Железногорск: Горностаев, Усков

ЗАЯВКА

на конкурс Главного управления образования администрации Красноярского края в рамках реализации мега-проекта «Развитие образования в России».

  1. Тема заявки:

    Создание и развитие механизма самоуправления в образовательном учреждении (общественная составляющая в управлении школой)

  2. Данные об организации-заявителе:

    Инициативная группа открытого типа учителей школы №98 «УГОЛ» (от модели «Учитель — государственно-общественная личность» к модели «Управление. Государство. Общество. Личность.»)

  3. Наименование номинации:

    1. От развития школы к становлению местного сообщества.

  4. Основные идеи инициативной группы:

    Создание механизма самоуправления школьным сообществом. Поиск форм организации школьного сообщества для проявления лидеров, реально влияющих на управление школой. Поиск форм и средств «выращивания» лидеров самоуправления.

    Осуществление ряда проектов по организации жизнедеятельности школьного сообщества.

  5. Способы и средства реализации указанных идей:

    Администрация школы № 98 в настоящее время (по мнению инициативной группы учителей школы) зависима от вышестоящего органа Управления образования и не может в полной мере поддерживать инициативы учителей, учащихся и их родителей. Сокращение финансирования образовательных учреждений, отставание роста зарплаты учителей от роста инфляции, уменьшение учащихся в школах города и в связи с этим угроза сокращения педагогических кадров в уже ближайшие годы вынуждает искать формы взаимодействия учителей с родителями учащихся для осознания потребностей учащихся, социального заказа со стороны их родителей, существующих возможностей школы № 98. Для этого необходимо создание формы организации школьного сообщества для реального влияния в управлении школой.

    В школе № 98 есть опыт работы Совета Школы, в который входили представители учащихся, родителей и учителей школы. Хотя работа Совета Школы носила формальный характер, были и реальные достижения в организации жизни школы. Совет Школы выполнял роль общественного прикрытия для инициатив директора. Благодаря такому Совету Школы и настойчивости директора в школе был создан и действует в настоящее время Эстетический Центр, имеющий финансируемый штат сотрудников. Члены Совета Школы — родители подбирались как консультанты для решения возникающих вопросов у директора при реализации его инициатив. Члены Совета Школы — учащиеся представляли детский актив, ведомый организатором внеклассной работы посредством технологии коллективных творческих дел (КТД по методике Иванова). Есть опыт проявления лидеров среди учащихся, организующих дела для школы. Это «самостоятельные» детские собрания, Дни Самоуправления, когда учащиеся воспроизводили структуру управления школой, вносив в неё необходимые изменения, для ведения ими положенных учебных занятий, обеспечения жизнедеятельности и управления школой в течение полного дня. Члены Совета Школы — учителя имели дополнительную нагрузку присутствия на общих собраниях и секциях. Реального участия в управлении школой со стороны родителей, учителей, и тем более учащихся не было и не могло быть. Форма организации деятельности Совета Школы не позволяла и не допускала такой возможности. В 1995 году в школу № 98 был назначен новый директор. С этого времени перестал существовать Совет Школы. В последние два года по инициативе администрации школы без оглашения причин вынужденно сменились 2 организатора внеклассной работы, имевших достаточно большой опыт организации коллективных дел по технологии творческого воспитания Иванова. В настоящее время назначен новый (третий) организатор — учитель начальной школы, не имеющий необходимого опыта организации КТД и опыта работы со старшеклассниками. В 1999 году по соответствующему указанию администрацией школы сделаны попытки создания из родителей Попечительского совета, рассматриваемый как спонсор. По стечению обстоятельств в последние 2 года при новом директоре возникла возможность проведения педагогических советов в форме организационно-деятельностных игр (ОДИ), что повысило активность учителей, возможность реального воздействия на решения администрации школы № 98. Школьные ОДИ и семинары с администрацией школы проводил один из учителей школы № 98, имеющий методологическую и игротехническую подготовку для такой работы. Опасность реального противостояния, активность учителей, возможность высказывания своего мнения на происходящее в жизнедеятельности школы, по-видимому, насторожило администрацию школы и практика проведения ОДИ была прекращена. Но неравнодушие учителей к происходящему в жизни и в школе, понимание необходимости сотрудничества и привлечения родительской общественности и местного сообщества к осмыслению проблем образования, к решению ряда задач и трудностей, к поиску возможностей школьного сообщества привело к возникновению инициативной группы учителей школы № 98 «УГОЛ». Инициативная группа ставит перед собой задачу аккумулировать социально-значимые идеи, предложения со стороны учащихся, родителей, учителей и инициировать их решения. Создать механизм взаимодействия с администрацией школы для их реализации. Инициативная группа не ставит целью быть оппозицией школьной администрации. Инициативная группа не подменяет профсоюзный комитет учителей школы. Инициативная группа ищет формы реального управления школьным сообществом, инициируя создание Совета Школы и Попечительского Совета, через участие в их работе, активного участия в методическом совете школы, педагогических советах и иных событиях управленческого характера, используя имеющийся опыт организации ОДИ-образных форм в их работе.

  6. Предполагаемые масштабы изменений в системе образования (за её пределами):

    Добиться реального влияния инициативных учителей на принятие решения администрацией школы № 98. Создание структуры самоуправления в школе № 98. Получение «устойчивого» её функционирования и поиск возможного развития самоуправления школьным сообществом.

  7. Необходимые ресурсы для реализации идей:
    1. Научное руководство — лаборатория методологии ИПК г. Красноярска.
    2. Финансовая поддержка социально-значимых инициатив учащихся, родителей, учителей:
      • Выделение телефонной пары, приобретение компьютера с модемом для возможностей оперативной работы средствами телекоммуникаций для научного консультирования, поиска и получения необходимой информации, дистанционного образования, обмена опытом, участия в телеконференциях по проблемам управления, участия учителей и учащихся в Интернет-проектах. Приобретение компьютера типа «ноутбук» для оперативной работы инициативной группы.
      • Приобретение двух видеомагнитофонов и двух телевизоров для подготовки видеодидактики, телевизора с большой диагональю для видеопоказа в актовом зале школы.
      • Приобретение видеокамеры для создания видеоматериалов о работе инициативной группы «УГОЛ», о разворачивающейся в школе № 98 управленческой деятельности.

    Примечание. Часть финансового обеспечения решается администрацией школы и спонсорами в качестве подарков школе в связи с 40-летним юбилеем для реализации планов администрации школы. Задача инициативной группы предусмотреть возможность использования этих ресурсов для реализации выявляемых инициатив.

Приложение:

Социально-значимые инициативы и идеи школы № 98 г. Железногорска:

  1. Создание Совета Активных Учителей.

    Предполагаемый состав: Совет Инициативных Учителей, определяемый инициативной группой + учителя школы, привлекаемые или инициирующие конкретное дело, направление деятельности школьного сообщества.

  2. Создание Совета Школы.

    Предполагаемая структура Совета Школы: 1/3 — учителя, 1/3 — учащиеся, 1/3 — родители, члены местного сообщества: представители предприятий, жители микрорайона.

    Предполагаемая организация деятельности: ОДИ-образные формы и технология коллективных занятий.

  3. Создание совместно с администрацией школы реально и значимо действующего Попечительского Совета Школы.
  4. Активизация деятельности учащихся через Советы Дела по технологии коллективных творческих дел. Создание органа детского самоуправления.
  5. Становление идеи школоцентризма. Введение в штат школы ставок воспитателей (руководителей учебных групп) для осуществления воспитательной роли школы и организации деятельности ученического коллектива в школе и микрорайоне.
  6. Варианты реализации:
    • Решение городского Совета как предоставление службой занятости свободных рабочих мест для молодых педагогов или возможности трудоустройства жителей микрорайона, города.
    • Решение Совета Школы при финансовом обеспечении Попечительским Советом и администрацией школы.

      Примечание. Эта инициатива одобрена заместителем главы города Фомаиди В.Ю. и директорами школ 27 апреля 2000 года во время выступления учителя из инициативной группы «УГОЛ»» на Дне директора школы № 98. Необходимо дальнейшее продвижение идеи через членов городского Совета.

  7. Компьютерный ликбез. Обучение работе с компьютером учителей школы, родителей учащихся, других членов школьного сообщества, жителей микрорайона.

    Примечание. Дети обучаются согласно школьной программе. Требуется привлечение родительской общественности для увеличения часов необходимых по программе школьного курса основ информатики и вычислительной техники. Администрация школы этот вопрос решить не может, ссылаясь на учебный план школы.

  8. Интернет-образование. Организация школьного Интернет-центра. Вовлечение учителей и учащихся в работу с Интернет-проектами. Предоставление Интернет-услуг. Использование возможностей предприятия НПО прикладной механики и других предприятий микрорайона для установки параболической антенны и подключению к создаваемому городскому оптоволоконному кольцу.
  9. Обеспечение в полном требуемом образовательной программой объёме ведение школьного курса основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) с 1 по 11 класс.

    Примечание. Администрация школы не обеспечивает целостность курса ОБЖ в соответствии с программой, ссылаясь на учебный план школы. Требуется привлечение родительской общественности для решения вопроса увеличения часов необходимых по программе курса.

  10. Обеспечение в полном объёме учебного предмета «Граждановедение» для всех классов в соответствии с рекомендацией ведения курса.
  11. Создание образовательных видеопособий, используя установленную параболическую антенну. Создание школьной образовательной видеотеки.
  12. Создание (в перспективе) школьного образовательного видеосалона и школьного кафе в рамках проектов практической реализации образовательной программы «Экономика» как коллективного творческого дела старшеклассников для жителей микрорайона.
  13. Создание клуба КСО (Коллективный Способ Обучения — отличный от существующего в виде классно-урочной системы способ обучения как образ жизнедеятельности школьного сообщества, при котором нет классов и уроков, обеспечивается обучение каждого и предоставляются равные возможности учащимся в получении образования и также открывается возможность другим членам местного сообщества (родителям и жителям микрорайона) получения желаемого образования независимо от возраста и уровня подготовленности).

Адрес заявителя:                               город Железногорск Красноярского края,                               улица Ленина 48,

                              школа № 98

E-mail: sch98@ksut.krasnoyarsk.su

Телефон: (8-391-97)                               рабочий 2-80-46,

                              домашний 4-98-17

Усков Андрей Семёнович, Горностаев Александр Октавьевич
(инициативная группа «УГОЛ»)