Вариант РВГ для малокомплектной школы

Вариант РВГ для малокомплектной школы
(из выступления на общем заседании ОДИ-44) 13 декабря 2002 г.

manuk-2991313
Манук Мкртчян

Уважаемый докладчик от группы высказывает опасение, что в связи с переходом на РВГ учителя могут остаться без учебной нагрузки. Приводит конкретный пример. Учитель математики Иванов имеет 5 часов недельной нагрузки в 5-ом классе и 5 часов в 6-ом классе. Всего 10 часов согласно тарификации. Представим себе, что школа перешла на РВГ. Тогда, раз теряется понятие класса, сколько будет получать учитель Иванов, если он провел 5 часов в неделю, но сразу как бы в двух классах (5-ом и 6-ом)? Простая логика подсказывает, что реально он отработал в неделю 5 учебных часов, поэтому и в табеле ему должны закрыть отработанные 5 часов. Вывод неутешительный: человек теряет в новых условиях половину зарплаты.

И эту причину докладчик выдвигает в качестве основного «камня преткновения» при переходе на РВГ. Возникающее несоответствие существующих правил тарификации и новых условий труда учителей смущает многих директоров школ. Я бы сказал сильнее — пугает. В результате многие школы уже долгие годы так и «топчутся» на 2-ой и 3-ей фазах переходного периода от ГСО к КСО, хотя теоретическая и методологическая подготовка школьных учительских команд вполне позволяет им сделать этот переход на РВГ либо на локальной экспериментальной площадке, либо в рамках всей школы.

Почему многим школам в последнее время без особых усилий удается запустить 2-у и 3-ю фазы? Во-первых, имеется богатый теоретический и практический опыт многих лет работы на разных площадках: есть что посмотреть и у кого поучиться. Во-вторых, на этих фазах всем понятно как подстроить, видоизменить расписание уроков под существующую тарификацию. Конечно, это хлопотное занятие, но понятное. Классы сохраняются, расписание сохраняется. Правда расписание приходится корректировать чуть ли не каждый день, но это уже «дело техники».

Давайте разберемся с вашей конкретной ситуацией, с вашими сомнениями. Насколько я понял, на сегодняшний день в вашей школе (неполной средней, с 1-ого по 9-ый класс) 40 учащихся и 9 работающих учителей (2 учителя находятся в декретном отпуске). По окончании этого учебного года 11 учащихся из 9-ого класса уйдут, а прибудет в школу всего 1 ученик в 1-ый класс. Простая арифметика показывает, что общее количество учащихся в следующем учебном году будет 30. Если учесть, что 1 учитель выйдет из декретного отпуска, то учителей в школе будет 10.

Я вам предлагаю модель РВГ. Лично для вас, для вашей конкретной ситуации. Сначала составляю для всей школы, для всех 30 учеников расписание занятий. Вот оно: учебные занятия для всех учащихся и для всех учителей начинаются в 8-30 и заканчиваются в 14-00. Вот и все расписание! В моем варианте расписания вы не встретите фразы: в среду в 5-ом классе вторым уроком будет русский язык. Итак, в 8-30 в школу приходят все учителя и ученики. А все ли уходят в 14-00? Ответ зависит от конкретных обстоятельств. Кто-то из учащихся может досрочно закончить работу или в силу каких-то обстоятельств (устал, приболел, семейные причины) уйти досрочно. Кто-то может наоборот задержаться. Это все естественно, понятно. Главное, что указан ориентир, определено примерное время учебного труда для детей, которое не противоречит санитарным требованиям. Вполне допустима некоторая градация. Например, для начальной школы рабочее время сократить. А вот как насчет учителей? Вообще-то, идеальный вариант – все учителя пришли в 8-30 в школу, и все закончили работу в 14-00. И этот вариант не утопия даже в сегодняшних условиях. Все зависит от деловых качеств руководителя, который умеет найти внебюджетные средства оплаты труда преподавателей и к тому же умеет варьировать собственные бюджетные ставки и доплаты.

Но поскольку деловитость, предприимчивость наших директоров и завучей находится сегодня в зачаточном состоянии (это беда всего нашего общества), то приходится быть реалистами. Я остаюсь в рамках существующей тарификации, то есть ничем не отличаюсь от вас, уважаемая коллега.

У вас 6-тидневная рабочая неделя. У математика Иванова 18 часов в неделю согласно тарификации. Он приходит утром и находится в школе каждый день по 3 часа. Можно иначе: 3 дня он работал по 6 часов, а остальные 3 дня отдыхал. Вариантов может быть великое множество. Количество вариантов «использования» Иванова в течение недели зависит от особенностей учебного процесса в школе, нагрузки других учителей и т.д. Главное, что мы не нарушаем тарификацию. Перед законом мы чисты. Если у учителя русского языка Петрова недельная нагрузка составляет 24 часа, то он должен каждый день находиться в школе 4 часа, либо возможны другие варианты, но главное, чтобы недельная нагрузка составляла цифру, соответствующую тарификации. Ни один ревизор не сможет вас наказать, поскольку наказывать не за что.

Но это не главный вопрос. Основная проблема в другом — что учителя делают в отведенное для них время? Раньше было понятно: вот класс, вот тема урока, одинаковая для всех. А сейчас? Вот 30 учеников самых разных возрастов (с 1-ого по 9-ый класс), разного уровня подготовки, развития, характера. Вот 10 учителей. Кто кого будет учить, чему учить и, главное, как? Здесь уже учителям приходится договариваться (полезнее было бы договориться заранее).

Первое, что приходит на ум: раз невозможно читать лекции (учить одновременно многих одному и тому же), то придется работать с детьми индивидуально (один на один). Лучшего способа обучения я не знаю. Куда уж лучше, когда только с одним учеником работает опытный учитель. Итак, появляется первая рамка регулирования – учет индивидуальной работы учителя с отдельными учащимися. Математик Иванов взял себе Ваню и работает с ним 10 минут. Чему-то Ваню за это время научил. Затем Иванов 20 минут поработал с Таней. И так далее. Учитель Петров в это время работает 20 минут с Мишей, затем 15 минут с Олей. И так далее. Подобным образом можно провести точный хронометрический учет работы остальных учителей. В результате у завуча может появиться следующая таблица учета рабочего времени учителей и, кстати, учеников.

Список уч-ся Иванов Петров Сидоров — — —
1. Ваня 10 мин   20 мин  
2. Таня 20 мин      
3. Миша   20 мин 25 мин  
4. Оля   15 мин    
— — — — — — — — — — — — — — — — — —
30. Коля 25 мин 10 мин    
Итого: 3 часа 4 часа 4 часа  

Любой проверяющий по этой таблице установит правильность отработки рабочего времени каждым учителем. По этой таблице можно проследить и количество времени, которое сегодня затратил ученик на учебную деятельность с разными учителями.

Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». 10 учителей могут одновременно «занять» при таком индивидуальном обучении 10 учеников. А что будут делать в это время остальные 20 учащихся? А как быть в случае, если на одного и того же ученика «претендуют» несколько учителей? Такие накладки (не поделили учеников) будут обязательно.

Появляется вторая рамка регулирования – составлять расписание не по учителям, а по ученикам. Учитель Иванов точно знает, что сегодня к нему на математику придут Ваня, Таня и Миша. Учитель Петров точно знает, что у него сегодня будут изучать русский язык Оля, Витя, Костя и Ира. Подобным же образом получают «своих» учеников и остальные учителя. В результате все 30 учеников работают, все 10 учителей – при деле, и, главное, никто никому не мешает. Набившая оскомину тарификация не изменилась, но учебная жизнь в школе стала совершенно другой.

Но и в этом случае в течение учебного дня некоторые ученики могут досрочно (чем планировалось) закончить работу по математике. Что с ними делать? Это не проблема учителя Иванова, это проблема учителя, который наделен специальными функциями технолога учебного процесса во всей школе. Он владеет общей ситуацией: принимал участие в предварительном распределении учащихся по учителям, примерно знает возможности учащихся, примерно знает возможности и условия работы самих учителей. Его слово – закон. Если он отправил освободившегося ученика к учителю Петрову, следовательно, на то есть важные основания. Можно даже для такого важного дела освободить этого учителя от преподавательской деятельности. Кстати, во многих площадках комплекса так и делается. И даже такому явлению есть собственный термин – пульт управления.

Видимо, основную работу за организаторов учебного процесса в РВГ я сделал. Но «овраги» еще не закончились. Последний, основной вопрос обязательно задаст учитель. Позвольте, как я буду обучать математике Ваню, который в 5-ом классе, Таню, которая во 2-ом классе, и Мишу, который в 9-ом классе? Ответ здесь только один – встречный вопрос: вы учитель, вы профессионал в своем деле? Вам и карты в руки! Если же учитель Иванов заявит, что он может только лекции читать, тогда лично я бы ему ответил: «Хорошо, но тогда вы мне как учитель не нужны».