Дьяченко

Предлагаем Вашему вниманию новую книгу нашего уважаемого коллеги профессора Виталия Кузьмича Дьяченко «Новая дидактика», выпущенную в издательстве «Народное образование».

В последние десятилетие в печати, на педагогических конференциях и семинарах часто пишут и много говорят о кризисе школы и системы образования. Делались попытки реформировать школу, которые, как известно, закончились провалом. Сегодня работки образования заняты ее модернизацией, надеясь, что, может быть, это поможет вывести школу из затянувшегося, можно сказать, всестороннего кризиса: уже по официальным признаниям 50-60 % выпускников не усваивают школьные программы и 80-90 % заканчивают школу с подорванным здоровьем. Возрастает число уроков в школах и не уменьшается объем домашних заданий, перегрузки учащихся и учителей не проводят к повышению качества образования, отсев, беспризорность, молодежная преступность, наркомания, алкоголизм и ранняя проституция стали национальным бедствием.

Анализируя состояние отечественного и зарубежного образования специалисты, указывают разные причины местного и всеобщего мирового кризиса: среди них чаще всего называется недостаток средств, низкая зарплата учителей, плохие учебники, консерватизм и бюрократизм чиновников управления образованием, остаточный принцип финансирования учебно-воспитательных учреждений, устаревшие методы обучения, нежелание правительства, властей прислушаться к жалобам и просьбам учителей, педагогической общественности, отставание психолого-педагогической науки от запросов жизни и т.д.

Но среди многих причин, которые в той или другой степени обуславливают кризисное состояние образования во всем современном мире, есть причины, которую обычно не называют, ее как бы «не замечают» или не придают особого значения. Полагают, что образование в школах и других учебно-воспитательных учреждениях можно исправить, улучшить, вывести всю систему образования из кризиса, если увеличить сроки обучения в школах, ввести единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственный образовательный стандарт, обновить и минимализировать содержание образования, подвергнуть решительному сокращению разросшиеся по объему учебные предметы естественно-математического цикла, выделить больше средств на учебники и учебное оборудование, ремонт и строительство школ, на зарплату учителям и обслуживающему персоналу, больше уделить внимания уделить физической культуре и воспитательной работе, ввести «подушевое» финансирование, повысить правовой статус школ и вузов… А между тем, если брать вторую половину 20 века и по сегодняшний де нь, то, несмотря на множество реформ, произведенных за этот период времени почти во всех странах мира, кризис только училищ. Он не ослабевает, а, напротив, только возрастает. Это в полной мере относится к школам и другим образовательным учреждениям Российской Федерации.

Что же говорит педагогическая наука, прежде всего наука об обучении – дидактика? Если брать старую, традиционную дидактику, то ее значение в 20 веке было в основном отрицательное, поэтому ее перестали считать наукой. Если руководствоваться традиционной педагогикой (дидактикой), то школа никогда из кризиса не выйдет, поднять, поднять обучение и воспитание подрастающих поколений на новый более высший качественный уровень невозможно. Это начинают понимать многие учителя и руководители школ. Нужна другая – современная наука: об обучении наука, а не наукообразие.

Именно, современная и подлинная наука об обучении и образовании дается в капитальном труде профессора В.К. Дьяченко «Новая дидактика», выпущенное в свет издательством «Народное образование» в конце 2001 года. В книге В.К. Дьяченко пересмотрены все основные проблемы современной дидактики. Но мы хотели бы обратить внимание на следующие два, с нашей точки зрения, вопроса:

  • кризиса образования в Советском Союзе и в других странах мира можно было избежать, его можно было своевременно предотвратить;

  • выход из кризисного состояния школы и всей системы образования в настоящее время существует и может воспользоваться, если руководствоваться наукой об обучении;

Эта наука и излагается в книге «Новая дидактика».

По первому вопросу: как можно было избежать, не допустить всеобщего школьного кризиса? Для этого нужно знать его причину. Эта причина установлена, хотя именно ее столь долго время замалчивали. Непосредственной всеобщей международной причиной школьно-вузовского кризиса 20 века был и пока остается групповой способ обучения (ГСО), основными разновидностями которого являются классно-поурочная и лекционно-семинарская системы. Другой всеобщей, международной его причины не существовало. В учебно-воспитательных учреждениях всех стран мира учебные занятия осуществляются посредством т-р-е-х форм: групповой, парной и индивидуальной. По-этому, групповой способ обучения (ГСО) представляет собой единый группо-парно-индивидуальный метод. Он-то и устарел, стал недостаточно эффективным и перестал соответсвовать возросшим потребностям современного общества, которое нуждается в высокообразованных, культурных, интеллектуально и физически, развитых, нравственных и деловых людях.

Чтобы эта общественно-историческая задача решалась успешно, необходимо широкое и умелое использование не трех, а четырех организационных форм обучения: коллективной, парной и индивидуальной, то есть метод должен быть коллективно-группо-парно-индивидуальным. Такое систематическое использование трех традиционных форм (групповой, парной и индивидуальной) в единстве с принципиально новой формой – коллективной, под которой мы понимаем работу учащихся в парах сменного состава, приводит к исторически новому коллективному способу обучению – коллективному (в сокращенном варианте – КСО ). Так как при этом способе каждый ученик получает, возможность продвигаться вперед и качественно усваивать учебным предметом, то он получил название: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО СПОСОБНОСТЯМ (сокращенно-ДЕМОС).

Она строится в соответствии со следующими принципами:

  • принципом завершенности обучения, то есть ориентации на высшие конечные результаты;

  • принципом безотлагательной и непрерывной передачи знаний (информации);

  • принципом разнообразия тем (заданий, функций) как особый случай разделения труда в учебно-воспитательном процессе;

  • принципом всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;

  • принципам обучения по способностям;

  • принципом разновозрастности и разноуровневости;

  • принципом педагогизации деятельности каждого участника занятий;

  • принцип иннтернационализации процесса обучения, или обучения на двуязыковой и многоязыковой основе.

В соответствии с этой системой принципов, каждый из которых необходим, а все вместе являются гарантией осуществления прогрессивного реформирования школы, возможен реальный выход из современного кризиса. В этом и состоит научно- обоснованная концепция реформирования и модернизирования школы и системы образования в целом. Поэтому книга профессора В.К Дьяченко « Новая дидактика», как мы полагаем, является надежным руководством для всех работников системы образования по прогрессивному преобразованию современной школы всех ее уровней. По этому пути уже направляется работа во многих школах Красноярья, Санкт-Петербурга, Якутии, Кемеровской, Тверской, Омской, Ярославской и многих других областей, а также школ Казахстана, Армении, Украины и т.д.

В книге «Новая дидактика» рассмотрены новые педагогические технологии и методики, которые необходимы учителям-практикам и методистам, осуществляющим в своих школах переход от ГСО к КСО и таким образом модернизируют образование. Назовем некоторые из них:

  1. методика А.Г.Ривина;

  2. методика взаимообмена заданиями (ВОЗ);

  3. методика М.Г.Булановской;

  4. методика работы в парах сменного состава по карточкам (их несколько);

  5. методика работы по вопросникам;

  6. методика, обратная ривинской (МОР);

  7. Красноярский и Лангепасский варианты сотрудничества учащихся «по вертикалям»;

  8. методики разучивания стихотворений;

  9. методика начинающего учителя и др.

Книга «Новая дидактика» является учебным пособием для студентов педагогических вузов и слушателей институтов повышения квалификации работников образования. Для них сегодня как никогда раньше необходим критический анализ устаревших взглядов на сущность обучения и содержание образования, на методы и организационные формы обучения, а также квалификационная оценка того, что так настойчиво в последние годы преподносится как современные образовательные технологии. Все это читатель найдет в книге профессора В.К.Дьяченко «Новая дидактика»

Представляем автора

Дьяченко Виталий Кузьмич
(год рождения — 1923)

В.К. Дьяченко — учитель-практик, много лет преподавал математику, работал учителем начальных классов. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию по теме» Учение о памяти в курсе логики средней школы». В 1996 году был избран действительным членом Международной педагогической академии. С 1992 года — профессор и заведующий кафедрой новых педагогических технологий.

В настоящее время В.К. Дьяченко известный ученый, имеющий фундаментальные труды по дидактике, реформированию школы и новым педагогическим технологиям. Он является основателем педагогического движения за преобразование школы в соответствии с Демографической системой обучения (ДЕМСОС), более известной в педагогических кругах как «Коллективный способ обучения» (КСО).

Начиная с 40-х годов В.К. Дьяченко выступал с критикой классно-урочной и лекционно-семинарской систем, рассматривая их как главную и единственную причину мирового школьно-вузовского кризиса. Его труды посвящены критике традиционной дидактики и преобразованию ее в науку, руководствуясь которой необходимо реформировать школу и всю систему образования. Его взгляды по вопросам теории и практики обучения в современной школе изложены в книгах:

  1. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. — 184с.

  2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Педагогика, 1989. — 110с.

  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991.-192с.

  4. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. — Красноярск, 1998.-435с.

  5. Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии: В 2-х чч. — Красноярск — Новокузнецк,1999 Новая дидактика. — М.: «Народное образование», 2001. — 496с.

  6. Дьяченко В.К. Новая дидактика. — М.: «Народное образование, 2001. — 495с.

В этих трудах дается новая дидактика, в соответствии с которой преобразовывается современная школа и вся система образования сторонниками и последователями профессора В.К. Дьяченко во многих регионах РФ и за рубежом.