«ВолНа»

1. Проблемы становления КСОдвижения не раз поднимались КСОшниками на организуемых ими ОДИ, сборах, семинарах, конференциях и т.д. Это не означает, что поднимаемые проблемы не решаемы или не решаются, а появление новых проблем является следствием не решенных «старых» проблем. Сложность и системность преобразования существующей педагогической действительности требует адекватных мировоззренческих установок, идеологических и теоретических основ, технологических средств, и самое главное – субъекта изменений. Этим субъектом, преобразующим ГСОшную действительность в КСОшную является КСОдвижение.

2. Выделение субъекта преобразований позволяет выделить по отношению к нему искусственные и естественные процессы в педагогической действительности (см. схему 1 в докладе М.А. Мкртчяна 9 января 2002 г.). Через деятельность КСОдвижения задается искусственно-технический компонент становления новой образовательной практики во всех слоях мыследеятельности.

Искуственно-целенаправленное воздействие на естественно-стихийные процессы в педагогической действительности, изменение субъекта целенаправленного воздействия, многообразие проявлений естественно-стихийных процессов делают необходимым: • выяснение нынешнего состояния КСОдвижения, • определение специфики предстоящего периода,

• формирование представлений целесообразного поведения на ближайшие годы.

Средством решания (термин взят у Г.П. Щедровицкого) поставленных задач явилась ОДИ-40 «Обозначение проблем и выработка политики предстоящего периода КСО движения».

3. Представленность КСОдвижения на ОДИ-40 структурно, морфологически и субъектно позволило объективировать реальные процессы в движении и их проживание на игре. Содержательное и игротехническое разворачивание возникающих ситуаций обеспечивало проявление и проблематизацию представлений КСОшников о процессах становления КСОдвижения, самоопределения участников игры не только в пространстве игры. Эти обстоятельства стали предпосылками появления новой группы в игре «ВолНа», непредусмотренной в оргпроекте. Название группы «ВолНа» образовалось по первым буквам имен участников группы Володя и Наиля, ранее записавшихся в группу «Региональные лидеры». Результаты первых 2-х дней работы в группе «Региональные лидеры» явились исходным материалом для пересамоопределения в игре участников новой группы.

4. Присвоенность идеологии и ценностей КСО, опыт построения коллективных учебных занятий и участия в различных мероприятиях КСОдвижения, схожесть жизненных установок и ценностей позволили продуктивно формировать представления не только о темах дня, но и о целесообразном поведении и действиях группы на игре.

При обсуждении темы 3-го дня в основание размышлений были положены наработки летнего сбора КСОшников 2001 г., понятия и схемы, разработанные М.А. Мкртчяном в ходе семинаров. В частности, в качестве ведущего принципа использовался принцип «Чем выше степень абстракции, тем шире охват конкретности». В качестве базовых понятий «социокультурное», «реальная и идеальная действительность», «со-бытие», «личность», «субъект».

Содержание установочного доклада руководителя игры по теме дня позволило удерживать целостность темы дня в контексте своей игры. Результатами первого дня работы группы (в игре – 3-й день) являются оформленные представления по проблемам глобализации, интеграции в современном смысле, проявления определенных тенденций в педагогической действительности:
• происходит «сплющивание» физического времени при увеличении скорости появления, протекания и исчезновения социальных событий; • стирание границ государств. Претензии малочисленных народов на создание государств становятся не значимыми; • обостряется проблема жизнедеятельности субъекта, связанная с «привязкой к розовому месту», территории, культуре и размыванием, стиранием в сознании представителей о «розовом месте»; • появление продуктов (технологий) принципиально другой природы, способных разовым действием кардинально менять представления миллионов людей; • соединение рабочих мест посредством определенных средств, задающих каналы и способы коммуникации, принципиально независящих от субъектов, занимающих эти рабочие места; • внедрение нормативного финансирования школ усиливает и закрепляет дух конкуренции, а не сотрудничества, втягивая в закрепление этой тенденции общественность;

• переход субъектов КСОдвижения в другие сферы человеческой деятельности, где они становятся своеобразной закваской другого языка, другого типа мышления. Не теряя корней с КСОдвижением, они стараются привносить новые смыслы в КСОдвижение.

Участие группы на пленарном заседании, результаты обсуждения доклада группы, рефлексия общего заседания и вечернего методологического доклада руководителя игры позволило определенным образом позиционировать группу относительно других групп в игре.

5. Переломным этапом в игре был 4 день игры. Содержание тематизма дня, особое состояние группы, выражающиеся в концентрации в игре, обеспечило плацдарм столкновений групп и конкретных участников групп в поиске и интерпретации «следов» КСОдвижения как в педагогической действительности, так и внутри движения. В ходе работы над темами дня группой были оформлены следующие представления:

1). «Следы» КСО движения в педагогической действительности:
    • в мыследействовании (мД):         •• участие КСОшников в других проектах;         •• необходимость изменения поведения и действий органов управления во           взаимодействии с КСОшными школами;         •• различные курсы для специалистов системы образования, конференции;         •• новые нормы организации учебного процесса.

    • в мыслекоммуникации (М-К):

        •• использование терминологии КСОдвижения не КСОшниками;         •• публикации в СМИ;

    • в мышлении (М):

        •• книги;         •• научные труды.

2). «Следы» КСОдвижение внутри движения:

    • сборы, ОДИ;     • ассоциация, вестник, журнал;     • комплекс, РЭП, РИК, лаборатория.

3). Субъект становится значимым, проявляясь в разных пространствах:

    • профессиональном,     • личностном,     • полипрофессиональном.

Использована идея 3-х векторов в повышении квалификации профессора Новикова — процессы, разворачивающиеся в одном пространстве, обеспечивая достижение целей процессов в другом пространстве, являются механизмами становление субъекта.

4). Значимость субъектов КСОдвижения для самого движения проявляется:     • в привнесение субъектом новых смыслов и включение этих смыслов в собственную      деятельность, их разворачивание и переосмысление;     • в организованностях КСОдвижения (структур, журнала, вестника) живет, проявляется и      предъявляется КСОдвижение. Через них происходит преобразование педагогической      действительности. 5). Через следы превращения КСОдвижения в нечто другое, можно почувствовать угрозы исчезновения КСОдвижения:     • проявление «снобизма» КСОшников;     • если не имеешь статуса, теряется содержание и смысл коммуникации;     • своеобразный культ «гуру»;     • все вместе взятое является угрозой превращения КСОдвижения в секту;     • в КСОдвижении все больше актуализируется значимость технологического аспекта.

В ходе работы участники группы провели различение по основанию «мы такие же другие, то мы другие другие».

Нас, участников группы, могут и воспринимают как КСОшников только потому, что мы являемся «следами» КСОдвижения. Мы как многие другие не в КСОшном движении, но мы другие другие.

Во время доклада группы на пленарном заседании были существенно скорректированы представления группы по тезису «технологизации» за счет обсуждения идеологических, технологических и аксеологических основ КСОдвижения.

6. Использование схемы «становление КСОдвижения», оформленной руководителем игры в установочном докладе 5 дня игры, конкретизация понятий «стратегические ориентиры», «значимые события», «главные мероприятия» на различных примерах становления КСОдвижения позволили группе оформить следующие представления: • о собственных стратегических ориентирах, значимых событиях, главных мероприятиях; • о стратегических ориентирах, значимых событий, главных мероприятий КСОдвижения на

  ближайший период.

Собственные стратегические ориентиры и значимые события оформились: • из позиции искусственного воздействия на естественные процессы;

• из позиции действий субъекта в естественно-стихийных процессах.

Стратегические ориентиры, значимые события, главные мероприятия из позиции 1: • Формирование единого информационного пространства КСОдвижения, решение проблем  метрологического обеспечение искусственно-технического компонента КСОдвижения. • Появление в течение года новых версий принципиально новых средств видения социальных

  процессов Þ помещение на сайте Демо версии одного из инструментов, метрологических

  материалов Þ обсуждение проблематики в Internet Þ распространение инструментов Þ
  организация «скорой» консультационной помощи через Internet Þ появление новых средств
  в КСОдвижении.

Стратегический ориентир из позиции 2 действий субъекта в естественно-стихийных процессах: • привнесение новых смыслов в КСОдвижение через участие в мероприятиях и значимых

  событиях КСОдвижения.

7. Представления нашей группы о стратегических ориентирах, значимых событиях, главных мероприятиях КСОдвижения в предстоящем периоде:
• увеличение количества выпускников (школ) КСОшников Þ организация постоянно-  действующего семинара, ОДИ по этой проблематики или создание специального  образовательного модуля, как инвариантного в КСОшных структурах; • расширение территориального пространства КСОдвижения за счет актуализации слоя  мыслекоммуникации (PR-компании с выходом за пределы педагогической практики);

• дистанционное образование в КСО движение (курсы, учебно-методические комплексы и т. д.)

8. Обсуждение докладов на общем заседании в 5-й день игры проявило элементы группового самосознания субъектов КСОдвижения, которые уже своим актом предъявления своих претензий об искусственных воздействиях на естественно-стихийные процессы педагогической действительности объективируют смыслы и значимость вхождения индивидов в групповые образования.

———————— • Аглиуллина Наиля Джанибековна, руководитель Христианской школы, пресвитер Христианской  церкви «Краеугольный камень», г. Казань, в КСОдвижении с 1989 г. • Мокшеев Владимир Анатольевич, старший научный сотрудник, старший преподаватель  кафедры управления Института развития образования г. Ярославля, в КСОдвижениии

  с 1991 г.