Воздействие коллективных учебных занятий на личностное развитие учащихся детского дома

Процесс становления и адаптации к окружающей среде учащихся Детского дома проходит в иных условиях, чем у детей, воспитывающихся в семье. Как известно, детский дом не даёт компенсации в развитии различных сторон жизни ребёнка, проявляющихся в сниженной инициативности в сфере общения, в слабой выраженности представлений о себе, в характере намерений, стремлений, в несамостоятельности поведения учащихся.

Родилась гипотеза, что проблему компенсации развития ребенка частично решит использование технологии коллективных учебных занятий. В связи с этим в 1998 году администрацией Детского дома-школы № 59 был дан заказ исследовать динамику личностного развития учащихся, а особенно учащихся 8 класса, обучающихся по технологии коллективных учебных занятий с 1995 года.

Коллективные учебные занятия предусматривают продвижение ребёнка по личной образовательной траектории с учётом индивидуальных особенностей его развития. Поэтому в классах, вступающих на стезю эксперимента, нами проводится углубленное диагностическое обследование исходного состояния ребёнка по следующим параметрам: • его интеллектуальные способности (с целью выявления потенциальных  особенностей учащихся); • особенности познавательных процессов (памяти, внимания); • самооценка и роль в окружении;

• эмоционально-волевые и личностные качества;

Цель первичного диагностического обследования — помочь учителю увидеть психологические проблемы учащихся и содействовать их преодолению.

В октябре 1998 года проведено вторичное обследование учащихся 8 класса. По отдельным методикам были опрошены учащиеся 7 и 9 классов. Данное исследование проводилось по следующим параметрам: • личная (социальная) направленность учащихся; • самооценка; • стремление к самостоятельности; • саморегуляция в учебной деятельности; • коммуникативные и организаторские склонности;

• эмоциональное отношение к коллективным учебным занятиям.

Цель вторичного обследования — определить отношение учащихся к себе, к сверстникам, к учебной деятельности.

Выявление параметров проводилось по следующим методикам: • Опросник, представляющий собой изменённый и адаптированный  вариант методики Басса (Англия), В. Смекала и Кучепа (ЧССР). С его  помощью выявляется преобладающая направленность учащихся в  действиях, оценках и переживаниях. • Опросник А.К. Осницкого «Саморегуляция» выявляет уровень  сформированности у учащихся умений организовывать свои усилия,  регулировать процесс выполнения заданий, т.е. развитость осознанной  саморегуляции. • Опросник, предназначенный для оценивания своих усилий  учащимися. • Методика «Исследование самооценки» основана на оценивании  (шкалировании) ряда личностных качеств таких, как способности,  характер, авторитет у сверстников и др. • Цветовой тест А.М. Эткинда, выявляющий эмоциональное отношение  учащихся к коллективным учебным занятиям. • Вопросник КОС. Оценка коммуникативных и организаторских  склонностей.

• Методика свободного описывания «Я, каким кажусь себе».

1. Результаты

Личностная (социальная) направленность

Анализ полученных результатов по личностной (социальной) направленности учащихся (см. таблицу 1) свидетельствует о преобладании одного из её видов: личной («Л» – направленности на себя), общественной («В» — направленности на взаимодействие), деловой («Д» – направленности в какой-то сфере деятельности).

а) Деловая направленность.

Данные исследования показали, что наиболее ярко у учащихся проявляется направленность на их дело (диапазон колебания от 30-60 %). У семи учащихся наблюдается выраженная ориентированность на учебную деятельность, которая обоснована их эмоциональным предпочтением, более высокими показателями успеваемости (в сравнении с результатами успеваемости прошлых лет), положительными оценками их способностей и стремлений со стороны учителей и их сверстников.

б) Общественная направленность.

Направленность на взаимодействие характеризуется средними и выше среднего показателями (диапазон колебания от 33-50 %).

Лишь трое учащихся испытывают трудности в общении, что объясняется их индивидуальными особенностями (физические недостатки, трудности адаптации). Учащиеся в большей мере стремятся к сотрудничеству. Это объясняется не только тем, что дети Детского дома живут в ситуации определённого эмоционального дефицита и оказание помощи друг другу в какой-то степени компенсирует недостаток их эмоционального тепла. Это стремление также усиливается за счёт специфики коллективных учебных занятий, что подтверждают высказывания учащихся: «Больше общаемся друг с другом на уроке»; «Помогаю другим, если это необходимо»; «Учусь передавать знания», – и др. Статистические данные опроса в 7-8 классах, обучающихся по технологии коллективных занятий, указывают на стремление учащихся оказывать поддержку друг другу (20 уч-ся из 26), тогда как в 9 классе, обучающемся по традиционной программе, эта склонность выражена незначительно (5 уч-ся из 12). Сфера общения с окружающими людьми (и в особенности со сверстниками) является значимой для подростка. Однако для большинства учащихся потребность в интимно-личностном общении не удовлетворена. Об этом свидетельствуют высказывания учащихся: «Мне кажется, что многие меня не переносят, но я стараюсь общаться с ними вежливо»; «Каким меня видят окружающие, точно сказать не могу, но моё отношение к другим хорошее».

Коллективные учебные занятия вводят учащихся в обязательное деловое общение, что содействует их ориентации на более близкие социальные контакты среди сверстников. На занятиях чувствуют себя психологически комфортно даже те учащиеся, которые испытывают трудности в общении, что подтверждается данными и высказыванием одного из них: «Я вижу себя равным среди равных».

Таблица 1
Личностная (социальная) направленность

Вид направленности Диапазон колебаний Среднеарифметический показатель
«Л» – личная От 30-40 %, 28 %
«Д» – направленность на дело От 30-66 %, искл. 2 уч-ся от 17-23 % 34 %
«В» – направленность на взаимодействие От 33-55 %, искл. 3 уч-ся от 14-17 % 31 %

в) Среднеарифметический показатель по личной направленности незначительно снижен до 28 % (за счёт трех учащихся). Однако, в целом, анализ полученных результатов по личной направленности учащихся свидетельствует об определённой выраженности в образе «Я» (диапазон колебания от 30-40 %) активности по отношению к самому себе, которая проявляется в удовлетворении потребностей в самоутверждении, в развитии своей индивидуальности, в попытке высказываний самооценочных суждений.

Самооценка учащихся

Полученный материал по исследованию самооценки учащихся данной группы в разные возрастные периоды также является подтверждением проявления тенденции к положительному принятию себя детьми. Если в 1995 году у десяти учащихся наблюдалась заниженная самооценка, что отражало реальную картину субъективно-переживаемой детьми неудовлетворённости, связанной с их слабой успеваемостью и отрицательными оценками, получаемыми от окружающих. И только самооценка трёх учащихся характеризовалась удовлетворённостью собой, их поведение отличалось оптимистическим тоном. Но многие дети уже тогда проявляли стремление к признанию себя. Исследование самооценки данной группы учащихся в 1998 году свидетельствует о положительном принятии себя детьми. Подростки удовлетворены своим социальным положением в группе, интеллектуальными способностями, отмечают в себе проявление таких качеств (на уровне среднем и выше среднего), как умение что-то делать своими руками, самостоятельность, ответственность (лишь у двоих учащихся низкий уровень по последнему качеству). У двух учащихся наблюдается фиксация на неудовлетворённости своей внешностью. К сожалению, ориентация на достижение успеха отмечается только у четырех учащихся, остальные подростки проявляют большее стремление к избежанию неудачи. Этот факт объяснятся не только неуверенностью подростков в себе, но и перенесённым опытом их ранней депривации, глубоко зашедшим стрессом с их раннего детства. Двое учащихся имеют завышенную самооценку, что указывает на некоторое искажение в формировании их личности (нечувствительности к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих).

Стремление к самостоятельности

С целью оценивания учащимися своей самостоятельности было проведено обследование по опроснику «Сам ОС». Высказывания опросника соотносимы со следующими показателями самостоятельности учащихся.

Таблица 2
Возможности и стремление учащегося выполнять задание без посторонней помощи

  Количество учащихся
7-го класса (КУЗ) 8-го класса (КУЗ) 9-го класса (традиц.)
Выполнять учебное задание без посторонней помощи 6 из 13 10 из 13 3 из 12
Выполнять практическое задание самостоятельно 4 из 13 6 из 13 3 из 12
Выполняя поручение, предпочитают обойтись без вопросов 6 из 13 4 из 13 4 из 12

1.
Возможности и стремление учащегося выполнять задание без посторонней помощи.

При сравнении указанных в таблице 2 результатов подтверждается тот факт, что в классах, обучающихся по технологии коллективных занятий, прослеживается определённая закономерность, которая проявляется в стремлении учащихся выполнять задание самостоятельно (10 из 13), тогда как в 9 классе (традиционная система) этот показатель низкий (3 из 12). Однако при выполнении практических занятий только 30-41 % детей говорят о желании работать без посторонней помощи. Мы думаем, что это говорит о недостаточной сформированности у учащихся умения планировать свою работу, учитывать возможные трудности и анализировать свою работу.

Выполняя поручения, большинство учащихся (70 %) предпочитает обращаться за советом к учителю. Это объясняется не только ориентацией воспитанников Детского дома на приспособление, зависимость от взрослых (15 %). Опрос учителей, работающих с данной группой детей, подтверждает, что 55 % учащихся обращается к учителю с целью подтверждения правильности своих действий, желания разобраться в учебном материале.

2.
Интересы и стремления, связанные с активным поведением учащихся (обследование 1998 г.)

Таблица 3
Интересы и стремления, связанные с активным поведением учащихся (обследование 1998 г.)

  7-го класса (КУЗ) 8-го класса (КУЗ)
Проявляют явный интерес к избранной профессии 7 из 13 10 из 13
К чему-либо другому 6 из 13 3 из 13
Приносить пользу 4 из 13 2 из 13

Обращённость в будущее – одно из важнейших психологических образований подросткового возраста. Оно является практически значимым моментом личностного развития подростка. Причём у 69 % детей их мечты, планы, желания в большей степени связаны с будущей предполагаемой профессией, с желанием поступить в среднее и высшее учебное заведение. Отмечается позитивная настроенность их на жизнь. Но для учащихся 7 класса будущее представляется расплывчатым, что говорит о неопределённости выбора своей профессии (кулинар-хореограф, учитель-адвокат и т.д.) или отсутствии каких-либо временных перспектив. Тогда как для учащихся 8 класса будущее представляется в какой-то мере реально планируемым. Причём, учащиеся ориентированы на престижность выбираемой профессии (экономист, программист), на быструю реализацию своей экономической самостоятельности (повар, водитель, секретарь), на свои интересы (биолог, врач). Однако ориентация на содержательный аспект выбираемой профессии выражена недостаточно.

Желание приносить пользу отмечается у отдельных учащихся (таких в классе 2-4 человека), что, возможно, объясняется лишением переживания нужности своего «я» для других, чувством одиночества в своём внутреннем мире (исключение дети, у которых есть сёстры, братья). Из высказывания ученицы 8 класса: «Я очень люблю свою сестру. И для того, чтобы поддержать её, я буду учиться без всяких задержек. Я пусть буду жить хуже, но сестре помогу».

Саморегуляция

Успешность обучения в школе тесно связана с уровнем сформированности у учащихся умений: организовать свои усилия, регулировать процесс выполнения заданий, т.е. развитостью осознанной саморегуляции. У детей, обучающихся в Детском доме с 1 класса, наблюдаются определённые дефекты в развитии произвольной саморегуляции поведения, которые проявляются в неумении организовать свою деятельность, в привычке к пошаговому контролю, несдержанности в общении с взрослыми и со сверстниками.

Полученные данные по сформированности умений саморегуляции у учащихся 8 класса в какой-то мере являются подтверждением положительного влияния коллективных учебных занятий на регуляторный аспект организации деятельности учащихся в учебном процессе. Для исследования использован опросник А.К. Осницкого. О наличии (или отсутствии) у учащихся умений саморегуляции и их качественных характеристик можно судить по самооценкам учащихся и экспертным оценкам со стороны учителей. Анализ полученных данных позволяет определить степень адекватности оценивания учащимися своих умений. Вывод о наличии умений произвольной саморегуляции делаем по отношению к тем детям, оценки которых совпадают с экспертными оценками учителей (определяясь как среднеарифметический показатель по пяти балльной системе).

Разработка данных исследований показала, что совпадение оценок личности учителями и самими учащимися свидетельствует о проявлении структурно-личностных умений (целеполагание, анализ, программирование действий, оценка результатов и их коррекция) у 48 % учащихся. Эти ученики не нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя, так как могут планировать свою работу, адекватно её оценивать, организовывать и придумывать свои действия на уроке.

Личностно-целевые особенности саморегуляции (осознанность, инициативность, ответственность, автономность, податливость воспитанию) выражены на 61 %. Большинство учащихся продумывают свои дела и поступки, стремятся справиться с трудными заданиями, проявляют активность, инициативность, ответственность. 70 % детей чувствительны к мерам педагогического воздействия. Однако автономность в действиях проявляется недостаточно, только пятеро учащихся могут действовать более самостоятельно, принимать решения независимо от других.

Уровень проявления динамических показателей саморегуляции (пластичность, устойчивость в регуляции деятельности, уверенность) выражается в средних показателях для данного возраста у 55 % учащихся. В условиях Детского дома наблюдается недостаточное развитие эмоционально-волевых качеств у учащихся. Это объясняется особенностями нервно-психического состояния детей (трое учащихся наблюдаются у врача-психиатра), а также их жизнью в учреждении данного типа, где твёрдая регламентация поведения значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни.

Однако в исследуемой группе многие подростки пытаются овладеть собственным поведением, волевая регуляция у них доминирует над импульсивностью.

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

Исследование организаторских и коммуникативных склонностей в данной группе учащихся свидетельствует о том, что только 23 % детей имеют средний уровень их развития. Эти дети стремятся к контактам с людьми, отстаивают своё мнение, планируют свою работу. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. У 54 % детей эти склонности выражены на уровне ниже среднего, у 23 % учащихся – на низком. Этих подростков характеризует трудность в установлении контактов, во многих делах они предпочитают принятия самостоятельных решений, проявлять инициативу. Несмотря на то, что подростки (76 %) ориентированы на взаимодействие с окружающими людьми (как указано выше), полученный результат является следствием сложившейся характеристики личности этих детей. Как утверждает психолог Дубровина И.В. к 10-11 годам у подростков Детского дома устанавливает соотношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируются способности не углубляться в привязанности и поверхностность чувств к другим. Эта группа учащихся нуждается в дальнейшей работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей через организационно-управленческую работу на занятиях (на коллективных учебных занятиях).

Эмоциональное отношение учащихся к коллективным учебным занятиям

Диагностика по цветовому тесту отношений А.М. Эткинда позволила выявить эмоциональное отношение учащихся к коллективным учебным занятиям. Данные представлены в таблице 4:

Как видно из таблицы, доминирующим для учащихся является зелёный цвет (38 %), означающий чувство уверенности, настойчивости, потребности в самоутверждении. В целом у учащихся наблюдается положительный выбор цвета (71,8 %), что отражает позитивный настрой учащихся на коллективные учебные занятия. Это подтверждается и высказываниями учащихся. «Лучше воспринимаю, понимаю. Легче учиться». «Могу самостоятельно работать на уроках». «Быстрее усваиваю тему». «На уроках развиваю свою речь». Однако у 4-х учащихся наблюдается выбор серого цвета, что свидетельствует о неопределенности отношения к коллективным учебным занятиям. Из отрицательного варианта высказываний учащихся: «Больше нравятся тексты учебные, так как они более содержательные», «Быстро кончается тема», «Не нравится процесс передачи», «Каждый абзац нужно проговаривать, а на это уходит время», «Не нравится тем, что каждый абзац нужно озаглавливать» и др. Здесь необходима работа над пониманием алгоритмов различных видов коллективных занятий.

Таблица 4
Эмоциональное отношение учащихся к коллективным учебным занятиям

  Номера цветных карточек
0 1 2 3 4 5 6 7
               
Число выборов 4 1 5 1 1 1 —     —    
Показатель, % 28,2 5,2 38   5,2  5,2  5,2 

2. Выводы

Результаты исследования подтверждают, что в целом у учащихся 8 класса наблюдается положительная динамика их личностного развития. Это отражается в следующем: • позитивное принятие себя; • доминирование активности в сфере действий и, прежде всего,  направленности на учебную деятельность; • у учащихся формируются умения саморегуляции и повышается  стремление к реализации себя как самостоятельных и ответственных  субъектов деятельности;

Данная диагностика позволила выявить определённое неблагополучие в сформированности отдельных характеристик личностного развития учащихся. Учёт их педагогом и психологом необходим для индивидуальной и коррекционной работы с детьми и дифференциации процесса обучения.