Вариант обучения немецкому языку в 5 классе через коллективные учебные занятия

Изучение немецкого языка как иностранного, как известно, имеет свою специфику и свои трудности. На средней ступени обучения (особенно в 5 – 6 классах) большой объём лексического материала, подлежащий запоминанию, требует от учащегося усидчивости, большого трудолюбия. Так, только в 5 классе дети должны за год овладеть 450 лексическими единицами. Систематическая проверка домашнего задания показала, что дети, как правило, к урокам не готовы. Поэтому за многолетнюю работу в детском доме передо мной неоднократно вставал вопрос: как организовать занятия, чтобы большую часть изучаемого материала дети запоминали и отрабатывали на уроке? Чтобы каждый ученик мог идти своим шагом в освоении материала, не считая себя при этом ущербным? Поэтому я решила обратиться к технологии коллективных учебных занятий.

Наш 5 класс, выделенный для проведения экспериментальных работ, обучается по учебнику Бим И. Л. «Deutsch — die ersten Schrite». Много времени и труда потребовалось для разработки пакета дидактического материала. Весь учебный материал, предусмотренный для изучения в 5 классе, разбит на блоки: «Лексика», «Грамматика» (20 тем), «Чтение текста» (24), «Диалоги» (40), «Страноведческий материал, игры, викторины».

Между блоками и отдельными темами существует логическая связь. Так, изученная и отработанная лексика активизируется в грамматическом материале, а грамматический и лексический материал отрабатывается и закрепляется в тексте и диалогах.

Конечная цель работы по каждой теме: выход на монолог – рассказ ребенка по теме (о школе, о семье и т.д.).

В связи с организацией коллективных учебных занятий изменился режим учебной работы. Освоение содержания учебного предмета осуществляется интенсивно по 6 уроков в неделю. Большая часть программы осваивается учениками совместно в классе, поэтому на домашнее задание отводится минимум. Это очень важно в условиях детского дома. На подготовительном этапе учащиеся знакомятся с алгоритмами работы по методикам, обращается внимание на ведение записей в тетрадях. Учитель сам решает, с чего начать работу: с запуска «Лексики», «Грамматики» или с работы над текстами.

Для осуществления «запуска» приглашаются 10-11-классники. Работа с лексикой идёт следующим образом: 1. Введение новых слов. 2. Фронтальная отработка. 3. Закрепление в серии упражнений:     • вставь пропущенные буквы в слова;     • собери слово из отдельных букв;     • найди пару слову;     • переведи слова на немецкий язык;     • переведи предложения (с немецкого на русский и обратно). 4. Словарный диктант. 5. Взаимодиктант.

6. Контроль.

Для учёта и координации работы составляется табло

  Введение
1 2 3 4 5 …
Упражнение
а, в, с
СД
1 2 3 4 …
ВД Контроль
Морозов + + + + 1 5
Селиванов         + +       + 2 4
Баранова         + + + 1 4

Для «запуска» грамматики также приглашаются старшеклассники и работают следующим образом. Ученик 10-11 класса объясняет тему или правило (например, глагол haben, отрицание nicht, kein, притяжательные местоимения и т.д.), разъясняет трудные моменты, обращает внимание на правописание, проверяет правильность понимания данной темы. Напарник, т.е. пятиклассник, рассказывает этот грамматический материал и выполняет первое упражнение с помощью старшеклассника. Затем второе и третье упражнение он выполняет самостоятельно. Когда передано содержание теоретического вопроса и выполнены практические задания, старшеклассник освобождается, а пятиклассник становится «учителем» по данной теме, т.е. ищет себе напарника среди одноклассников и передаёт эту тему. После того, как напарники обучат друг друга первым частям своих карточек, они обмениваются карточками и выполняют 2-е и 3-е задание. Вновь полученная тема или правило передаётся новому напарнику.

Для учёта составляется таблица прохождения грамматических тем-правил:

  Глагол haben Сильные глаголы Оборот Um zu + Infinitif Притяжат. местоимения Множ. число имён существит.
Гаврилов +        
Шелгунов   +      
Сенников       +  
Иванова     +    
Ямских         +

Когда весь грамматический материал проработан в парах, идёт фронтальное закрепление материала, затем контроль по усмотрению учителя (письменно или устно).

Отбор материала для работы в парах сменного состава осуществляется учителем в зависимости от сложности материала, от количества учащихся в данном классе, от возможностей этого класса и т. д. В зависимости от количества учащихся можно поделить класс на 2-3 сводных отряда. Один отряд работает с лексикой, второй – с грамматикой, третий – с текстами по методике Ривина. В этом случае может развернуться очень интересная работа. В 7 классе, где количество лексического материала резко уменьшается по сравнению с 5-м классом, можно начать работу на базе текста, беря из него новую лексику и грамматику, т. е. идя от общего к частному.

Уже в первом полугодии я отметила существенные изменения к лучшему. Дети научились самостоятельно работать, всё меньше и меньше стало в тетрадях ошибок. Дети лучше стали запоминать изучаемый материал, глубже и всесторонне понимать его. Из 15-ти пятиклассников 10 человек закончили полугодие на «4» и «5».

Коллективные учебные занятия позволяют в рамках выделенного времени всем без исключения обучающимся успешно усвоить необходимый минимум по предмету. При коллективных учебных занятиях ученики могут осваивать программу своим темпом в зависимости от способностей, трудолюбия, предшествующей подготовки; увеличивается время на индивидуальную работу. Систематическое выполнение различных функций (учителя, ученика, консультанта, организатора) повышает статус ребёнка на уроке. Работа в парах сменного состава расширяет сферу взаимодействий между ребятами, что способствует развитию речи, деловому общению, самовыражению учащихся, повышает его самооценку, т.е. коллективные занятия способствует личностному росту ребёнка, а это очень важно.

Каждый учащийся по необходимости неоднократно обучает другого некоторой теме. Это развивает умение излагать свои мысли и знания. С другой стороны, учащийся пребывает в ситуации, когда он усваивает тему по изложению товарища. Это развивает у учащихся умение слушать, вникать в суть дела, формулировать и задавать вопросы. А процесс взаимообучения становится средством глубокого овладения изучаемым материалом.