Впечатления о конкурсе

Впечатления о конкурсе

Овсянникова Наталья Николаевна,учитель русского языка и литературы сш. №1

Советского района, г.Красноярска

Кто бы мог подумать, что предложение – рекомендация поучаствовать в районном конкурсе обернется таким значительным событием в жизни каждого учителя, который осмелился представить свои достижения, умения, наработки на суд педагогической общественности.

Признаемся честно, что районный этап кажется вариантом домашней работы, потому что и среди гостей, и среди членов жюри очень много знакомых лиц. Значит, есть поддержка.

Наверное, именно поэтому все-таки не было уверенности в победе, и особые волнения были связаны с заочным этапом краевого конкурса. Беспокоились о том, что печатное слово не сможет передать мысли и чувства, которые учитель выносил в сердце. Казалось, что отстраненный взгляд высокопоставленных читателей подобен строгому суду: имеешь ли ты право работать с детьми, преподавать свой предмет, являешься ли ты специалистом в той сфере деятельности, которую считаешь профессиональной.

И вот наступил долгожданный момент, когда ты узнаешь, что тебе рекомендовано принять участие в очном туре краевого конкурса «Учитель года». Снова испытываешь волнение, но оно особенное. Впечатление, что предстоит открыть новую страну, выйти в открытый космос. И уже не столь важен результат. Пусть это банально звучит – важно участие.

Самый волнующий день – день первого знакомства, когда участники конкурса рассказывают о своих увлечениях. Как все-таки замечательно, что мы узнали друг друга сначала в теплой компании, в дружеской беседе, где каждый был прекрасен, удивлял своими талантами. Мы очень редко (в учительском коллективе) говорим о своей любви к живописи, вышивке или вязанию, об умении мастерить что-то своими руками, писать стихи и песни, играть на музыкальных инструментах и петь. Вы не представляете, как прекрасен учитель, когда он, освобожденный на время от высокой миссии воспитывать и обучать подрастающее поколение, предстает просто человеком, непосредственным, немного забавным и смешным, но бесконечно родным и близким.

Когда ты уже вытянул жребий, узнал, в какой день тебе предстоит дать, может быть, самый важный в твоей жизни урок, узнал его тему, время начинает нестись подобно реактивному самолету. И в этом полете, собирая воедино силу воли, мысли и накопленный методический опыт, устремляешься к занятию. К детям, с которыми нужно обязательно подружиться. К жюри, которое хочется удивить. К предмету, который любишь всей душой. И урок становится захватывающим дух крутым виражом. Сливаются лица. Все по законам центробежной силы кружится вокруг тебя. И когда все закончилось, возвращаешься в реальность и начинаешь понимать мир.

Лицей №1 стал для конкурсантов родным домом. Уютная учительская была похожа на кают-компанию. Дружественные беседы с учителями, конкурсантами за чашечкой кофе снимали напряжение. Дети на уроках казались главными помощниками, в их глазах виделись доброжелательность и участие. А самое яркое впечатление произвел на нас заключительный концерт, который нам подарили гостеприимные хозяева. Дети и учителя порадовали песнями, шутливыми номерами. И на этом концерте мы узнали о том, кто прошел во второй тур.

Представление концепций больше всего напоминало лекторий. Сидя в зале, мы слушали, запоминали и даже записывали, потому что на сцене был представлен живой опыт учителя, то, о чем в учебниках по педагогике и по методике не прочитаешь. В сообщениях конкурсантов отображалась наша школьная реальность, рекомендации, которые помогут решить педагогические проблемы и стать профессионалом.

Последний день конкурса. Выступление пяти лучших учителей края 2003 года. Нам не известно, что они переживали, думали, с какими опасениями и надеждами вышли на новое испытание. Но честно – всем хотелось помочь. Кто бы мог подумать, что этот финальный этап для некоторых из участников конкурса станет увлекательной игрой. Вам трудно представить, если вы не побывали на нашем месте, как замечательно быть учеником Учителя – Мастера. Как приятно под его чутким руководством, добрым присмотром открыть страну неизведанного, вспомнить себя ребенком и представить мысли ученика, сидящего за партой. Кажется, что самый ценный опыт вынес именно с этих уроков.

Вечером был концерт и церемония награждения. Часто ли вам приходится присутствовать на празднике, организованном в вашу честь? И не на том, когда вас поздравляют, потому что вы учитель, как это происходит в начале октября. Это был праздник, где чествовали 29 участников Краевого конкурса «Учитель года Красноярского края 2003». Мы сидели на первых рядах. Нас поздравляли известные в Красноярске и крае политики и творческие коллективы. Давно знакомый актовый зал Дома учителя был невероятно торжественным и, наверное, таким, он останется теперь в том сказочном апреле нашей памяти.

Закончился конкурс… Осознание этого пришло в тот момент, когда мы все построились, чтобы сфотографироваться. Вместе с конкурсом закончился и праздник. За волнениями, переживаниями, бессонными ночами вдруг распознали большее – замечательное знакомство с талантливыми людьми, новыми уроками и даже с изменившимся – собой.

Не вернуть, не повторить… И кажется, что самое главное не успел постигнуть, запомнить.

Стоишь на сцене и вместо фотоаппарата зарисовываешь в своей памяти одновременно счастливые и печальные лица своих новых друзей. Жаль, что ничего подобного не повторится, но ведь возможно построить новую сказку. Мы, конкурсанты 2003 года, очень радуемся редким встречам друг с другом, хотелось бы сделать их традицией, праздником, которого ждешь.