинске, Красноярском крае.
Центральный Совет программы «Шаг в будущее» еще в 1997 г. поставил задачу перехода от простейших организационных форм работы к глубокой проработке вопросов повышения эффективности молодежного научного творчества, формирования будущего интеллектуального потенциала страны. В дальнейшем Центральным Советом ставилась задача формирования собственной инновационной педагогической системы.
Специалистами по ТРИЗ неоднократно предлагалась в качестве такой системы ТРИЗ-педагогика. Центральный Совет с пониманием и серьезным интересом относится к этим предложениям. Руководство программы, в том числе и Председатель Центрального Совета А.О. Карпов, провели подробное ознакомление с ТРИЗ. Именно по предложениям специалистов по ТРИЗ, в том числе представителей Красноярского Координационного центра, в последние годы в буклетах программы «Шаг в будущее» о предстоящих конференциях и выставках указывается важнейшее требование к научным работам молодых исследователей: принимаются только научные работы, содержащие собственные идеи авторов, не принимаются реферативные работы, а особенно ценятся творчество и интеллектуальная продуктивность.
Популярность ТРИЗ в программе «Шаг в будущее» подтверждается, например, тем, что первый в России региональный Координационный центр программы «Шаг в будущее» — по Иркутской области — заказал у Координационного центра по Красноярскому краю (созданного 7-м в России) обучение по системе ТРИЗ-педагогика. Состоялось уже 3 этапа 6-этапного двухгодичного обучения по программе лаборатории ТРИЗ-педагогики Красноярского краевого Центра развития образования.
С 1999 г. во Всероссийском детском центре «Орленок» в марте-апреле проводятся профессиональные смены молодых исследователей «Шаг в будущее». Координационный центр по Красноярскому краю обеспечивает на этих сменах преподавание ТРИЗ и РТВ, в результате у молодых исследователей из различных регионов России создается задел в виде собственных новых идей для научных работ на конференции и выставки.
В Красноярском крае Координационным центром ежегодно проводятся специализированные симпозиумы «Интеллектуальные технологии в научно-техническом творчестве и изобретательстве», по итогам которых формируется значительная часть делегаций края на Российские конференции и выставки, а также зимние и летние краевые политехнические школы «Шаг в будущее». Летние школы проводятся в основном для сельских учащихся на основе традиций, описанных в книге «Месяц под звездами фантазии», по их итогам готовятся заявки на изобретения.
ТРИЗ-педагогика имеет серьезные основания стать базовой педагогической системой программы «Шаг в будущее» по следующим причинам:
- Ее эффективность уже неоднократно подтверждена успехами научных работ учащихся, выполненных на основе ТРИЗ.
- ТРИЗ-педагогика приводит к тому, что учащимися на обычных уроках часто создаются научные идеи, которые могут быть основой серьезных научных работ, представляемых на конференции и выставки работ учащихся. Это существенно повышает уровень школьных научных конференций, вытесняет с этих конференций реферативные работы и наполняет их творческими работами.
- ТРИЗ-педагогика направлена именно на развитие интеллектуального потенциала учащихся, т.е. прямо на решение задач, поставленных перед программой «Шаг в будущее» Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что применение ТРИЗ-педагогики может дать существенное преимущество национальной системе формирования будущего интеллектуального потенциала по сравнению с подобными системами в других странах, позволить России сделать качественный рывок в этом важнейшем направлении.
Четыре года назад профессиональные работники программы «Шаг в будущее», собравшиеся в г. Москве на конференции, были приглашены на Парламентские слушания по проблеме «Образование и национальная безопасность России». В докладах на этих слушаниях говорилось о том, что после полета Ю. Гагарина в Космос подобную проблему рассматривал Конгресс США. Было принято решение существенно увеличить вложения в американскую систему образования, и это привело к тому, что американские космонавты совершили полеты на Луну.
ТРИЗ-педагогика, таким образом, может стать фактором национальной безопасности России.
Для того, чтобы ТРИЗ-педагогика в полной мере стала базовой системой программы «Шаг в будущее», необходимо провести серьезную работу. Прежде всего, нужно организовать подготовку кадров профессиональных работников: руководителей и организаторов молодежного научного творчества, в том числе в педагогических ВУЗах, университетах, на инженерно-педагогических специальностях технических университетов. Необходимо издать литературу, предназначенную специально для профессиональных работников программы «Шаг в будущее», для молодых исследователей.
Необходимо отработать систему двойного руководства научными работами молодых исследователей. Один из руководителей — ученый, специалист в предметной области, который дает молодому исследователю конкретные научные знания (фонд эффектов). Другой руководитель — специалист по методам создания новых идей, который ставит вопросы, помогает сформулировать проблемы, найти пути их решения.
Нужно, чтобы в состав жюри молодежных научных конференций, выставок, конкурсов программы «Шаг в будущее» входили специалисты по ТРИЗ. Отсутствие таких специалистов может приводить к необъективным оценкам работ, выполненных на основе ТРИЗ. В этом отношении мог бы оказать серьезную помощь, например, МНОЦИТ МГИУ.
Международной Ассоциации ТРИЗ было бы целесообразно обратить особое внимание на программу «Шаг в будущее». Начать постоянное сотрудничество с этой программой можно было бы, например, с учреждения специального приза МАТРИЗ молодому исследователю за лучшее решение проблемной задачи.