Творческое саморазвитие

План работы творческого саморазвития 

Тема: «Конструирование из бумаги как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

Направление: художественно — эстетическое развитие (конструирование из бумаги)
Группа: старший возраст (5-7 лет)
Дата начало работы над темой: октябрь 2017 г.
Дата окончания работы: май 2018 г.
Выполнила: воспитатель Жарова Татьяна Николаевна

Цель плана: 
— повысить свой теоретический, методический и профессиональный уровень путем использования нетрадиционных технологий в процесс обучения и воспитания художественно — эстетическому творчеству;
— создать комплексную систему работы с детьми, направленной на развитие интереса у детей к оригами с учетом требований ФГОС;
— формировать у родителей и педагогов значимости конструирования из бумаги.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
— изучить литературу по данной теме;
-творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников;
— формировать интерес детей к занятиям, а также расширять творческий опыт у детей 5-7 лет посредством овладения новыми конструктивными качествами на занятиях в свободной деятельности;
— разработать и составить конспекты занятий художественно — эстетического направления с использованием техники оригами;
— разработать перспективный план работы с детьми;
— привлечь педагогов к использованию приемов оригами.

Для реализации поставленной цели в работе с детьми определила следующие задачи:

Образовательные:
— познакомить детей с историей возникновения техники оригами, с видами и свойствами бумаги;
— изучить базовые формы (треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, двойной треугольник, блинчик); — формировать умение ориентироваться на листе бумаги: вверх, низ, стороны, углы, сгиб;
-закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
— обучать детей складывать поделку по простым схемам, по памяти и используя свой полученный опыт в умении составлений тематических композиций;
— учить детей дополнять работы в технике оригами аппликацией, рисованием, создавать тематические композиции;

Развивающие:
— развивать координацию тонких движений пальцев;
— способствовать развитию логического мышления, умения в точной последовательности выполнять задание, пространственного и творческого воображения; художественного вкуса;
— развивать выразительность устной речи, обогащать словарный запас детей, умение выражать словами действия, которые выполняет с бумагой;
— формирование художественно-творческих умений.

Воспитательные:
— формировать коммуникативные качества детей, потребность и способность к сотрудничеству; 
— формировать навыки бережного и экономного отношения к материалу; 
— коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения; 
— воспитывать усидчивость, старательность, стремление к положительному результату;
— воспитывать эстетический вкус, умение украшать свою поделку, аккуратность при выполнении работ.

Форма работы с детьми: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Приёмы и методы:
• Словесный
• Практический
• Наглядный
• Продуктивный
• Проблемный
• Частично-поисковый
• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример).

Ожидаемые результаты:
— создание образовательной среды, формирующей интерес к художественному творчеству;
— привлечение детей к выполнению поделок из бумаги по технике оригами;
-положительная динамика показателей сенсорного развития детей и художественного вкуса;
— использование методов оригами другими педагогами.

У педагога формируются следующие основы педагогического мастерства: 
— умение анализировать научно-методическую литературу; 
— умение применять полученные знания на практике; 
— активизировать творческие способности и делится опытом с другими педагогами. 

Пояснительная записка


     Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает разные виды художественно-эстетической направленности. Одним из видов такого направления является оригами — создание фигурок из бумаги — доступный и универсальный материал для ребенка в художественном конструировании.
   Поскольку целью современного образования, в соответствии с ФГОС,является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, то занятия оригами в развитии детей имеют огромное актуальное значение. 
     Это интересное и доступное им искусство. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, способствует формированию пространственного воображения, развивает память, активизирует мыслительные процессы, способствует концентрации внимания и самодисциплине. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Использование занятий по складыванию из бумаги способствует развитию индивидуальных творческих способностей.
   Занятия оригами занимают малую часть в программе воспитания и обучения в детском саду, поэтому автор остановилась на выборе данной работы, поскольку оригами способствует разностороннему развитию детей.
   Последовательная и целенаправленная реализация данного плана будет способствовать более успешной подготовке ребенка к процессу обучения его в школе.
   В процессе складывания из бумаги птиц, животных, цветов и использование художественной литературы у ребенка дошкольного возраста формируются такие качества как понимание, доброта, любовь ко всему живому; знакомится с растительным и животным миром.
   Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги «как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания декоративных элементов, учатся склеивать их и скреплять на поверхности поделки.
    Овладение дошкольниками приемами конструирования различных поделок из бумаги дает возможность организовать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на плоской основе, панно, ширмы или объемных изображений в виде декорации и фигур для настольного театра.
   В изготовлении тематических композиций очень важен эффект, когда каждый ребенок, принимая участие, активно вкладывает свой опыт в общее дело и видит возникшую на глазах сложную фигуру, сделанную усилиями многих людей, в том числе и его, а это формирует чувство коллективизма.
   Занятия оригами дают возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх инсценировках, в оформлении группы, уголка, праздников, а так же в изготовлении сувениров, открыток.
  Данный план художественно-эстетической направленности (оригами) предполагает проведение занятий в средней группе, которые учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей, 1 раза в неделю по 20 минут.
   В течении года предусматриваются итоговые мероприятия, которые могут проводиться в самой разнообразной форме: выставка, беседы.
  

Данный план составлен для дошкольников 5-7 лет.
План реализации программы по самообразованию.

1 Подготовительный (октябрь 2017 г.):

-чтение методической, педагогической и предметной литературы;

— ознакомление в печатных изданиях с новыми подходами по теме;

— обзор в интернете информации по теме самообразования;

— анализ найденной информации;

— консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей у детей», «Что такое оригами».

2 Аналитико- диагностический (ноябрь 2017 г.):

— проведение диагностирования по теме (дети, педагоги, родители) в области развития художественного творчества посредством оригами);

— разработка календарно –тематического планирования, конспектов занятий по конструированию из бумаги;
— выяснить актуальность темы в условиях ДОУ;

3 Основной (декабрь 2017 г.):
-изучение условий реализации, основных базовых форм оригами;

-ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства оригами;
— выставка детских работ;
— пополнить «методическую копилку» материалом по данной теме;
— подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Январь, февраль, март 2018 г.:
— оформление родительского уголка, информация для родителей;
— система занятий по конструированию из бумаги;
— использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии);
— папки-передвижки, подготовить раздаточный материал;
— внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по художественно-эстетическому творчеству;

— индивидуализация процесса освоения техники оригами;
— участие в конкурсах, размещение опыта и материала на сайте.

Апрель 2018 г.:

— обобщение и распространение опыта среди педагогов ДОУ;
-привлечение родителей к выполнению работ в технике оригами;

— консультация для педагогов, мастер-класс, презентация опыта работы для воспитателей групп младшего и среднего возраста;
— выставка детско-родительских работ.

4 Заключительный (май 2018 г.):
— провести исследование по результатам усвоения техники оригами;

— анализ результатов исследования;

— папка-передвижка для родителей и детей (поиск интересной информации оконструировании из бумаги);
— итоговая диагностика эффективности педагогических воздействий по конструированию из бумаги;
— оформить фотоотчет для родителей по использованию техники оригами. 


Июнь, июль, август 2018 г.:

— самостоятельная конструктивная деятельность детей из бумаги.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год.