инновации

Чтобы обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в условия массовой школы и их социализацию, необходимо создать комплексную образовательную среду. Одним из ее звеньев является система дополнительного образования, чему в нашей школе придается большое значение. Это неотъемлемая часть образовательного пространства школы продленного дня, место жизнедеятельности ребенка, в котором ему интересно и комфортно. При этом у более продвинутых детей происходит углубление и развитие полученных знаний в творческом режиме, а дети с ОВЗ накапливают опыт социализации. Таким образом создаются условия индивидуализации и успешности каждого ребенка. Наша проектная команда в рамках дополнительного образования изучает профиль интересов каждого ребенка, создает траекторию его развития, составляет перспективную карту роста личности учащегося. Немалую роль в этом играет мнение родителей об интересах и способностях детей. Прежде чем запланировать работу каких-либо кружков, мы провели анкетирование родителей и детей, учли мнение специалистов. Исходя из этого, в нашей школе было организовано 6 кружков: «Скоморошки», «Умелые руки», «Умелые руки», «Мир информатики», «Оригами», «Юный олимпиец». Ребенок выбирает то, что ему нравится, а вот выбрать то направление деятельности, в котором он максимально раскроет свои способности, и которое позволяет ему более успешно социализироваться в обществе, помогаем ему мы, взрослые-педагоги, специалисты, родители. Данные анкетирования используем для создания карт «Профили интересов». После изучения всех анкет, творческих тестов на каждого ученика заводим индивидуальную карту. Сопоставляя все данные, вычерчиваем единый график-профиль интересов на каждого ребенка. Исходя из этого графика, проводим коррекцию, оцениваем перспективы развития ребенка.

Педагоги дополнительного образования проявляют творчество при планировании и проведении занятий. Интересен опыт подведения итогов. На каждого ребенка мы завели «Дневник достижений», в котором специалисты и педагоги дополнительного образования учитывают траекторию развития. Оформление у каждого разное, а вот суть одна. Педагогами учитываются:

-индивидуальные особенности

— карта профиля интересов

-траектория развития

— сформированные навыки и умения

— динамику развития.

Поскольку у каждого из педагогов дополнительного образования своя специфика, у них разработаны различные параметры успешности детей на занятии.

Пример1.

«Скоморошки» руководитель: Карлова Г. Т.

«Юный олимпиец» руководитель: Халецкий Е. М.

— внимание

— дикция

— память

— координация движений

— самостоятельность исполнения

— коммуникабельность

— творческая инициатива

— коммуникабельность

— координация движений

— крупная и мелкая моторика

— внимание

— точность выполнения заданий

— активность на занятиях

Пример 2. Арам Т.

Дата

Тема

занятия

Активность

на занятии

Выдвижение

собственных идей

Старатель

ность

Коммуни

кабельность

Инд. работа

Состояние удовлетворенности

02.02

Из истории оригами

06.02

Термины, обозначения принятые в оригами

09.02

Базовые формы оригами

13.02

Сказка квадратика

16.02

Упражнения по отработке основных элементов складывания

20.02

Бабочка

27.02

Лягушка

Синий- недостаточные усилия ученика

Зеленый- усилия проявляются, но недостаточно

Красный – результат ярко выражен

Из вышеизложенного видно, что дополнительное образование в нашей школе проходит с учетом индивидуальных способностей учащихся ( темперамента, характера, склонностей, мотивов, интересов…). В своей деятельности педагоги дополнительного образования используют различные формы и методы воздействия с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Команда  МОУ Ирбейской сош №2

Подробнее о проекте «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массовой школы»