КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в четырех действиях с прологом Александра Бородина на либретто композитора (при участии В. В. Стасова), основанном на «Слове о полку Игореве».

Действующие лица:

Игорь Святославич, князь Северский Баритон

Ярославна, его жена во втором браке Сопрано

Владимир Игоревич, его сын от первого брака Тенор

Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Высокий бас

княгини Ярославны

Кончак, половецкий хан Бас

Гзак, половецкий хан Без речей

Кончаковна, дочь хана Кончака Контральто

Овлур, крещеный половчанин Тенор

Скула, гудочник — Бас

Ерошка, гудочник Тенор

Няня Ярославны Сопрано

Половецкая девушка Сопрано

Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Время действия: 1185 год.

Место действия: Путивль, половецкий стан.

Посвящение: «Памяти Михаила Ивановича Глинки посвящает автор».

Первое издание: М. П. Беляева в Лейпциге. 1888 год.

Первое исполнение: Санкт-Петербург, 23 октября (4 ноября), 1890 года.

История создания

Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессией которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов1. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделала Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.

Сюжет и музыка

Увертюра

Опера начинается Увертюрой, которая, как уже отмечалось, была записана по памяти А. Глазуновым. Увертюра подстать этой эпической опере — она большая по размерам и значительна по музыкальному материалу. Она устанавливает настроение эпического сказа о стародавних временах. Строится Увертюра на противопоставлении образов русских и половецких. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

Пролог

Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами торжественно выходит из собора. Народ и бояре (хор) величают князя Игоря и его сына Владимира: «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю».

Идем на брань с врагом Руси Князь Игорь выражает решимость идти «на брань с врагом Руси», на ханов половецких. Хор (все собравшиеся) взывает к Богу о победе над врагами, Бояре призывают Игоря бить врагов, «как бил ты их за Варлой!» и гнать их, «как гнал ты их за Мерлом!»

Князья, пора нам выступать Неожиданно начинает темнеть — наступает солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое А. Бородиным событие точно датируется: как подтвердили исследования, описанное солнечное затмение произошло 1 мая 1185 года, и летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению творец Бог»). Народ видит в наступившей тьме недоброе предзнаменование и умоляет князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные предзнаменования. Он осматривает рать. Его сопровождают князья и бояре. Решимость Игоря вселяет веру в воинов. Два гудочника, Скула и Ерошка, однако, проявляют малодушие: «Пускай себе идут, а мы, брат не пойдем». И, бросив доспехи, они убегают к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому. «Там и сытно и пьяно и целы будем» — рассуждают они.

Пусть придут княгини, да боярыни Князь тем временем созывает княгинь и боярынь, чтобы попрощаться. Приходит Ярославна. Она бросается к Игорю с мольбой не отправляться в поход. Игорь утешает ее, и все же прощается. Он поручает опеку над нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к тому же брат Ярославны. Тот не скупится на обещания, ведь он многим обязан Игорю, о чем и повествует в небольшом монологе («Когда отец меня изгнал, изгнали братья мне родные, ты во мне участье принял»). Игорь прерывает его. Ярославна, княгини и боярыни удаляются. Пора идти в поход. Игорь просит благословения. Теперь вновь звучит хор народа, с которого начался Пролог — на сей раз еще более мощно.

Действие I

Сцена у князя Владимира Галицкого. Хор «Слава, слава Володимиру!» Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный люд. Разгулявшаяся челядь славит князя, он бражничает и бесчинствует. Разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. От их песен дрожат хоромы.

Речитатив и песня Владимира Галицкого «Натешился ли князь?» Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец.

Хор девушек и сцена «Ой, лихонько! Ой, горюшко!» Вбегает толпа девушек. Они бросаются к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо, и что полно-де больно о ней тужить, и, в конце концов, отправляет девушек прочь: «Нечего плакать тут, нечего кланяться. Вон!». Даже Скула и Ерошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли».

Сцена, княжая песня, хор «Стой, ребята, слухай!» В следующей затем сцене Скула и Ерошка рассуждают о том, как ко всему этому может отнестись княгиня. Пьяный люд не очень-то беспокоится: «Что нам княгиня!» С напускной важностью звучит грубовато-комичная песня скоморохов («Что у князя Володимира»). Наконец все расходятся, кроме изрядно охмелевших Скулы и Ерошки.

Ариозо Ярославны «Немало времени прошло» Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Ярославну охватывают тревожные предчувствия. С любовью думает она о своем муже, тоска и печаль сжимают ей сердце.

Сцена Ярославны с девушками «Там девушки пришли» Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки («Там девушки пришли»). С жалобой на князя Владимира приходят к ней девушки. Они ищут у нее защиты от произвола ее брата.

Сцена Ярославны с Владимиром «Ай, князь, батюшки!» В дом к Ярославне является сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?». Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?». Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря.

«Добро пожаловать, бояре» Финал I действия. Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и приготовляются к обороне.

Действие II

Хор половецких девушек «На безводье, днем на солнце» Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана. Песню заводит одна из половчанок: «На безводье днем на солнце вянет цветик, сохнет, бедный…». Ей вторят остальные девушки: «Сядет солнце, ночь настанет, зной пройдет, роса падет…».

Танец половецких девушек» Меланхоличную песню сменяет пляска – живой танец половецких девушек.

Каватина Котаковны «Меркнет свет дневной» Но ничто не может развеять грусти Кончаковны — она страстно влюблена в княжича Владимира. О своей любви она поет в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и чувственной неги.

Сцена и хор «Подруги-девицы» Показываются русские пленники, идущие с работы под охраной стражи. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить пленников «питьем прохладным и речью ласковой утешить бедняков». Девушки-половчанки исполняют ее приказ, и пленники благодарят их («Дай. Господь здоровья, красные девицы…»). Они кланяются девушкам и Кончаковне и удаляются.

Половецкий дозор «Солнце за горой уходит на покой» Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Дозор поет (хор): «Солнце за горой уходит на покой». Дозор уходит (его пение слышно за сценой). Опускается ночь. В глубине сцены один на страже стоит Овлур.

Речитатив и каватина Владимира Игоревича «Медленно день угасал» Появляется Владимир, сын Игоря, Он устремляет тоскующие взоры к шатру Кончаковны, зовет ее словами любви. Его Каватина («Медленно день угасал») овеяна юношеской поэзией, очарованием роскошной южной ночи.

Дуэт Кончаковны и Владимира «Ты ли, Владимир мой?» Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Ночь сладостна для них. Княжич совершенно поглощен страстью к половецкой княжне, потерял свое лицо, свою волю. Уже теперь, задолго до событий третьего действия, предрешена его судьба. Но сейчас Владимиру нужно уходить. Он слышит шаги приближающегося отца. Кончаковна спрашивает его, даст ли его отец согласие на их свадьбу? Владимир отвечает, что пока они в плену, отец о свадьбе и думать не велит. Она пытается удержать его, но он, с возгласами «Прости!» убегает.

Ария Князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» Входит Игорь. Он в тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской оперы.

Сцена Игоря с Овлуром «Позволь мне, князь, слово молвить» К князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он принял православие, крестился, и сейчас старается помочь Игорю. На небе занимается заря и к концу их сцены совсем рассветает. Овлур предлагает Игорю коней, чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему это предложение (Овлур убеждает его, что бежать он должен, чтобы спасти Русь). Но нет, бежать Игорь не может — это противно его чести. Овлур, опечаленный, уходит.

Ария Кончака «Здоров ли князь?» С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец «пленницу с моря дальнего». Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж, в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать. Нет, такого обещания Игорь дать не может, и, наоборот, заявляет хану, что как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак.

Речитатив «Гей, пленниц привести сюда» Кончак зовет половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их («Гей! Пленниц привести сюда!»). Между Игорем и Кончаком возникает диалог, являющийся психологической кульминацией оперы: Кончак предлагает Игорю развлеченье в знак своего расположения к нему, и Игорь отвечает, что рад был бы отплатить Кончаку тем же («Жмет руку Кончаку» — ремарка А. Бородина). «А все же в неволе не житье!» — тут же говорит Игорь. Кончак предлагает отпустить Игоря на родину домой, но при одном условии: «что на меня меча ты не поднимешь и мне дороги не заступишь». Игорь отвергает свободу такой ценой: «Такого слова я не дам!» Кончак раздражен, что не может убедить Игоря стать им союзниками.

Половецкая пляска с хором «Улетай на крыльях ветра» На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные по красоте ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые хором («Улетай на крыльях ветра»). Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек, необузданная исполненная стихийной силы пляска мужчин и стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».

Действие III

Половецкий марш «Рать идет домой» Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш (своеобразный эффект создают трубы на сцене, звучащие за закрытым еще занавесом). С богатой добычей возвращается в стан ханское войско. Со всех сторон сходятся половцы и, глядя в даль, ожидают прибытия отряда Гзака. Постепенно на сцену входит войско Гзака — с трубами, рогами, бубнами. Войны ведут с собой русских пленников. В конце шествия появляется на коне сам хан Гзак. Князь Игорь, Владимир Игоревич и русские пленники стоят в стороне и наблюдают. Хор половцев славит своих воинов: «Рать идет с победы. Слава нашей рати!»

Песня хана Кончака «Наш мечь нам дал победу» Навстречу Гзаку выходит Кончак и приветствует его своей песней («Наш меч дал нам победу»), в которой поет о победах половцев над русским войском и в частности о сожжении Путивля.

Речитатив, хор и сцена «Играйте, трубы» Он учиняет пир для половцев, а пленников приказывает крепко сторожить. Хор ханов с пением отправляется с Кончаком совет держать, что дальше делать: оставаться там, где они сейчас, или идти дальше на Русь.

Сцена «Ужель хан наш город взял?» Итак, князь Игорь и Владимир теперь узнали страшную правду: их город сожжен, а дети жены уведены в плен. «Чего ж мне ждать еще?» — восклицает Игорь. В этот момент перед ними проходит обоз с добычей и русскими пленными. Вид захваченной половцами добычи угнетает Игоря и Владимира. Обоз удаляется, русские пленники скрываются в шатрах.

Хор и пляска «Подобен солнцу князь Кончак» На сцене остается отряд сторожевых. Они хором славят Кончака («Подобен солнцу хан Кончак»), и предупреждают возможного беглеца: «Горе беглецу лихому! Стрелы золоченые, кони наши быстрые всегда его догонят во степи». По сцене проходит Овлур; он несет мешки с кумысом. Сторожевые пускаются в пляс. В конце концов, сначала падает один, потом второй, наконец, третий. К концу этого оркестрового номера на сцене темнеет; сторожевые засыпают.

Речитатив «Князь, скорей собирайся в путь» К шатру Игоря осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. На сей раз Игорь соглашается.

Трио «Владимир! Ужель все это правда?» В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет его остаться, не бросать ее. Князь Игорь поражен: «Владимир, сын! Что значит это? Зачем ты здесь, княжна? Аль в половецком полону сам половцем ты стал, и родину забыл?» Владимир терзается. Отец призывает его бежать с ним, Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан. Игорь бежит. Кончаковна несколько раз ударяет в било.

Финал «Князь Игорь ускакал» Со всех сторон сбегаются половцы. Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают коней в погоню за князем. Владимира же они хотят привязать к дереву. Кончаковна вступается за него. Половцы созывают ханов. На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана одобрение: «Вот молодец! Не даром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать (этот эпизод скомпонован А. Глазуновым). Ханы (их хор «Кончак, позволь нам речь держать») требуют казнить пленников. Но у Кончака другой план: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей». И он объявляет Владимира своим желанным зятем. И тут же он — коварный хан — объявляет, что «Идем на Русь! В поход на Русь!» Можно только догадываться, что творится в душе Владимира.

Действие IV

Плач Ярославны «Ах, плачу я, горько плачу я!» Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет («Ах, плачу я»). Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря.

Хор «Ох, не буйный ветер завывал» С песней проходит толпа поселян. Они поют — и это звучит как подлинная русская песня (поразительное мастерство композитора!) — «Ох, не буйный ветер завывал».

Речитатив Ярославны и дуэт с Игорем «Как уныло все кругом» Ярославна всматривается вдаль, глядит на разоренные окрестности («Как уныло все кругом»). Она видит, что кто-то едет. Это два всадника. В одном из них по одежде она узнает половца. Это пугает ее, ведь она понимает, что если половцы нагрянут, Путивля не отстоять. Но другой всадник «одет по-нашему и с виду не простой он ратник». Они приближаются все ближе, и вдруг она узнает Игоря. На скаку въезжает князь Игорь в сопровождении Овлура. Игорь спускается с коня и бросается к Ярославне. Овлур отходит с конями в сторону. Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны. Они счастливы встрече. Она спрашивает его, как он спасся? Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поет о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что кликнет клич и снова пойдет на хана («Я кликну клич из края в край»). Князь Игорь и Ярославна медленно идут к Детинцу.

Песня Гудошников, сцена и хор «Ты гуди, да ты гуди-играй» В этот момент появляются Ерошка и Скула; несколько хмельные, они играют и поют («Ты гуди, гуди, да ты гуди, гуди…»). Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они изумлены. Они тут же осознают, что им не поздоровится за их измену. Сев друг против друга, они думают, что им делать: бежать? Да ведь некуда. Вдруг Скуле приходит на ум хорошая мысль: звонить в колокол, созывать народ. Они берутся за веревки от колоколов и звонят набат. Со всех сторон сбегается народ. Все думают, что половцы подошли, потом понимают, что это они спьяну. Скоморохи кричат, что у них радостная весть: князь приехал. Тогда все думают, что речь идет о князе-крамольнике Галицком. С трудом им удается убедить, что вернулся князь Игорь Северский. В конце концов, за хорошую весть собравшиеся бояре прощают грехи Ерошки и Скулы.

Вместе с народом они приветствуют и славят князя Игоря: «Гуляй во здравье князя, князя батюшки родного». Старики и бояре проходят в детинец, отовсюду пребывают толпы народу. Входят женщины в нарядных платьях, из домов многие выносят хлеб да соль. Всеобщее ликование.

Примечания:

© Александр МАЙКАПАР