Центр изучения образовательной политики МВШСЭН

18 июня 2002 года в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) открылась новая образовательная программа. В этот день началась первая учебная сессия Центра изучения образовательной политики (ЦИОП).

Церемония вручения дипломов третьему выпуску ЦИОП и выпускникам факультета Менеджмент в сфере образования

Центр изучения образовательной политики – это совместно реализуемый проект МВШСЭН, Национального Фонда Подготовки Кадров, Международной программы HESP. В развитии программы принимают участие руководители Министерства образования РФ, Государственной Думы России, ведущие преподаватели вузов, ученые и практики страны в области образования.

Этот проект направлен на содействие модернизации российского образования посредством подготовки специалистов в ключевых областях образовательной деятельности, в первую очередь – в области образовательной политики и управления образованием.

Цель Центра – сформировать когорту высококвалифицированных, владеющих современными методами аналитиков и экспертов, способных анализировать и предлагать решения проблем разработки и реализации образовательной политики в своих регионах и стране в целом. В настоящее время в России отсутствует целенаправленная подготовка специалистов такого профиля. Их нехватка остро ощущается особенно в условиях масштабных реформ образования

Цели, задачи и содержание программы переподготовки специалистов в Центре изучения образовательной политики

В соответствии с миссией Центра базовыми для его деятельности являются следующие принципы:

  • к обучению привлекаются люди, уже обладающие определенным объемом знаний, опыта и компетенции в изучаемой области, имеющие тот или иной ресурс влияния (уровень полномочий) для последующей реализации полученных знаний, способные в ходе обучения анализировать собственный опыт и мотивированно заниматься проектированием собственной же будущей деятельности;

  • участники образовательной программы должны выступать в нескольких ипостасях: не только в роли «студентов», но и в роли соавторов планов модернизации региональных образовательных систем, в роли аналитиков и проектировщиков, создателей межрегионального банка данных о перспективных образовательных проектах и ходе реформ в своих регионах и т.п.

Церемония вручения дипломов второму выпуску ЦИОП и выпускникам факультета Менеджмент в сфере образования

В рамках программы переподготовки специалистов, которая реализуется в Центре изучения образовательной политики, решаются следующие задачи:

  • С помощью курсов по широкому спектру проблем, так или иначе связанных с образовательной политикой и влияющих на нее, создаются условия для углубленного информирования участников программы о современных подходах к образовательной политике, освоения ими систематизированных знаний по данной тематике. Кроме интенсивных курсов лекций для этой цели проводятся мастерские и мастер-классы ученых, работающих в сфере образования и практиков системы образования.

  • С помощью курсов по методологии социальных исследований, технологий case-studies, проблемных дискуссий, участия слушателей в экспертной работе, реализации ими исследовательских проектов способствовать выработке навыков анализа и экспертизы собственного опыта участниками программы и, шире, — навыков изучения, анализа и, на этой базе, формирования образовательной политики в регионе.

  • С помощью курсов по социальному проектированию и последующей работы участников над собственными практико-ориентированными образовательными проектами способствовать выработке навыков анализа и экспертизы для использования в ходе разработки и реализации проектов.

  • С помощью курсов и тренингов по современным образовательным технологиям и интенсивным обучающим методикам дать участникам программы представление о том, как можно передать дальше полученные знания и навыки. В каждой обучаемой группе предполагается готовить несколько тьюторов по данной тематике, которые могли бы работать с участниками последующих групп, а также с коллегами у себя в регионах.

Программа Центра изучения образовательной политики Московской Школы нацелена на подготовку специалистов со следующими характеристиками — выпускник программы должен:

  • знать, что есть и как формируется образовательная политика, в чем разница между «Рolitics» (политическое взаимодействие групп интересов внутри образовательной сферы) и «Рolicy» (стратегия и определение путей достижения поставленных целей, как образовательная политика соотносится с социальной политикой государства, что в мире понимается под «формированием образовательной политики», что должно приниматься во внимание при разработке образовательной политики («Рolicy»), как она вырабатывается, с помощью каких механизмов и рычагов реализуется;

  • уметь анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе;

  • овладеть навыком изучения и анализа текстов, а также самостоятельной подготовки текстов: официальных документов, аналитических записок и докладов, иных профессиональных текстов;

  • уметь критически анализировать собственный опыт, находить ошибки и искать верные (оптимальные) решения;

  • уметь сформировать экспертную позицию по той или иной проблеме, уметь изложить ее письменно, а устно представить так, чтобы она была понята и принята теми, кто принимает решения;

  • иметь преставление о том, что такое «социальные исследования», включая «action research», понимать, что это эффективный инструмент, способ планирования практической деятельности.

  • не будучи социологом, юристом, экономистом или историком образования, выпускник программы должен ориентироваться в том, как социальные науки (дисциплины, сферы деятельности) преломляются в сфере образования. А отсюда – какую работу можно заказать социологам при формировании образовательной политики (или при создании нового образовательного проекта, в начале любой инновации), какие экономические факторы нужно принять во внимание при планировании образовательного эксперимента в регионе и т.п.;

  • уметь самостоятельно реализовывать свои идеи и результаты своих теоретических построений, т.е. уметь планировать, облекать идеи в форму образовательного проекта, владеть навыками SWOT-анализа, знать теорию принятия решений и разрешения проблем, теорию и практику управления изменениями и проектного менеджмента.

Церемония вручения дипломов четвертому выпуску ЦИОП и выпускникам факультета Менеджмент в сфере образования

Для подготовки специалистов с вышеуказанными навыками отобраны такие методы образовательной деятельности, которые бы позволяли максимально эффективно формировать необходимые представления и навыки.

К числу основных методов учебного процесса и методических приемов, используемых в учебной деятельности Центра Изучения Образовательной Политики (ЦИОП) относятся следующие:

  • традиционные лекционные и семинарские занятия, работа с литературой,

  • подготовка письменнных работ и консультации (тьюториалс),

  • работа с документами,

  • проектная деятельность,

  • участие в научно-практической конференции,

  • участие в орг-деятельностной игре.

Слушатели также работают в самостоятельном режиме:

  • осуществляют экспертизу документов и материалов, имеющих отношение к образовательной политике,

  • ведут научно-исследовательскую деятельность под руководством экспертов и тьюторов Центра (в том числе готовят итоговую работу – магистерскую диссертацию),

  • работают над собственными аналитическими докладами и экспертными заключениями.

В промежутках между сессиями слушатели самостоятельно осваивают часть учебной программы на основе специально подготовленных учебно-методических комплектов, а также работают в дистанционном режиме с преподавателями Центра (представляют письменные работы, дискутируют и получают консультации по электронной почте, через электронную программу дистанционного обучения, в ходе теле- и видеоконференций)