Впечатления о Всероссийском конкурсе «Учитель года — 2003»

Впечатления о Всероссийском конкурсе
«Учитель года — 2003»

Чернышева Светлана Николаевна, учитель истории, МХК, обществознанияСолонцовской с.о.ш. Емельяновского района Красноярского края,

«Учитель года Красноярского края – 2003»

В 2003 г. Всероссийский конкурс «Учитель года» отметил 14-летний юбилей. Впору паспорт выдавать. Впервые в нем приняли участие 80 конкурсантов из разных субъектов РФ – победителей региональных конкурсов «Учитель года – 2003».

25 сентября мы все приехали в поселок Московский, разместились по комнатам — и сразу же закипела работа. Нужно было придумать визитку от округов для «Вечера знакомств», именно здесь и произошли первые знакомства.

Из-за перелета и смены часового пояса день показался нескончаемо длинным, но фантастически интересным. Мы познакомились с министром образования РФ В.Филипповым, который беседовал с нами и сдавал шуточный экзамен. За соседним столиком сидели и подбадривали нас победители прошлых лет и члены клуба «Учитель года России». Впечатлений было столько, что о сне все просто забыли.

Знакомство с московскими школами превзошло все ожидания: не только мебель и техническое оснащение на высоком уровне, но и радушный прием, подарки. И вообще, на протяжении всего конкурса мы, участники, всегда ощущали трепетное, открытое и доброжелательное отношение к каждому из нас.

Вечером был «хобби — клуб», на котором присутствующие поняли, что борьба будет серьезной: все участники талантливые, интересные личности.

На 3-й день все конкурсанты в разных ОУ Москвы давали 20 — минутное учебное занятие-домашнюю заготовку в предметной номинации (всего их было 9).

В воскресенье была защита системы работы с концептуальными идеями. С этого конкурсного мероприятия начался прямой обмен опытом через знакомство с различными концепциями педагогической деятельности. Здесь можно было увидеть, как решаются проблемы образования в регионах РФ, как реализуются учителями различные подходы в практической педагогике. В конце дня один из членов жюри честно признался, что «нелегко будет найти изюминку в мешке с изюмом».

После защиты концепции жизнь в гостинице замерла: все готовились к главному событию — конкурсному 30- минутному уроку- «мастерской». Задания мы получили накануне. Мне досталась тема по обществознанию в 11 классе «Социальные группы и слои». В конкурсном уроке конкурсанты должны были отразить проблемную номинацию, которых было тоже 9:

  1. лучшие традиции в образовании;
  2. учитель-исследователь;
  3. инновации в образовании;
  4. информационные технологии;
  5. гражданское и патриотическое воспитание;
  6. вдохновение и педагогический артистизм;
  7. практико-ориентированное обучение;
  8. учитель-воспитатель;
  9. здоровьесберегающие технологии.

Посещение уроков коллег было настоящим повышением квалификации. Жаль, что была возможность посмотреть только свою номинацию из девяти. Но и среди тех, чьи уроки удалось посмотреть, можно выделить педагогов высококвалифицированных и творчески работающих. Например, в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание» С.О. Шаров — обществовед из г.Саратова — на уроке блестяще, совместно с ребятами нашел пути решения межнациональных конфликтов; П.С. Жданов — историк из Астраханской области — рассматривал возможные альтернативы развития России в начале XX века; Б.Б. Цыдыпов — историк из Бурятии — на уроке помог ребятам по-иному взглянуть на извечную проблему «Восток – Запад».

f28big-7353652Особенностью этого конкурса было то, что более четверти участников были историки и обществоведы. Видимо, поэтому наконец-то победителем стал впервые учитель истории, обшествознания и риторики из Санкт-Петербурга Игорь Альбертович Карачевцев.

Именно он соединил в себе педагогическое мастерство, предметный профессионализм, врожденную интеллигентность и высокую культуру.

22 участника, вышедшие во II тур, показывали свой профессионализм в Мастер-классах, которые проходили в течение 3-х дней (на каждый день была дана тема):

  • 1 день
    «Способность видеть чудесное в обыкновенном- неизменный признак мудрости» Р.Эмерсон;
  • 2 день
    «В любой области создавать — значит гореть, копировать -медленно тлеть» О.Бальзак;
  • 3 день
    «Уча, обучаемся» Сенека.

Последним давал Мастер-класс И.А. Карачевцев и потряс жюри во главе с ректором МГУ В.А. Садовничим: «Это абсолютно прозрачная победа!!!», а также гостей и тех, кто участвовал в самом действии. В конце занятия, когда был показан по видео предсмертный монолог Сократа, для нас — «учеников» — эти минуты на сцене стали незабываемыми!

Встреча с такими людьми всегда оставляет неизгладимый след в душе; и важным результатом, помимо повышения квалификации, карьерного роста, для нас стали дружба, взаимопонимание и исключительные воспоминания о Всероссийском конкурсе «Учитель года».

Эмоциональной кульминацией было посещение Кремлевского Дворца: волнение, вручение, ликование, овации и концерт. Это было великолепно!

9 участников обрели «хрустальных пеликанов» и президентские премии. Остальные увезли домой на своей груди миниатюрных «золотых пеликанов».

Выбранная эмблема — «пеликан» — восстановила связь времен, подчеркнув высокое предназначение профессии учителя. Этот пример высокого самопожертвования вдохновляет всех учителей.

Затем в Москве:

  • День Учителя…
  • Большой театр…
  • И последний вечер…

Прощание на площади 3-х вокзалов: обмен адресами и телефонами, печаль и в радость одновременно, слезы и объятья. «Пеликаны» опять разлетелись…

Но это не надолго: будет новый конкурс, слетятся новые таланты в Московский, а мы будем хранить в наших сердцах дружбу и воспоминания о солнечных, прекрасных днях московской осени.

f29big-1966978Как тиха и красива

осень в Москве.

Тихо падая, листья

желтеют в зеленой траве.

Солнце яркое дразнит,

зовет за собой.

Клен стоит

долговязый,

прощаясь

с тобой

и со мной…