Чтобы обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в условия массовой школы и их социализацию, необходимо создать комплексную образовательную среду. Одним из ее звеньев является система дополнительного образования, чему в нашей школе придается большое значение. Это неотъемлемая часть образовательного пространства школы продленного дня, место жизнедеятельности ребенка, в котором ему интересно и комфортно. При этом у более продвинутых детей происходит углубление и развитие полученных знаний в творческом режиме, а дети с ОВЗ накапливают опыт социализации. Таким образом создаются условия индивидуализации и успешности каждого ребенка. Наша проектная команда в рамках дополнительного образования изучает профиль интересов каждого ребенка, создает траекторию его развития, составляет перспективную карту роста личности учащегося. Немалую роль в этом играет мнение родителей об интересах и способностях детей. Прежде чем запланировать работу каких-либо кружков, мы провели анкетирование родителей и детей, учли мнение специалистов. Исходя из этого, в нашей школе было организовано 6 кружков: «Скоморошки», «Умелые руки», «Умелые руки», «Мир информатики», «Оригами», «Юный олимпиец». Ребенок выбирает то, что ему нравится, а вот выбрать то направление деятельности, в котором он максимально раскроет свои способности, и которое позволяет ему более успешно социализироваться в обществе, помогаем ему мы, взрослые-педагоги, специалисты, родители. Данные анкетирования используем для создания карт «Профили интересов». После изучения всех анкет, творческих тестов на каждого ученика заводим индивидуальную карту. Сопоставляя все данные, вычерчиваем единый график-профиль интересов на каждого ребенка. Исходя из этого графика, проводим коррекцию, оцениваем перспективы развития ребенка.
Педагоги дополнительного образования проявляют творчество при планировании и проведении занятий. Интересен опыт подведения итогов. На каждого ребенка мы завели «Дневник достижений», в котором специалисты и педагоги дополнительного образования учитывают траекторию развития. Оформление у каждого разное, а вот суть одна. Педагогами учитываются:
-индивидуальные особенности
— карта профиля интересов
-траектория развития
— сформированные навыки и умения
— динамику развития.
Поскольку у каждого из педагогов дополнительного образования своя специфика, у них разработаны различные параметры успешности детей на занятии.
Пример1.
«Скоморошки» руководитель: Карлова Г. Т. |
«Юный олимпиец» руководитель: Халецкий Е. М. |
— внимание — дикция — память — координация движений — самостоятельность исполнения — коммуникабельность — творческая инициатива |
— коммуникабельность — координация движений — крупная и мелкая моторика — внимание — точность выполнения заданий — активность на занятиях |
Пример 2. Арам Т.
Дата |
Тема занятия |
Активность на занятии |
Выдвижение собственных идей |
Старатель ность |
Коммуни кабельность |
Инд. работа |
Состояние удовлетворенности |
02.02 |
Из истории оригами |
||||||
06.02 |
Термины, обозначения принятые в оригами |
||||||
09.02 |
Базовые формы оригами |
||||||
13.02 |
Сказка квадратика |
||||||
16.02 |
Упражнения по отработке основных элементов складывания |
||||||
20.02 |
Бабочка |
||||||
27.02 |
Лягушка |
Синий- недостаточные усилия ученика
Зеленый- усилия проявляются, но недостаточно
Красный – результат ярко выражен
Из вышеизложенного видно, что дополнительное образование в нашей школе проходит с учетом индивидуальных способностей учащихся ( темперамента, характера, склонностей, мотивов, интересов…). В своей деятельности педагоги дополнительного образования используют различные формы и методы воздействия с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Команда МОУ Ирбейской сош №2