Поисковая экспериментальная площадка школы № 141 г. Красноярска разрабатывает и апробирует варианты организации коллективных учебных занятий.
Работа по методикам коллективных занятий начинается со II полугодия первого года обучения. Для этого весь программный материал по математике реструктурируется и разбивается на блоки, включающие предметное содержание, виды работ, требования к математической подготовке. Затем устанавливается схема зависимостей блоков, разрабатываются возможные маршруты прохождения материала. После чего ученики разбиваются на отряды, и каждый отряд начинает изучение учебного материала по составленному маршруту.
«Запуск» коллективных занятий осуществляется в два этапа.
I этап. Подготовка к «запуску» группы учителей и старших ребят. При этом каждый «учитель» (т.е. тот, кто «запускает») должен: а) познакомиться с теорией и практическим заданием карточки;
б) отработать алгоритм работы по карточке и алгоритм передачи карточки другому.
II этап.
«Запуск» работы в сводных отрядах и «запуск» самоуправления.
Например, при запуске работы по методике взаимообмена заданиями каждый «учитель» выполняет следующее: 1. Записывает в тетрадь ученика номер карточки, а на полях тетради – свои инициалы. 2. Знакомит ученика с темой карточки. 3. Читает задание. 4. Изучает с учеником правило. 5. С подробным объяснением записывает задание № 1 в тетрадь ученика. 6. Спрашивает у ученика алгоритм выполнения задания и предлагает ученику выполнить задание № 2 с комментированием. 7. Ученик самостоятельно выполняет задание № 3. 8. «Учитель» проверяет правильность выполнения задания № 3. 9. «Учитель» проверяет готовность ученика передать задание своему
товарищу.
Учителя отслеживают работу в парах, формируют нормы работы и следят за чётким соблюдением алгоритма и качеством передачи заданий. Одна из важнейших задач «запуска» – формирование: а) общих умений коммуникации; б) навыков коллективного труда (умения трудиться с любым напарником, в любом коллективе);
в) общепризнанных норм поведения школьников.
Особое внимание уделяется учёту и контролю. Учителем составляется сводное табло учёта по блокам, а также по видам работ (т.е. по сводным отрядам).
Из состава учащихся выбирается командир, выполняющий функции контроля сводным отрядом. Прямо в ходе урока данный ученик обучается выполнению следующей работы: • Ведение учёта по таблице. • Организация работы в парах. • Проверка оформления и качества записей в тетрадях. • Поддержка дисциплины во время работы отряда. • Планирование работы каждого ученика в соответствии с компановкой
блока по данной теме.
«Запуск» считается законченным, когда сводный отряд начинает работать автономно, т. е. независимо от указаний учителя.