Учительская кооперация и самоуправление в детском коллективе…

Итоги своей работы за год подводят педагоги средней школы №144

В этом году на нашей площадке упор был сделан на работу в 5 классах. Нам хотелось так построить учебно-воспитательный процесс и создать такой детский коллектив, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём нужным, чувствовал удовлетворение от своей деятельности на уроке и вне уроков.

Для осуществления наших целей мы поставили перед собой задачу разработать механизмы управления учебно-воспитатель-
ным процессом посредством:

  • кооперации учителей – предметников;

  • разработки самоуправляющегося детского коллектива: через сферу познания (учёбу); сферу игры; сферу социальных отношений;

  • проведения поиска новых форм взаимодействия с родителями.

В учительскую кооперацию входят учителя с разным опытом работы, владеющие различными подходами к обучению, способами включения детей в учебный процесс. Нами были выделены общие черты этой работы:

  • выделение проблем, мешающих каждому ребёнку проявить себя в учебном процессе;

  • совместный поиск путей установления контакта с конкретным ребёнком, учитывая его конкретные особенности.

  • регулярный самоанализ, самоопределение позиции учителя;

  • анализ и коррекция работы кооперации;

  • открытость, откровенность в работе;

  • другие ролевые отношения (в кооперацию входят не только завуч и руководитель методического объединения, но и другие учителя. Их роль ценна тем, что когда решается вопрос конкретного ребёнка, их знания и опыт могут играть решающую роль в принятии решения. Т.е. в разных ситуациях возникает потребность каждого в каждом).

У Ромы Ж. возникли проблемы в общении с детьми и с учителями. Ему казалось, что из-за его физиологических особенностей над ним все подсмеиваются. Это привело к развитию комплекса неполноценности. Мальчик мог жестоко избить любого ребёнка. Коллектив детей его не принимал. На уроках Рома отказывался работать, грубил.

Коллективом учителей было принято решение перевести мальчика на индивидуальное обучение. Изменить своё отношение к нему. И показать ребёнку, что у него, как и у других, есть свои хорошие черты, за которые его можно уважать. Сразу стали заметны перемены в поведении, успехи в учебном процессе. Рома стал работать на уроках и меньше конфликтовать с детьми, оказывал им помощь. Ребёнок стал более коммуникабельным.

Учительская кооперация позволяет создать новые формы работы с родителями. Именно присутствие учителей в кооперации, их участие в беседе с мамой Ромы Ж. помогли убедить её в пользе вывода Ромы на индивидуальную форму обучения (на один месяц).

У Ромы Т. удалось поправить дела с учёбой. Он стал успевать по математике, по природоведению, изменилось его отношение к учёбе на других предметах. Но отношения в семье, отсутствие нормальных условий для жизни и развития свели все наши усилия на нет. К сожалению, ребёнок был помещён в приёмник-распределитель.

Фролову К. мама в сентябре хотела перевести в другой класс. У девочки проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, и сложились они уже в начальной школе. Она слабо успевала по многим предметам. Сейчас девочка чувствует себя нужной в классе, хотя в отношениях с одноклассниками ещё есть проблемы.

Встреча группы родителей из 5 «В» класса с учительской кооперацией помогла увидеть истинные проблемы неуспеваемости их детей. В классе с начальной школы нет сплочённого детского коллектива. Нет уважения друг к другу, нет потребности в общении между собой. Именно поэтому в классе очень часто возникают конфликты.

Коллектив детей на 1 сентября был разбит на постоянные отряды, где у каждого ученика через месяц меняются поручения. Отряды представлены экипажами, путешествующими по стране знаний. В экипажах от 4 – 6 человек, они выполняют функции консультанта по науке, консультанта по питанию, консультанта по самочувствию, бортинженера, дизайнера, командира экипажа. Обязанности каждого были выбраны самими учениками, они корректируются ими до сих пор. Каждый из детей может пробовать себя в роли управляющего и подчинённого. Неделю осуществляется дежурство экипажа по классу.

При формировании экипажей в сентябре выделилась группа отвергнутых детей. Но к середине учебного года все дети нашли свой экипаж. Когда возникают трения в экипажах, происходит смена состава, но это происходит только по просьбе команды. Есть стабильные экипажи, где дети уже выбрали себе постоянный вид деятельности.

Петров Р. из класса коррекции. Сейчас он имеет 3 только по русскому языку, но причина в том, что у этого ребёнка большие проблемы с логопедией. По многим предметам у него отличные оценки. Члены его экипажа пробуют свои силы по управлению в сводных отрядах, в различных мероприятиях. Дети постоянно анализируют свою деятельность: дежурство, классные мероприятия, свои взаимоотноше-
ния; учатся разрешать конфликты. В программу обучения введён предмет «Конфликты и общение». Они пробуют сами организовывать мероприятия, рефлексии. Налицо саморазвивающийся, формирующийся коллектив детей. По результатам анкеты каждый высоко оценивает свой вклад в жизнь класса.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем говорить, что в нашей школе на данный момент сформированы самоуправляющиеся коллективы: детский и коллектив учителей, входящих в кооперацию.