«Управленческий аспект деятельности в рамках краевого проекта «Подготовка педагогов малокомплектных и малочисленных сельских школ края к работе в разновозрастных учебных группах»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для организации и освоения содержания, форм и способов сетевого взаимодействия малокомплектных и малочисленных сельских школ края.

Цель модуля: формирование команд и сообществ управленцев школ для решения проблем индивидуализации программ и повышения качества образования детей, повышения квалификации педагогов в малокомплектных сельских школах через создание сетевого взаимодействия на содержании методологии и идеологии коллективного способа обучения.

Задачи модуля: • Соорганизация участников модуля по формированию мировоззрения,  программных представлений по изменению системы работы школы; • Освоение «неклассно-урочного» и «сетевого» мировоззрения,  направляющего работу педагогических коллективов по реформированию  сельского образования, за счет сетевой формы взаимодействия участников  – «университета непрерывного образования»; • Проектирование модели повышения квалификации педагогов в школах  в форме «университета непрерывного образования» на принципах  пожизненого образования, индивидуализации образовательных программ,  коллективного характера учебного процесса; • Проектирование модели сельской малокомплектной общеобразовательной  школы, обеспечивающей качественное образование каждого школьника в  условиях оторванности от культурных центров и дефицитов социальных  контактов сельских школьников и педагогических кадров; • Программирование деятельности конкретного директора и конкретного  завуча школы по созданию школьных команд по переходу к обучению в

  разновозрастных учебных группах.

Ожидаемые результаты: • Создание масштабных коллективных субъектов преобразования способов  организации деятельности малокомплектных и малочисленных школ края в  форме: ассоциаций управленцев (общественных организаций), сети  взаимодействующих школ; • Организация директорами и завучами в своих школах системы  методической работы по теме «Создание разновозрастных учебных групп в  малокомплектных и малочисленных сельских школах» в форме  «университета непрерывного образования»; • Формирование команд в школах для решения вопросов перехода к

  обучению в разновозрастных учебных группах.

Формы учебной деятельности: • Установочные доклады; • Рефлексивные и проектировочные семинары; • Практико-ориентированные лекции; • Самостоятельная работа с материалами (в том числе в межсессионный  период); • Работа в методологических группах (самоопределение участников,  рефлексия деятельности, обсуждение проблем и трудностей каждого); • Работа во временных кооперациях для выполнения конкретной учебной  задачи (в том числе организация разного рода временных учебных  коопераций в школах); • Работа в проектных группах;

• Асинхронно-удаленное общение участников.

Форма итогового контроля освоения учебного материала: • Защита проекта создания и поддержки функционирования ассоциации  управленцев, сети взаимодействующих школ; • Защита программы деятельности директора и завуча по преобразованию  способов организации деятельности своей школы; • Защита проекта организации работы в своей школе «университета

  непрерывного образования».

Содержание

1. Проблематика сложившейся ситуации в малокомплектных сельских школах

Анализ действующего способа организации деятельности малокомплектных сельских школ. Пути преодоления существующих трудностей.

Оформление проблем малокомплектных школ и выяснение порождающих их причин.

Направления решения проблем малокомплектных школ.

2. Методология преобразования способов организации деятельности малокомплектных и малочисленных сельских школ

Становление классно-урочной системы, обострение основного противоречия группового способа обучения в малокомплектных сельских школах.

Включенность каждого члена учебной группы в учебный процесс как исходная проблема практики образования. Проявление исходной проблемы практики образования в малокомплектной сельской школе. Механизмы решения проблемы.

Идеологические основы построения новой образовательной практики.

Принципиальная схема организации учебного процесса в малокомплектной школе.

3. Программирование деятельности управленцев малокомплектных сельских школах

Основы программно-организованной деятельности. Схема целеполагания. Схема проекта деятельности.

Субъекты и основные места преобразований деятельности малокомплектных сельских школах.

Содержание, способы и средства анализа сложившейся ситуации в школе.

Разработка прожектных представлений управленцев по преобразованию способов организации деятельности малокомплектных сельских школах.

Проектирование шагов управленцев по преобразованию деятельности малокомплектных сельских школ.

Рефлексия деятельности управленцев.

Схема соответствия субъектов предстоящей деятельности. Формирование коллективных субъектов преобразований.

Содержание образования педагогов, работающих в разновозрастных группах. «Университет непрерывного образования» как механизм подготовки субъектов (индивидуальных и коллективных) к предстоящей деятельности.

Технология организации ОДИ-образных мероприятий в школе.

Проектирование посещений и анализа учебных занятий с целью обеспечения индивидуального темпа продвижения каждого учащегося по учебной программе.

4. Способы проектирования и анализа деятельности разновозрастных учебных групп

Специфика проектирования учебных занятий в малокомплектной сельской школе на основе включения в учебный процесс разных видов и приемов парного взаимодействия учащихся.

Схема анализа учебных занятий с целью обеспечения индивидуального темпа продвижения каждого учащегося по учебной программе.

Понятие общего фронта и масштабов его отсутствия.

Учебный и рефлексивный процессы на коллективных учебных занятиях.

Сводные отряды как основная структурная единица коллективных учебных занятий.

Учет и контроль на коллективных учебных занятиях. Вопросы управления и самоуправления. Учительская кооперация: методологический и психологический аспекты создания и функционирования.

Содержание образования в разновозрастных учебных группах. Формирование норм поведения и деятельности учителей и учащихся.

Распределение часов образовательного блока по темам
и видам работ

Темы
кол-во часов
аудиторных дистанционных
1. Проблематика сложившейся ситуации в малокомплектных сельских школах 20 10
2. Методология преобразования способов организации деятельности малокомплектных и малочисленных сельских школ 20 10
3. Программирование деятельности управленцев малокомплектных сельских школах 120 50
4. Способы проектирования и анализа деятельности разновозрастных учебных групп 60 80
    220 150
Итого: 370

Рекомендуемая литература: • Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса.  – С-Пб, 1995. • Вопросы создания разновозрастных учебных групп в малокомплектных  сельских школах. Сборник материалов организационно-деятельностных игр  9-15 декабря 2001, 13-18 июня 2002. • Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., Народное образование, 2002. • Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.  М., Педагогика, 1989 • Литвинская И. Г. Анализ коллективных учебных занятий. Красноярск,  ИПК РО, 2001. • Минов В.А. Тетрадь для организации коллективных учебных занятий по теме  «Программно-организованная деятельность». Красноярск, 2001. • Минова М.В. Доводящие карточки как средство индивидуализации процесса  обучения: Методическое пособие. – Красноярск, 2002. • Мкртчян М. А. Коллективный способ обучения. Практический курс.  Саяногорск, 1989. • Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. Красноярск,  ИПК РО, 2002. • Мкртчян М.А. Вопросы становления новой образовательной практики  (рукопись). • Мкртчян М.А. Философия и методология образования (рукопись). • Научно-методический журнал «Коллективный способ обучения, №№ 1-6. • Организационно-деятельностные игры в образовании: Сборник статей.  – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. • Преобразование способов организации деятельности малокомплектных  сельских школ на основе идеологии коллективного способа обучения.  Сборник материалов интенсивного семинара 13-17 июня 2001. • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., Народное  образование, 1998.

• Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология.– М., 1999.