Выход на новое качество образования

Международный российско-британский проект «SAS» (социально-активная школа) как средство выхода на новое качество образования.

Незаметно, как-то по-свойски, третье тысячелетие вошло в распорядок нашей жизни. На дворе апрель, весна, близится к завершению еще один учебный год. Казалось бы, если в обычной жизни каких-то чудодейственных перемен не произошло, то уж в работе органов образования, в деятельности школ должно что-то измениться. Недаром, столько много разговоров на педагогическую тематику, научных статей, споров, дискуссий. Понятно, что ничего радикального в функционировании школ разных ступеней и не должно было произойти.

Вряд ли в скором времени что-нибудь улучшится в финансовом обеспечении деятельности школ. Не ожидается увеличения государственного финансирования по некоторым статьям бюджета (твердый инвентарь, мягкий инвентарь, капитальный ремонт и т.д.), которые стали уже просто забываться руководителями образовательных учреждений. Много лет ремонт и обслуживание классных кабинетов осуществляется силами родителей (это даже не обсуждается). Стало уже привычным «закрывать глаза» на то, откуда берут директора средства на ремонт спецкабинетов, спортзалов, столовых, рекреаций и т.п.

Недостатка в разговорах и суждениях о том, какой должна быть современная российская школа, явно нет. Сам факт очень быстрого роста количества школ – с разными образовательными программами, с разными технологиями обучения – говорит о том, что педагоги и родители, представители различных общественных, социальных групп ищут пути развития российского образования и не могут оставаться в стороне от этой проблемы.

Оговоримся сразу, что большинство педагогических экспериментов касаются вопросов содержания образования, а вот инноваций, направленных на изменение технологий обучения, методов и средств учебно-воспитательного процесса крайне недостаточно. До сих пор в школах края доминирует учебно-воспитательный процесс, базирующийся на классно-урочной системе. Которая подразумевает под собою то, что ученики одного класса в одно и тоже время изучают один предмет, зачастую, одним и тем же способом. Лекционно-семинарская система подготовки студентов в ВУЗах ничем принципиально не отличается от школьной, классно-урочной системой обучения.

До сих пор большинство образовательных учреждений являются в той или иной мере закрытыми для общественности. Образовательную политику и стратегию развития в них определяет ограниченный круг людей (администрация школы!). Большинство попечительских советов разного уровня создаются для «юридического» оправдания родительских денежных взносов (а если сказать более прямо – родительских поборов!), без которых сегодня ни одно образовательное учреждение (тем более, претендующее на высокий уровень подготовки учеников) существовать не сможет.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что функции попечительских советов не могут ограничиваться только добыванием финансовых средств и контролем над их использованием. Разработка школьного содержания образования, управление стратегией развития школы, перестали быть только прерогативой командной «верхушки». Управление сложными социальными структурами, какими являются образовательные учреждения самого разного типа, становится сегодня невозможным без привлечения родителей, учащихся, различных слоев общественности или, как говорят, различных социальных страт (различных социальных уровней и слоев).

Если мы хотим стимулировать деятельность по созданию программ взаимодействия городских структур и системы образования, то мы должны, не говорить на собраниях, что это крайне важно, а прежде всего, понять, что школа – это не Министерство образования, не районное управление, а прежде всего один из компонентов сложного, взаимозависимого городского хозяйства. Очень важно на данный момент направить внимание педагогов и родителей на то, что школа является необходимым элементом целостной системы такой, например, как Красноярск, где каждое звено цепи зависит от других и взаимодействует с ними.

С ноября прошлого года началась интенсивная работа по реализации российско-британского проекта «SAS» (социально-активная школа). Было проведено несколько семинаров, направленных на изучение опыта соз-дания и функционирования попечительских советов наших британских партнеров. Исследовался свой собственный потенциал в этом вопросе. Команда разработчиков под руководством Г.М. Вебер определила свою задачу не в механическом переносе британского опыта на школы края, а в творческом переосмысливании этого опыта для наших реалий, в понимании и рефлексивном уточнении фокуса проблемы.

С 30 марта по 1 апреля в оздоровительном комплексе «Гренада» состоялся очередной трехдневный организационно-деятельностный семинар в рамках российско-британского проекта «SAS».

Участники семинара:

  • с.ш. № 96 г. Железногорска,

  • школа-лицей № 3,

  • детский дом-школа № 59,

  • с.ш. № 143,

  • команды из Канска, Балахтинского района и др.

– делились опытом, существующих проблем и наметили подходы к их решению.

Приятно отметить, что все выступления были пронизаны духом понимания роли общественной составляющей в образовании как выхода на новое качество образования.

Присутствие на семинаре председателей и членов попечительских советов придало работе семинара практический аспект и значительно расширило понимание проблемы. Примечательно, что за короткий срок командой были подготовлены методические материалы, отражающие теоретические, юридические и практические вопросы создания попечительских советов в образовательных учреждениях края.

В настоящее время работа по российско-британскому проекту «SAS» вышла на стадию проектирования и практической реализации. Пожелаем всем участникам совместной работы в рамках международного российско-британского проекта «SAS» творческих удач, оригинальных проектов и удачной реализации начатого дела.

На сайте «Красноярское образование» в Интернете можно найти специальную полочку, посвященную этому международному проекту.