Автор: Былова А.А.
Проект «Уровень жизни в странах Европы и Америки» призван актуализировать знания, полученные на уроках истории, обществознания и права. Изучение материала основано на страноведческом принципе в проблемном ключе.
Поскольку на сегодняшний день нет однозначного толкования понятия «уровень жизни», то взгляд на показатели общественного развития производится с позиции социальной защищенности различных категорий населения стран, то есть анализируются преимущественно «материальные возможности личности (семьи) развивать свои интеллектуальные и физические потребности».
В учебном проекте можно выделить следующие темы:
1. Динамика и структура доходов и расходов.
2. Социальное обеспечение:
- пособия по безработице,
- здравоохранение,
- образование,
- пенсионное обеспечение.
Основополагающий вопрос проекта:
Является ли активная социальная политика, направленная на защиту неблагополучных слоев населения, залогом экономического роста?
Для ответа на данный вопрос учащимся предлагается ряд «наводящих» проблемных заданий:
1. Разберитесь с понятием социальный трансферт. Определите, как он влияет на политику налогообложения в отдельно взятом государстве.
2. Выясните, какова стоимость жизни и каков уровень доходов в данном государстве. Попробуйте описать социальную структуру, выделив страты.
3. Проанализируйте политику государства в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, выплате пособий. Определите какие слои могут позволить себе воспользоваться без значительного ущерба для своих доходов данными «услугами» социальной сферы.
4. Выясните, насколько эффективна данная политика в деле обеспечения защиты общества от социальных конфликтов.
5. Попытайтесь определить насколько люди, пользующиеся различными формами социальной защиты, реализуют себя в плане служения государству. Насколько эффективна их дальнейшая жизнедеятельность для государства?
Проблемные вопросы:
I. Является ли активная социальная политика, направленная на защиту неблагополучных слоев населения, залогом экономического роста?
II
. 1. Что такое социальный трансферт? Как он влияет на политику налогообложения в отдельно взятом государстве?2. Какова стоимость жизни и каков уровень доходов в выбранном вами государстве? Попробуйте описать социальную структуру, выделив страты.
3. Какова политика государства в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, выплате пособий.
4. Какие слои могут позволить себе воспользоваться без значительного ущерба для своих доходов данными «услугами» социальной сферы?5. Насколько эффективна данная политика в деле обеспечения защиты общества от социальных конфликтов?
6. Насколько люди, пользующиеся различными формами социальной защиты, реализуют себя в плане служения государству? Насколько эффективна их дальнейшая жизнедеятельность для государства?
Динамические цели проекта:
В результате участия в учебном проекте учащиеся научатся:
-
Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов;
-
Работать в команде над решением единой проблемы;
-
Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность;
-
Устанавливать связи между знаниями в различных учебных предметах.
Методические цели:
-
Научить проводить исследования в области истории: извлекать и анализировать информацию, сравнивать данные различных источников.
-
Научить учащегося оформлять информацию, собранную им самим, в виде, доступном для помещения в сеть Интернет.
Темы исследований учащихся:
- Уровень доходов в … (государстве).
- Уровень расходов в … .
- Защита безработных.
- Здравоохранение.
- Образование.
- Пенсионное обеспечение.
Материалы УМП: