Включенность — первый шаг к достижению успеха

Средняя школа №5 из Шарыпово шестой год работает в инновационном режиме. Тема их поиска — «Демократический способ обучения по способностям – КСО». В этом учебном году, перейдя на четвертую фазу, они сделали следующий шаг в становлении КСО.

Вообще, переход к коллективному способу обучения состоит из многих фаз; 4 фаза предполагает обучение детей в разновозрастных вертикальных группах.

Идея разновозрастного учебного сотрудничества представляет собой важный резерв образовательной самостоятельности школьников, углубленного понимания учебного материала, ответственного и положительного отношения к обучению. Разновозрастное учебное сотрудничество, а также сотрудничество с педагогами ведет к развитию у ребят способности понимать и учитывать интеллектуальную позицию другого, следовательно, является одним из резервов развивающего обучения.

Понимая это, педагоги-инноваторы нашей школы решили создать разновозрастную группу ребят 5-6-х классов, всего 45 человек. С родителями этих учащихся заключили договоры. Для того чтобы приступить к работе, необходимо было разделить ребят на постоянные отряды.

С этой целью три первых учебных дня в сентябре посвятили организационно-деятельностной игре, на которой ребята разбились по интересам на 3 группы — постоянных отряда — в количестве 15 человек, выбрали себе куратора, командира и наметили план деятельности.

В этих отрядах ведется вся воспитательная работа, это «семья», куда каждый член ее идет со своей радостью и болью, где на ежедневной рефлексии можно похвастаться своими успехами или поделиться неудачами, что и по какому предмету ты не успел выполнить и по какой причине, вовремя принять меры к ликвидации своих пробелов.

На учебных занятиях ребята работают в сводных отрядах, где шестиклассники с удовольствием помогают педагогам в обучении пятиклассников, при этом повторяя пройденный ранее материал. Да и работа в роли учителя интересна всем ученикам, независимо от их успеваемости, общего развития и индивидуальных особенностей.

Коллективные учебные занятия ведутся по русскому языку, математике, литературе, истории, биологии, географии путем блочного погружения. Именно в четвертой фазе переходного периода появляются блестящие возможности для развития педагогического сотрудничества- кооперации. На первых трех фазах она предполагала совместный анализ, планирование, создание дидактики. Теперь педагог несет ответственность за обучение ребят вместе с коллегами-ассистентами, помогающими ему.

Все учащиеся находятся под пристальным вниманием педагогов, включены в учебный процесс. Появившиеся пробелы сразу же выявляются и устраняются. На ежедневной учительской рефлексии, где присутствуют и командиры постоянных отрядов, анализируется и планируется вся деятельность, выясняются и устраняются причины отставания, формируются сводные отряды на другой день. Ученическое и учительское самоуправление и сотрудничество способствует развитию у школьников коммуникабельности (умение общаться, ставить вопрос, слушать и понимать друг друга и т.д.), вырабатывает навыки коллективного труда, учит их нормам жизни.

Коллективный способ обучения — это не только новая технология — это новый образ жизни, помогающий успешно формировать человека будущего, способного найти выход из любой жизненной ситуации, готового не только к удачам, но и к трудностям и способного успешно пойти по дорогам третьего тысячелетия.

В последние дни апреля в рамках городского инновационного комплекса прошел 2-х дневный семинар «Включенность каждого ученика в процесс обучения путем оптимального сочетания организационных форм». На нем присутствовало пятьдесят учителей городских школ, а также сотрудник лаборатории методологии ИПК РО Жанна Владиславовна Соболевская. 26 апреля семинар открылся в средней школе №5, которая с 1996 года является поисковой площадкой краевого инновационного комплекса. Педагоги представили коллективные занятия в разновозрастной группе ребят 5-6 классов, а также внеклассное мероприятие «Мир человеческих отношений».

Коллегами из других школ было отмечено, что в РВГ включенность учащихся достигается путем оптимального сочетания оргформ: индивидуальной, парной, групповой и коллективной. Ведущей является коллективная форма. Именно здесь проходит самая активная работа, ребята учатся планировать, анализировать свою деятельность, общаться, работать со справочной литературой и др. Все дети на виду, учителю помогает ассистент и приходящий учитель, который следит за алгоритмом работы.

Благодаря педагогической и ученической кооперации, каждый ученик включен в учебный процесс.

27 апреля семинар продолжил свою работу в средней школе №7. Здесь выступила Ж.В. Соболевская с интересной и познавательной лекцией «Включенность – первый шаг к достижению успешности обучения каждого ребенка». Вниманию учителей были предложены уроки по развивающему обучению, уроки по индивидуально – ориентированной системе обучения, а также коллективные занятия. Педагоги подошли к работе творчески, показали разные приемы и оргформы работы, оптимальным сочетанием которых достигается включенность учащихся.

Было отмечено, что трудно работать зам. директора по научной и методической работе С.П. Белоусову, т.к. в школе действуют три разные технологии, также было выделено, что нельзя замыкаться на одной из них, необходимо действовать в сотрудничестве представителям всех направлений.