Защита материнства и детства на примере усыновления в Российской Федерации

[Традиции]    [Мероприятия]     [Факультативы]   [Творчество]    [Конкурсы]

Выполнила: уч-ся 9 кл. школы № 90 Кировского р-на, г. Красноярск Цыбинова Елизавета

Научный руководитель: учитель истории шк. № 90           Былова Анастасия Андреевна

Цель работы: проанализировать политику государства по защите материнства и детства на примере усыновления.

Задачи: определить факторы, влияющие на решение матерей об оставлении детей в родильных домах; дать определение понятию «усыновление»; сравнить порядок и особенности усыновления в российские и иностранные семьи; проанализировать меры государства, направленные на защиту прав усыновленных детей; выявить тенденции развития института усыновления.

Новизна работы: автор впервые вводит в научный оборот материалы недавно принятых федеральных законов, опирается на данные, полученные в результате проведения собственного анкетирования.

Практическое значение работы: работа может быть использована на уроках истории, обществознания в школе в целях гражданского воспитания учащихся.

Описание работы: первая глава посвящена выявлению причин отказа от детей, где использованы результаты анкетирования, вторая – сравнению российского и зарубежного законодательства о порядке усыновления детей из России россиянами и иностранными гражданами, третья – анализу  политики российского государства в плане защиты материнства и детства.

Содержание

ГЛАВА I. Отказ от новорожденных детей

§ 1. Причины отказа родителей от детей

§ 2. Подходы, существующие к определению понятия «усыновление»

ГЛАВА II. Порядок усыновления российских детей в российские и иностранные семьи

§ 1. Порядок усыновления детей из России россиянами

§ 2. Порядок усыновления детей из России иностранными гражданами

ГЛАВА III. Государственная политика защиты материнства и детства на примере усыновления

§ 1. Пособия и отпуска, предоставляемые усыновителям

§ 2. Материнский или семейный капитал

Введение

Настоящая работа посвящена теме защиты материнства и детства на примере усыновления/удочерения (далее усыновления) в Российской Федерации.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Дети с момента рождения имеют определенные права, в том числе право жить и воспитываться в семье. Присоединившись к международным документам о правах ребенка, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения. Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные  тенденции,  создающие  угрозу  национальной  безопасности.  По данным прокурорской и  следственной  практики  отмечается  снижение  числа детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых  «государственных детей», тех, кто воспитывается в детских домах и интернатах. Продолжает  существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления. Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения. Выяснению того, каким образом государство решает подобные проблемы и посвящена данная работа. Интерес к теме обусловлен тем, что в настоящее время растет количество брошенных детей или детей — социальных сирот (что в немалой степени влияет на уровень криминализации российского общества). Ввиду обширности темы автор ограничивается рассмотрением такой формы устройства и защиты сирот как усыновление. Это и будет объектом исследования. Предмет исследования: причины оставления новорожденных в роддомах, порядок усыновления детей из России россиянами и иностранцами, льготы и пособия женщинам, усыновившим детей.

Автор ставит перед собой следующие задачи: проанализировать причины отказа от детей; определить факторы, влияющие на решение матерей об оставлении детей в родильных домах; дать определение понятию «усыновление»; сравнить порядок и особенности усыновления   в российские и иностранные семьи; проанализировать курс, политику государства в отношении усыновления и предотвращения отказов от детей; выявить тенденции развития института усыновления.

Изучая проблему, автор использовала следующие методы: анкетирование, анализ законодательства и статистики.

При проведении исследования автор столкнулась со следующими трудностями: очень мало статистического материала, касающегося цифр, характеризующих количество усыновленных в России и отправленных за рубеж; мало материалов, касающихся иностранных семей, усыновивших российских детей, притом в основном это материалы периодики, чаще неофициозных изданий, интернета, а значит опирающиеся на не всегда достоверные цифры и факты. При написании работы использованы в качестве источников федеральные законы и законы Красноярского края. Проблема защиты материнства и детства на примере усыновления в литературе исследована в недостаточной степени, в немалой степени из-за нововведений в федеральном законодательстве. А значит работа представляет научную ценность.

ГЛАВА I. ОТКАЗ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

§ 1. Причины отказа родителей от детей

В течение ряда лет наблюдается постоянный рост числа питомцев детских домов: в 1996 г. их было 18.500, в 1998 г – 19.300. Согласно данным за 1998 г., ежегодный прирост числа детей, оставшихся без родительского попечения в России, составляет около 105.000.1

Интересно рассмотреть причины, побуждающие матерей к оставлению детей в роддомах. Исупова Е.Г. при изучении данной проблемы опиралась на статистические данные, свидетельствующие о причинах отказов от детей в масштабах России. При этом автор статьи пришла к выводу, что алкоголизм, как явление, сопутствующее отказу от новорожденного, встречается несколько чаще, по сравнению со злоупотреблением наркотическими веществами.2

Вместе с тем наиболее важными и распространенными оказались социально-экономические причины «отказничества». Это обуславливается, в числе прочих причин, практически полным отсутствием государственной поддержки семей и рождаемости, и недостаточным развитием соответствующих общественных организаций. Это касается хотя бы временного жилья, приспособленного для матерей с младенцами, живущих в ситуации  социальной изоляции без какого-либо официального жилья и официальной работы. Многим не помешала бы и финансовая поддержка на первое время, а также медицинская. Это касается не только молодых «эмигранток», но и второй достаточно многочисленной категории «отказниц» — женщин, живущих в крайней бедности и уже имеющих одного или нескольких детей.3 Жилищный вопрос вообще оказался одним из основных в плане отказа от новорожденных и единственно важным в ситуации так называемого временного отказа. Временный отказ, связанный с возможностью забрать ребенка из государственной опеки через определенный срок (от 1 месяца до 3-х лет), в настоящее время встречается крайне редко именно потому, что женщина, выбирающая такой вариант, как правило, должна иметь постоянный адрес (прописку) именно в том городе, где она родила и оставила ребенка. Социальные работники, как правило, стараются не допустить временного отказа, так как таких детей нельзя сразу передать на усыновление, а то, что мать сама сможет забрать ребенка через какое-то время, когда она решит свои проблемы, представляется маловероятным.

Примерно две трети случаев отказа происходят у одиноких матерей, лишенных мужской поддержки (то есть не состоящих ни в зарегистрированном, ни в незарегистрированном браке и не получающих помощи от бывших партнеров). Оставшаяся треть отказов происходит у женщин, чьи мужья/сожители не состоятельны в экономическом отношении, и/или страдают алкоголизмом (наркоманией); агрессивны; не верят в то, что это их ребенок; не хотят принимать последствий своей собственной неосторожности и т. д.

Ситуация осложняется тем, что женщина вынуждена искать достаточно высокооплачиваемую работу, чтобы было на что жить; если же она находит работу, то политика работодателя такова, чтобы по возможности неимоверно усложнить, а еще лучше — не дать осуществить репродуктивные права женщине, если она все же хочет быть еще и матерью. И часто женщина, если она становится матерью, теряет работу, а найти оплачиваемую непрестижную работу, уже имея ребенка, не всегда легко, а совмещать ее с уходом за детьми практически невозможно.

Еще одна причина отказа — врожденная патология ребенка. За таким ребенком трудно ухаживать, к тому же на родителей часто влияют опасения, связанные с наличием в обществе определенных стереотипов в отношении семей, имеющих детей с врожденной патологией.

На сегодняшний день среди воспитанников детских домов постоянно увеличивается число детей, чьи родители были лишены родительских прав. 21% детдомовцев – это именно отказные дети, из них 9% рождены несовершеннолетними матерями; 35-40% оказались в доме из-за алкоголизма родителей, 2-3,5% — из-за наркомании родителей, часто отягощенной СПИДом; 15% питомцев детских домов оказались не нужны своим родителям по причине врожденных дефектов. Увеличивается процент детей первых месяцев жизни, находящихся в домах ребенка. В 1996 г. их было 24%, в 1998 г. – 32%. Однако распространенность отказничества (около 20.000 случаев в год, по России в целом) не сопоставима с распространенностью абортов (около 20.597 млн. в 1999 г.).4

При изучении данной проблемы автор провела собственное анкетирование среди 40 респондентов в возрасте 16-18 лет и 64 респондентов в возрасте 38-45 лет. Основной вопрос, который задавался респондентам, звучал следующим образом: какие факторы могли бы повлиять на ваш отказ от родного ребенка или на желание рожать детей? Были получены следующие результаты:

Таблица 1. Результаты анкетирования

Факторы

16-18 лет

38-45 лет

Отсутствие дохода, жилья

20

43

Нездоровье родителей

16

19

Желание сделать карьеру

14

2

*Составлено по данным, полученным в результате анкетирования.

Таким образом, исследование автора также подтвердило, что основными причинами отказа от детей являются соображения материального характера.

§ 2. Подходы, существующие к определению понятия «усыновление»

В соответствии с действующим законодательством РФ каждый ребенок имеет широкий спектр гражданских прав, как общего характера, которыми Конституция РФ наделяет всех граждан России, так и чисто специфических, таких как, право на жизнь и воспитание в семье; право на общение  с родителями; право на имя, отчество и фамилию; право на выражение своего мнения; имущественные права; право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 54-60 СК РФ). Государство пытается решать некоторые из них путем устройства детей в семьи, социальные учреждения и т. д.5

Основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: передача детей в семью (для усыновления или удочерения) – по решению суда; передача детей на воспитание в семью под опеку или попечительство (решением органа опеки и попечительства); передача детей в приемную семью (решением органа опеки и попечительства); передача детей в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов и видов (при отсутствии других возможностей устройства) – решением органа опеки и попечительства.6

Как следует из семейного законодательства, предпочтение государство отдает именно усыновлению (удочерению) как форме наиболее соответствующей интересам ребенка.

Термин «усыновление» употребляется в юридической науке в разных значениях. Многие ученые рассматривают усыновление, как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Другие — как юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению.

В законодательстве и в юридической литературе под  усыновлением  иногда понимается само правоотношение, которое возникает между усыновителем (его родственниками) и усыновленным (его потомством) на основании акта усыновления.

Некоторым авторами усыновление представляется, как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего,  права  жить  и  воспитываться в семье и права на защиту.7

Под усыновлением понимается и общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.

Наконец термин «усыновление» используется для обозначения одного из институтов семейного права, который представляет собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования отношений по усыновлению, и определяет порядок  установления и прекращения усыновления, права и обязанности участников правоотношения.

В настоящей работе усыновление рассматривается в его последней

трактовке — как институт семейного права. Усыновление (удочерение) — наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление — это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ре­бенка.8

Существует два подхода к проблеме усыновления в западной литературе. Во-первых, точка зрения современных социобиологических теорий, рассматривающих оставление детей, передачу их в руки государства, как различные формы «избирательного детоубийства» или избавления от нежеланных, «лишних» детей. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что корни такого поведения не следует искать в социальной реальности — они находятся в области биологии. Например, избавление от младенцев в племенах, живущих первобытнообщинным строем закономерно происходит в периоды голода, когда выживание этих младенцев маловероятно, в то время как сохранение жизни взрослых, которые смогут иметь детей в будущем, возможно лишь на основе такого поведения.9

С развитием цивилизации детоубийство все реже встречается, чаще  дети подкидываются, отдаются кормилицам, у которых их забывают забрать, в приюты и так далее, вплоть до просто небрежного отношения к ним, хотя и живущим с родителями. Социальные причины отказа от детей начинают превалировать над биологическими. В современной феминистской литературе отдача ребенка на усыновление иногда рассматривается как право матери, поскольку материнство отнимает у женщины, как у личности, слишком много времени и слишком мало ей дает.

Таким образом, сторонники первой теории утверждали неограниченное право женщины на аборт при любом сроке беременности по доступной для всех цене и по любой причине, основываясь на концепции о праве женщины распоряжаться своим телом. При этом нерожденный ребенок признавался частью материнского тела. Вторые считали нерожденного ребенка отдельным человеком с момента зачатия, и относились к аборту, как к убийству.10

Таким образом, хотя  в российском государстве сложилось несколько форм работы с детьми, оставшимся без родительской заботы, предпочтение отдается именно усыновлению как форме, позволяющей наилучшим образом защитить права детей, сохранить их психическое здоровье, способствовать гармоничной социализации. Из-за ситуации кризисного развития государства, не позволяющего эффективно осуществлять защиту «материнства и детства», большинство отказов от детей в роддоме имеют в основе именно социально-экономическое происхождение.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ СЕМЬИ.

§ 1. Порядок усыновления детей из России россиянами

Новое семейное законодательство РФ существенно изменило порядок усыновления. Усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление детей иностранными гражда­нами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федера­ции, постоянно проживающих на ее территории, либо на усыновление родственникам детей независимо от граждан­ства и места жительства этих родственников.1 Лица, желающие усы­новить ребенка должны обратить­ся в орган опеки и попечитель­ства (отдел образования или иную службу, на которую возло­жены функции по охране прав детей) по месту своего житель­ства, чтобы получить заключение о том, что они являются надле­жащими кандидатами в усынови­тели. Для получения такого за­ключения необходимы, в первую очередь, паспорт, а также: справка с места работы о зани­маемой должности и заработной плате, либо копия декларации о доходах; копия финансового ли­цевого счета с места жительства; копия свидетельства о браке; ме­дицинское заключение о состоя­нии здоровья.2

Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители (до получения от них необходимых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие возможности обеспече­ния ими должного содержания и воспитания ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновле­ния, возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего возраста изъяв­ляют желание лица предпенсионного или пенсионного возраста), наличие членов семьи, страдаю­щих заболеваниями, которые мо­гут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка.

Лица, получившие заключе­ние о том, что они являются над­лежащими кандидатами в усыно­вители, вправе начать подбор ре­бенка на усыновление. При подборе ребенка на усы­новление, кандидат в усынови­тели должен:

1.Ознакомиться с лич­ным делом ребенка, чтобы по­лучить максимум информации о нем. Ребенок обязательно проходит медицин­скую комиссию, которая дает заключение о состоянии его здо­ровья. Усыновитель обязан озна­комиться с заключением и рас­писаться в нем.

2.Кандидаты в усыновители должны получить всю имеющу­юся информацию о родителях ребенка. В частности, докумен­ты, подтверждающие статус ре­бенка-сироты или оставшегося без попечения родителей (свиде­тельство о смерти родителя (ро­дителей), копия решения суда о лишении родителей родительских прав, признании родителя неде­еспособным, акт о подкидывании ребенка и т.д.). 3

Кроме получения согласия ро­дителей ребенка на усыновле­ние, обязательным документом является также согласие на усы­новление ребенка его опекуна, попечителя, приемного родите­ля, руководителя детского уч­реждения, в котором находится ребенок. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение об усыновле­нии без согласия этих лиц. Однако согласие само­го ребенка, достигшего 10-лет­него возраста, при установлении усыновления обязательно. Если усыновляется ребенок, родители ко­торого не достигли 16-летнего возраста, то и согласие их родителей или опекунов (попечителей) либо (при отсутст­вии таковых) — органа опеки и попечительства. До вынесе­ния решения об усыновлении родители вправе отозвать данное ими согласие.4 Ребенок может быть усыновлен без их согласия, если они: неизвестны; признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены родительских прав (по истечении 6 месяцев со дня вынесения соответствующего решения); если они по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.5 Если у ребенка, лишившегося роди­тельского попечения и находяще­гося в детском интернатном уч­реждении, есть другие близкие родственники (дедушка, бабуш­ка, тетя, дядя), их мнение по вопросу усыновления ребенка учитывается, но не является ре­шающим.

Если у ребенка есть братья, сестры, то их разобщение воз­можно только в том случае, ког­да усыновление отвечает интере­сам ребенка и не прерывает свя­зи между детьми. Понятно, как нежелательно разобщение брать­ев и сестер, ос­ведомленных друг о друге и своем родстве. Исключение состав­ляют дети, имеющие только об­щую мать (отца), которые не вос­питывались совместно в одной семье, находятся в разных детс­ких учреждениях и даже числят­ся под разными фамилиями. Это может также допускаться в их интересах, когда усыновители не настаивают на сохранении тай­ны усыновления и не возражают против общения усыновленных детей с братьями и сестрами. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении, если кто-либо из них подлежит содер­жанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении.

Итак, кандидаты в усынови­тели подобрали ребенка на усы­новление. Сле­дующий шаг — подача заявления в суд с просьбой об усыновлении. Судебный порядок должен позволить преодолеть многочисленные злоупотребления, кото­рые имели место ранее при производстве усыновления. 

Согласно СК РФ, усыновление производится в суде по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка по месту жительства или нахождения усыновляемого ребенка. При установлении усы­новления судья обязывает пред­ставить перечень документов при подготовке дела к судебному разбирательству (заявление об установлении усыновления, документы, прилагаемые к заявлению, заключение орга­на опеки и попечительства о целесообразно­сти усыновления). 6

Без заключения органов опеки и попечительства заявление об установлении усыновления не рассматривается. При одновременном усыновлении нескольких детей об усыновлении каждого из них выносится отдельное судебное решение.

В заявлении обязательно долж­ны быть указаны сведения о са­мих усыновителях, о детях, ко­торых они желают усыновить, их родителях, просьба о возможных изменениях фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка в актовой записи о рож­дении усыновляемых детей. К заявлению также прилагаются: копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке; копия свидетельства о бра­ке усыновителей (усыновите­ля) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отноше­ния, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно; медицинское заключение о состоя­нии здоровья усыновителей (усы­новителя); справка с места рабо­ты о занимаемой должности и за­работной плате либо копия дек­ларации о доходах или иной до­кумент о доходах; документ, подтверждающий право пользо­вания жилым помещением или право собственности на жилое помещение.7

Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству при­равниваются в личных неимущественных и имуществен­ных правах и обязанностях к родственникам по происхождению независимо от того, записаны ли усыновители в качестве родителей.8 Когда ребенок усыновлен одним лицом, названные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усынови­тель мужчина, или отца, если усыновитель — женщина.9 Иначе говоря, если ребенок усыновляется одним лицом, нет необходимости для прекращения его пра­вовой связи с родителем противоположного пола. Так, при усыновлении ребенка его отчимом либо мачехой соответ­ственно его родные мать или отец продолжают его воспи­тывать, и не в интересах ребенка и супругов было бы пре­кращение его родственных связей с данным родителем и его родственниками. В то же время в силу каких-либо при­чин родители ребенка могут дать согласие на его усыновле­ние одним лицом, совершенно не связанным никакими от­ношениями с его родителем противоположного пола. Поэто­му требуется, чтобы как в решении об усыновлении, так и при регистрации усыновления в органах ЗАГСа была про­изведена в необходимых случаях запись о сохранении при усыновлении взаимных прав и обязанностей по отношении к одному из родителей и к его родственникам.

В целях обеспечения охраняе­мой законом тайны усыновления суд рассматривает дела данной категории в закрытом су­дебном заседании,  участвующие в деле лица пре­дупреждаются о возможности привлечения к уголовной ответ­ственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усы­новителя, совершенное из коры­стных или иных низменных по­буждений, либо за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя лицами, обязанны­ми хранить факт усыновления как служебную или профессиональ­ную тайну.

За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия.10 Однако в целях обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя ребенку может быть присвоена фамилия пос­леднего, а также указанное им имя. Отчество усыновленно­го в этом случае определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка только женщиной — по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. При разных фамилиях супругов-усыновителей ребенку присваивается фамилия одного из них по их соглашению. При усыновлении ребенка лицом, не со­стоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество соответственно матери или отца записываются в книге запи­сей рождений по указанию усыновителя. Об изменении фа­милии, имени и отчества усыновляемого ребенка указывает­ся в решении об его усыновлении. По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ими ре­бенка в книге записей рождений.11 На основании записи акта об усыновлении отдел ЗАГС вносит необходимые изменения в запись акта о рождении ребенка. В том случае, когда усыновителем является только одно лицо — женщина или мужчина — и в решении об усынов­лении сказано, что соответственно за отцом либо матерью усыновляемого сохраняются права и обязанности в отноше­нии ребенка, сведения о них в актовой записи о рождении ребенка изменению не подлежат. Если за отцом ребенка его права и обязанности не со­храняются либо если сведений об отце ребенка в записи акта о рождении нет, то в свидетельстве о рождении ребен­ка сведения об отце могут быть указаны по заявлению усы­новительницы в порядке, установленном для детей, в отно­шении которых не установлено отцовство. Если сведения об отце были внесены по указанию матери, то они могут быть изменены по указанию усыновительницы. Усыновите­ли, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей о рож­дении ребенка в качестве роди­телей усыновленного. В то же время суд исходя из ин­тересов ребенка может вынести решение о сохранении усыновля­емому фамилии родителей, от­чества по имени отца, а также данных о родителях.

Возможно также изменение даты рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, причем для ребенка в возрасте до одного года (т.е. усыновленный в пре­делах 3 месяцев может быть запи­сан ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения, на­пример, в случае имитации усы­новительницей беременности; при наличии в семье другого ре­бенка; при желании сохранить дату рождения умершего кровно­го ребенка и др.). Все в тех же целях сохранения тайны усынов­ления возможно также изменение места рождения ребенка.[1]2 Различие в оформлении доку­ментов не влияет на правовое по­ложение усыновляемого.

Можно по-разному отно­ситься к тайне усыновления. Так, например, в ряде западных стран, таких как Великобрита­ния, США, Канада, активно используется так называемое «открытое» усыновление, когда усыновленные дети изначально знают свое происхождение, ин­формированы о том, кто их био­логические родители, а неред­ко биологические родители при­нимают посильное участие в жизни своих, теперь уже усы­новленных детей. В РФ тай­на не является обязательным ус­ловием любого усыновления и ее сохранение зависит только от во­леизъявления усыновителей.

Усыновление подлежит обяза­тельной регистрации в органах ЗАГСа по месту вынесения реше­ния об установлении усыновле­ния. Производится оформление нового свидетель­ства о рождении ребенка, где данные об усыновленном и его родителях (усыновителях) указы­ваются в соответствии с решени­ем суда. Правовые последст­вия усыновления возникают с момента вступления решения суда в законную силу. Суд в течение трех дней с момента вступ­ления решения в законную силу, суд должен направить выписку из решения в орган ЗАГСа по месту нахождения суда.

Официальная статистика свидетельствует, что большин­ство производимых в России усыновлений детей (как прави­ло, из детских учреждений для детей, оставшихся без попече­ния родителей), успешны. Дети обретают семью, а взрослые — смысл жизни и ощущение сво­ей необходимости. Из 34.000 детей, усыновленных в 1995 г., неудачных усыновлений было 253. В 1996 г. из 30.000 усы­новленных детей — неудачных усыновлений 418.13

Семейное законодательство предусматривает также возможность отмены усыновления. Усыновление может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обраща­ются с усыновленными, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с уче­том его мнения. Отмена усыновления про­изводится в судебном порядке. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления.  При отмене усыновле­ния взаимные права и обязанности ребенка и усыновите­лей, а также их родственников прекращаются, и восстанав­ливаются взаимные права и обязанности ребенка и его ро­дителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка. Ребенок передается родителям по решению суда. При отсутствии родителей, а так же если передача им ре­бенка противоречит его интересам, он передается на попе­чение органов опеки и попечительства.

Если один из родителей умер, то по просьбе родителей умершего (то есть деда и бабушки ребенка) могут быть сохранены права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. О сохранении отношений с родственниками умершего родителя также должно быть указано в решении об усыновлении. 14

§ 2. Порядок усыновления детей из России иностранными гражданами.

За последние 10 лет в России вдвое сократилось число детей, усыновленных российскими гражданами, а число случаев усыновления иностранцами выросло в 5 раз. Так, в 2001 году иностранцы усыновили почти 8.000 детей, в то время как россияне – чуть более 7.000. Изменился порядок усыновления российских детей иностранцами, в частности запрещено усыновление сирот через независимые иностранные агентства, не имеющие в России аккредитации. Правила, действовавшие с марта 2000 г., признаны “утратившими силу”. Ужесточение порядка международного усыновления было вынужденной мерой – за рубежом умерли 13 российских детей-сирот. Так, в США жертвами приемных родителей стали 12 российских детей, то есть – почти все погибшие за рубежом дети из России были усыновлены американцами. Большая часть трагедий происходила по вине усыновителей, которые оформили документы на ребенка в обход аккредитованных организаций. В течение трех лет после усыновления российского ребенка эти организации были обязаны предоставлять отчеты об условиях его проживания и содержания в новой семье. С 1992 года министерство не получило 1.700 отчетов от усыновителей детей-сирот. Кроме того, иностранные агентства дискредитировали себя «статистикой возврата» детей. По данным Минобрнауки, больше половины детей, возвращенных из приемных иностранных семей на родину, были оформлены незарегистрированными в России частными организациями. За нарушения российского законодательства в 2005 году были лишены лицензий семь иностранных агентств, еще три были «депортированы» на родину – в США.

Сейчас в России действуют 73 официальных организации по усыновлению детей – это филиалы фирм из США, Канады, Испании, Италии, Франции, Бельгии, Израиля и Италии. Количество не имеющих лицензии агентств неизвестно. После принятия закона все агентства должны будут сначала зарегистрировать свой статус в Минюсте, а потом получить разрешение на деятельность по усыновлению в Минобрнауки. Перерегистрацию должны будут пройти и уже имеющие лицензию семь десятков агентств.

Министерство по-прежнему заинтересовано в иностранных усыновителях, поскольку они гораздо менее притязательны, чем россияне. Иностранцы, как правило, усыновляют сирот в возрасте 5–10 лет и даже не отказываются от 15-летних подростков. Россияне, по статистке, предпочитают трехлетних малышей и даже пятилетних берут в семьи неохотно. При этом они обязательно заочно знакомятся с анкетами детей и устраивают «кастинги» по внешним данным. Иностранцы, наоборот, иногда даже просят подобрать им ребенка с позитивным ВИЧ-статусом или с ампутацией обеих ног.15

Новые разрешительные документы на срок не менее  пяти  лет  иностранные государственные и некоммерческие организации должны будут оформлять в российском Министерстве образования и науки. 

Зарегистрированные в России агентства по усыновлению должны будут регулярно отчитываться перед российскими властями об условиях жизни детей, переданных в иностранные семьи. При этом за первые три года проживания ребенка за рубежом должны быть в обязательном порядке предоставлены четыре таких отчета. По истечении трехлетнего срока отчитываться придется по требованию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был усыновлен ребенок. Любое, даже однократное, нарушение лишает агентство права оказывать содействие в усыновлении новых детей, но не освобождает от обязанностей в отношении уже отправленных за рубеж. В то же время наряду с ужесточением контроля, то есть более длительной процедурой регистрации агентств, ни о каких послаблениях для иностранных граждан в самом процессе усыновления речи не идет. Если заявление об усыновлении подано иностранным гражданином или лицом без гражданства, то заявитель обязан представить в суд заключение об условиях жизни и возможности быть усыновителем, выданное компетентным органом государства, гражданином которого он является (если заявителем является лицо без гражданства либо иностранный гражданин, постоянно проживающий в другом государстве — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), а также разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное жительство усыновляемого ребенка на территории этого государства. Усыновление детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами, лицами без гражданства либо гражданами Российской Федерации, проживающими постоянно за границей, возможно при условии, что усыновляемый ребенок состоит на централизованном учете и истек 3-х месячный срок со дня постановки на такой учет. В 2006 году наметилась тенденция снижения числа детей, усыновленных российскими или иностранными гражданами. Так, если за весь 2005 год детей, обретших новую семью, было 394, то за первое полугодие текущего года таких счастливчиков появилось всего 109.

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА НА ПРИМЕРЕ УСЫНОВЛЕНИЯ.

§ 1. Пособия и отпуска, предоставляемые усыновителям.

В последнее время все чаще и чаще многие ученые и общественные деятели современ­ную демографическую ситуацию в нашей стране называют кризисной. Еще с середины 60-х годов в России установился низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простое воспроизводство: стало сокращаться количество браков; увеличились как средний возраст вступления в брак, так и процент разводов. Младенческая смертность в России в 1999 г. составила 16,9 промилле, в то время как в США и Италии соответствующий показатель равен 6,4, в Японии — 4,!. Показатель ожидаемой продолжительности жизни резко пошел вниз в 1992-1993 гг. и составил к 1994 г, 57,5 лет для мужчин и 71 год для женщин (это самое низкое значение с конца 50-х годов). В 1999 г. показатель предстоящей продолжительности жизни в России несколько увеличил­ся и составил 59,93 года для мужчин и 72,38 года — для женщин. Родительство в нашей стране в настоящее время — это скорее роскошь, за которую надо платить во всех смыслах этого. Прирост числа отказов от новорожденных в 1990-е годы представляется одним из следствий рационализации российского общества, охватывающей все отношения между «людьми», в том числе и отношения между матерью и ее ребенком, матери отказываются от детей или просто не планируют их рождение. Указанные процессы еще более ухудшают демографическую ситуацию в стране. Повлиять на эти тенденции может только продуманная политика государства. 1

Попробуем проанализировать социальную политику российского государства в плане предоставления льгот и пособий матерям, пожелавшим усыновить ребенка. Поскольку юридически усыновленные дети по статусу приравниваются к родным детям, то автор будет исследовать как законодательные акты, касающиеся непосредственно всех детей, так и акты, направленные на защиту конкретно усыновленных детей.

Усыновители имеют такое же право на государственные ежемесячные пособия на детей, а также пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, как и родители по происхождению. Предусматривается ограничение в праве усыновителей на пособие по беременности и родам, а также на единовременное пособие при рождении ребенка, но они предоставляются лишь в случае усынов­ления ребенка в возрасте до трех месяцев. При этом в силу понятных причин усыновительнице выплачивается лишь часть пособия по беременности и родам за календарные дни, соответствующие послеродовому периоду. 2

Вправе получить пособие при усыновлении ребенка, рожденного другой женщиной, следующие категории граждан: подлежащие государственному социальному страхованию; уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и других организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке  безработными; обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования; проходящие военную службу по контракту; проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международ­ными договорами Российской Федерации.3

Отпуск предоставляется при условии, если ребенок или несколько детей усыновлены до достижения ими трехмесячного возраста. Если ребенок усыновлен в возрасте трех месяцев и старше, речь может идти только о пособии по уходу за ним со дня усыновления и до достижения полуторалетнего возраста, разумеется, при наличии права на соответствующие отпуск и пособие.

Женщинам, усыновившим ребенка, не достигшего трехмесячного возраста, пособие выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения. При одновременном усыновлении двух и более детей, не достигших трехмесячного возраста, пособие выплачивается до истечения 110 календарных дней со дня их рождения. 4

§ 2. Материнский или семейный капитал.

Согласно федеральному закону о дополнительных мерах государственной поддержки граждан Российской Федерации право на эту поддержку возникает в том числе и у женщин, усыновивших второго,  третьего или последующих детей, начиная с  1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, если ранее они не воспользовались правом на семейный капитал (аналогично у мужчин), и если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Право на семейный капитал возникает со дня усыновления второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени,  прошедшего с даты усыновления предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня усыновления второго, третьего ребенка или последующих детей. Законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, или в указанных ниже случаях совершеннолетние дети вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФР) за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата  могут быть отсутствие   права   на семейный капитал; прекращение  права  на дополнительные  меры  государственной поддержки; представление недостоверных сведений. Материнский капитал устанавливается   в   размере 250.000 рублей и ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции.5

                 Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат по истечении трех лет со усыновления второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского капитала, в котором указывается направление использования средств капитала.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для матерей или отцов.

Данный закон не распространяется на граждан, которые были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также на усыновленных детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Право на семейный капитал возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением   которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Если отец (по тем же основаниям, что и мать) лишен права на семейный капитал, то это право возникает у ребенка (детей в равных долях) по достижении ими совершеннолетия, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. Право   на  дополнительные   меры   государственной   поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях), прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.6

Иностранные граждане могут претендовать на получение семейного капитала, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Положения об отпуске и пособиях женщин и мужчин, усыновивших ребенка из России, регулируются местным семейным законодательством.

Как следует из первой главы, немаловажное значение при планировании семьи играют соображения материального характера. Наше государство, используя благоприятную экономическую ситуацию сложившуюся в стране, пытается решать демографические проблемы путем материальной поддержки родителей, пожелавших усыновить второго, третьего и последующих детей. При этом нужно помнить, что право на получение материнского или семейного капитала «разовое». Родителям предоставляется возможность самостоятельно решать и планировать, когда они воспользуются этим правом: после рождения второго, третьего или последующих детей. В таком подходе очень много минусов. Вероятнее всего, что после рождения второго ребенка и получения через три года материальной помощи от государства многие родители не захотят «обзаводиться» третьим и последующими детьми, поскольку деньги уже будут использованы. А для нормального воспроизводства населения, как известно, нужно как минимум трое детей в семье, пускай даже не в каждой. Не обращается никакого внимания на повышение социального статуса многодетных семей. Притом в законе не делается никакого ранжирования среди семей, которые действительно нуждаются в помощи государства, и семей, которые могут самостоятельно «поднять» детей без государственной поддержки.10

Заключение

Основными причинами оставления детей в родильных домах являются причины социально-экономического характера. Женщины матери очень остро реагируют на такие факторы, как наличие постоянного дохода, жилья, желание сделать карьеру и так далее.

Государство, учитывая материальные соображения репродуктивного населения, действует в заданной логике, чему немало способствуют сохраняющиеся уже длительное время высокие цены на сырьевые ресурсы. Государство заинтересовано в том, чтобы определять социальных сирот именно на усыновление, поскольку это, с одной стороны, поспособствует гармоничной социализации детей, а с другой, позволит сэкономить значительные денежные средства, так как при любой другой форме устройства детей государство вынуждено будет брать на себя выплату всяческих ежемесячных пособий на детей и содержание армии чиновников, контролирующих соблюдение прав ребенка.

Не все потенциальные родители готовы усыновить любого ребенка, тем более имеющего проблемы со здоровьем, поэтому государство не может серьезно ограничить иностранное усыновление. Вместе с тем в последнее время наблюдается ужесточение правил усыновления российских детей иностранными родителями.

Материальная защита семей с усыновленными детьми может быть оценена с различных сторон: с одной стороны, это явное поощрение к рождению двух и более детей, с другой стороны, поскольку помощь в размере 250.000 рублей одномоментна, то нижняя граница «поощряемой детности» уже будет порогом, шагнуть через который решится далеко не каждый.

Примечания

Глава 1.

1     Косова О.Ю. Семейный кодекс Российской федерации и некоторые вопросы регулирования брачно-семейных отношений // Государство и право. –  2000. – № 7. – С. 27-28

2     Исупова О.Г.  Отказ от новорожденных и репродуктивные права женщины. // Социс. – 2002. – № 11. – С. 45

3 Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России. // Социс. – 2002. –  №7. – С. 23-24

4 Исупова О.Г. – Указ. соч. – С. 46

5 Там же. – С. 167

6 Семейный кодекс РФ, ст. 123.

7 Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка. // Российская юстиция. – 1997. – № 7. – 52.

8 Косова О.Ю. – Указ. соч. – С. 29

9 Исупова О.Г. –  Указ. соч. – С. 49

10 Там же. – С. 51.

Глава 2

1 Семейный кодекс РФ, ст. 124.

2 Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. – М.: «Московский рабочий». –  1998. – С. 96-99.

3 Азарова Е.Г. – Указ. соч. – С. 100-101

4 Семейный кодекс РФ, ст. 129

5 Семейный кодекс РФ, ст. 130.

6 Азарова Е.Г. – Указ. соч. – С.103.

7 Там же. – С. 105.

8 Семейный кодекс РФ, ст. 137

9 Семейный кодекс РФ, ст. 137

10 Семейный кодекс РФ, ст. 134

11 Семейный кодекс РФ, ст. 134, 136

12 Косова О.Ю. Семейный кодекс Российской федерации и некоторые вопросы регулирования брачно-семейных отношений // Государство и право. –  2000. – № 7. – С. 32-33

13 Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка. // Российская юстиция. – 1997. – № 7. – С. 60.

14 Семейный кодекс РФ, ст. 140, 141, 143, 137.

15 www.sirotinka.ru

Глава 3

1          Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России. // Социс. – 2002. –  №7. – С. 24.

2          Артюхов А.В. – Указ. соч. –  С. 26.

3          Белова Т.Н. Что связывает монетизацию льгот и рождаемость населения. // Вопросы статистики. – 2005. – № 6. – С. 45.

4          Бодрова В.В. Репродуктивные поведение как фактор депопуляции в России. // Социс. – 2002. – № 6. – С. 11-13

5          www. sem’ya.ru

6          Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; 29 декабря 2006.

Литература.

1.   Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. – М.: Изд-во «Московский рабочий», 1998.

2.   Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс. – 2002. –  №7

3.   Белова Т.Н. Что связывает монетизацию льгот и рождаемость населения// Вопросы статистики. – 2005. — №6

4.   Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. — 1997. — №7

5.   Бодрова В.В. Репродуктивные поведение как фактор депопуляции в Росси // Социс. – 2002. — №6

6.   Исупова О.Г.  Отказ от новорожденных и репродуктивные права женщины// Социс. – 2002. — №11

7.   Косова О.Ю. Семейный кодекс Российской федерации и некоторые вопросы регулирования брачно–семейные отношения // Государство и право. – 2000. — №7

Материалы Интернета

1.      www. sovremennay rus.ru

2.      www. sem’ya.ru

3.      www. federal. zakon. Russia.com

4.      www.sirotinka.ru