Учитель живет — пока учится

50 лет! Для человека — сравнительно небольшой отрезок времени, расцвет сил, разума. Для учреждения — это целая эпоха, с падениями и взлетами, связанная с постоянными переменами. Только за последние годы учительство нашей области испытало на себе несколько реформ образования. Но глубоко укоренившиеся привычки, ценности и убеждения, характерные для традиционной системы, формировавшейся несколько столетий, стоят на пути перемен. Многие педагогические кадры, кстати, не только общеобразовательных школ, ждут каких-то рецептов, указаний, приказов сверху каким образом изменить содержание образования и методы работы в связи с тем, что, начиная с 1997 года, наша республика активно проектирует новую систему образования, пересматривает основные компоненты образования, его назначение, содержание, новые образовательные технологии, роль и функции педагогических кадров разных уровней, разрушается единообразная школа, возникают и функционируют школы разных типов. Сегодня на повестку дня ставятся вопросы постановки нового качества образования и иного качества управления. Нынешней школе нужен учитель, директор, управленец, способный инициировать процессы преобразования школы и умеющий управлять инновационными процессами. Для изменения такой позиции педагогических кадров, возможно, пройдут многие годы, но времени ждать, пока произойдут изменения в их мировоззрении, нет. Необходима инициатива самих школ, творческая деятельность самих педагогических коллективов.

Каким образом выращивать эту инициативу? На протяжении многих и многих лет позицию по выращиванию педагогических кадров занимает областной ИПК ПК. Глубокие перемены требуют новых умений, способов, иного понимания ценностей педагогических кадров. Люди не могут меняться быстро, потому что им велели меняться. Это процесс, требующий объединения усилий как преподавателей ИПК, управления областного образования, так и педагогических кадров разного уровня.

Нужны серьезные финансовые ресурсы, социальная поддержка и защита тех локальных площадок, где разворачивается новая педагогическая практика.

Способность некоторых сотрудников ИПК ПК критически оценивать существующую практику, владение новыми технологиями, отбор эффективных методов и способов, подходов, умение использовать передовой опыт ими же сынициированных школ позволяет вести переподготовку педагогических кадров более интенсивно. Особенно, если работа при выращивании педагогических кадров основывается на накопленном опыте предыдущих лет. В нашей области, начиная ещё с конца 80-х годов, интенсивно внедрялись развивающие педагогические технологии Давыдова-Эльконина, Вазиной К.Я., Дьяченко В.К., Мкртчяна М.А. и др.

Увлеченно, с неистовством мы постигали способы организации деятельности детей. Как дать детям свободу выбора, как помочь преодолеть трудности жизни, как научиться радоваться каждому моменту жизни и ценить её, как научиться брать ответственность за свою жизнь на себя, перестать себя жалеть и стараться понять и почувствовать: «Я всё могу», и преодолевать любые трудности, пусть сначала маленькие, и радоваться победам своим и чужим? Эти и другие истины мы постигали в сотрудничестве с учеными из города Красноярска (Мкртчяном М.А., Литвинской И.Г. и др.), с теми коллективами школ, где педагогические сообщества находились в относительной готовности к переменам, находились в творческом поиске. Во многих школах нашей области, таких как СШ № 12 г. Павлодара (сейчас № 34) (директор Сипий Ю.И.), Ефремовской СШ (директор Чуланова Н.А.) и Красноармейской СШ (директор Калюжная В.В.), Павлодарского района, Железинской СШ № 2 (директор Середа Г.В.) и многих, многих других (все школы внесены в летопись КСО-движения) внедрялись коллективные учебные занятия (КСО). Такие учителя как Савченко Т.А., Шавенкова Н.П., Боргардт Н.А., Плеханова Т.П., Еленич Н.А., Игнатенко В.А., Тиссен Н.Э. и другие (как хочется назвать всех сподвижников!) разрабатывали подходы, методики, способы предоставления равного доступа и равных возможностей каждому ребенку, включив их в процесс качественного овладения образованием. Для этого разрабатывались индивидуальные программы для каждого учащегося, предоставлялись индивидуальный темп, способы и время прохождения учебной программы. Практика показала, что так называемых «слабых» и «средних» учащихся, которые в традиционном обучении выпадают из системы, возможно вырастить в успешных. Успешность, как самое главное качество обучающихся в КСО, проявляется в решении любой посильной задачи: будь то овладение знаниями, пониманием, способами добывания знаний или преодоление жизненной ситуации. Дети осознают, что только преодоление приносит успех, и один успех ведет за собой другой, если ты перешагнул одно препятствие, можешь так жить и дальше. Другая цель коллективных занятий — обучение совместной работе в команде. Успешным будет только тот человек, который осознает себя субъектом со-бытия. Как действия ребенка соотносятся с действиями других, как он других воспринимает как субъектов со-бытия, как он способен себя видеть среди остальных. Эти и другие вопросы разрабатывают коллективные занятия, организуя деятельность учащихся через самоуправление. Дети учатся и действуют не в искусственно созданном пространстве, совершенно оторванном от реальности, а в специально созданном цикле, который максимально моделирует эту самую реальность. Искусственно воспитанные дети традиционной школы, действительной природы которых никто не понял, не принял во внимание, никогда не будут жить в гармонии с самим собой и с другими, не смогут применить силы в окружающем мире. Для этого нужна самостоятельность. Нужно самостоятельно опробовать свои силы, выполнять то, на что в данный момент способен. Успех собственной воли и собственной успешности — это луч счастья, осознание свободы. Содержание образования в КСО воплощает новые ценности, новый образ жизни, новые цели, которые ставит перед новым поколением общество. Эти цели позволят демократизировать, гуманизировать общество.

От школы общество ждет, как она отразит новый, демократический стиль жизни в своей деятельности, в содержании учебных программ, в стиле преподавания, общения с детьми. Цель этих преобразований индивидуализировать образование, поставить в центре внимания ребенка. Накопленный опыт реализации этих преобразований в новом учебно-воспитательном процессе в разновозрастных разноуровневых группах начинает осваиваться в некоторых сельских школах Железинского, Качирского, Успенского районов.

Масштабные задачи ставит перед нами новое тысячелетие в сфере обновления образования, ставящее в центре внимания ребенка. От того, как наши поиски, способы решения проблем будут эффективны, зависит и наше будущее.