Уровень жизни в странах Европы и Америки

Автор: Былова А.А.

Проект «Уровень жизни в странах Европы и Америки» призван актуализировать знания, полученные на уроках истории, обществознания и права. Изучение материала основано на страноведческом принципе в проблемном ключе.

         Поскольку на сегодняшний день нет однозначного толкования понятия «уровень жизни», то взгляд на показатели общественного развития производится с позиции социальной защищенности различных категорий населения стран, то есть анализируются преимущественно «материальные возможности личности (семьи) развивать свои интеллектуальные и физические потребности».

         В учебном проекте можно выделить следующие темы:

1. Динамика и структура доходов и расходов.

2. Социальное обеспечение:

  • пособия по безработице,
  • здравоохранение,
  • образование,
  • пенсионное обеспечение.

         Основополагающий вопрос проекта:

Является ли активная социальная политика, направленная на защиту неблагополучных слоев населения, залогом экономического роста?

         Для ответа на данный вопрос учащимся предлагается ряд «наводящих» проблемных заданий:

1. Разберитесь с понятием социальный трансферт. Определите, как он влияет на политику налогообложения в отдельно взятом государстве.

2. Выясните, какова стоимость жизни и каков уровень доходов в данном государстве. Попробуйте описать социальную структуру, выделив страты.

3. Проанализируйте политику государства в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, выплате пособий. Определите какие слои могут позволить себе воспользоваться без значительного ущерба для своих доходов данными «услугами» социальной сферы.

4. Выясните, насколько эффективна данная политика в деле обеспечения защиты общества от социальных конфликтов.

5. Попытайтесь определить насколько люди, пользующиеся различными формами социальной защиты, реализуют себя в плане служения государству. Насколько эффективна их дальнейшая жизнедеятельность для государства?

Проблемные вопросы:

I.  Является ли активная социальная политика, направленная на защиту неблагополучных слоев населения, залогом экономического роста?

II

.  1. Что такое социальный трансферт? Как он влияет на политику налогообложения в отдельно взятом государстве?2. Какова стоимость жизни и каков уровень доходов в выбранном вами государстве? Попробуйте описать социальную структуру, выделив страты.

3. Какова политика государства в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, выплате пособий.

4. Какие слои могут позволить себе воспользоваться без значительного ущерба для своих доходов данными «услугами» социальной сферы?5. Насколько эффективна данная политика в деле обеспечения защиты общества от социальных конфликтов?

6. Насколько люди, пользующиеся различными формами социальной защиты, реализуют себя в плане служения государству? Насколько эффективна их дальнейшая жизнедеятельность для государства?

Динамические цели проекта:

В результате участия в учебном проекте учащиеся научатся:

  • Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов;

  • Работать в команде над решением единой проблемы;

  • Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность;

  • Устанавливать связи между знаниями в различных учебных предметах.

Методические цели:

  • Научить проводить исследования в области истории: извлекать и анализировать информацию, сравнивать данные различных источников.

  • Научить учащегося оформлять информацию, собранную им самим, в виде, доступном для помещения в сеть Интернет.

Темы исследований учащихся:

  1. Уровень доходов в … (государстве).
  2. Уровень расходов в … .
  3. Защита безработных.
  4. Здравоохранение.
  5. Образование.
  6. Пенсионное обеспечение.

Материалы УМП: