КСОшники занимают свое место в культуре

Педагогическое движение по созданию коллективного способа обучения представлено разными субъектами сферы образования: учеными, учителями-практиками, методистами, руководителями разных уровней. КСОдвижение возникло в Красноярске и получило популярность во всем крае и далеко за его пределами. Движение выступает за коренное изменение образовательной практики и педагогической науки, разрабатывает пути обеспечения качества и эффективности учебного процесса.

КСОдвижение становится и развивается, завоевывая очередные достижения. И одновременно каждому новому достижению сопутствует работа по определению и видению перспектив. Например, в настоящее время необходимы исследования в области педагогики понимания и педагогики мышления.

У КСОдвижения есть необходимость заявить о себе. Со своими разработками оно выходит на общественную экспертизу, выстраивает диалог с другими педагогическими направлениями, тем самым понимает место в культуре и осознает себя как движение масштабное, и кроме того, понимает, что необходимо делать внутри себя.

Так, с 11 по 13 ноября 2003 г. прошла общественно-педагогическая экспертиза КСОдвижения «Методологические подходы к решению проблем практики образования» в форме конференции. Название и форма неслучайны. С одной стороны, это рефлексивное понимание всей деятельности движения. А с другой, способ нахождения возможных путей дальнейшего развития.

Тема конференции — наиважнейшая и для Главного управления образования, поскольку его позиция: «Средства должны вкладываться в реальные дела, которые будут работать на краевое образование». Стратегия ГУО – поддерживать инициативы, выявлять и аккумулировать самое передовое и это тиражировать в массовой практике.

В работе конференции участвовало более 80 человек. Это представители разных регионов России и ближнего зарубежья: Красноярского края, Армении, Казахстана, Кемеровской области: педагоги школ, ученые, руководители разных уровней системы образования, препод аватели вузов. Кроме КСОшников были представители других направлений. Вел конференцию – член-корреспондент Академии социальных и педагогических наук России Манук Ашотович Мкртчян.

Темы докладов охватили широкий круг проблем, исследуемых КСОшниками:

  • технологические проблемы в образовательном процессе – «Место понятия «технология» в педагогике» (И.Г. Литвинская);
  • философские и методологические проблемы педагогики понимания – «Понимание как значимая составляющая методологической основы обучения» (М.В. Минова);
  • проблемы содержания образования – «Общие умения коммуникации как необходимый компонент содержания современного образования» (О.В. Запятая);
  • практические вопросы интеграции – «Проблематика интеграции в теории и практике образования» (Г.В. Клепец);
  • проблемы подготовки молодых специалистов – «Становление педагогической позиции в новой образовательной практике» (Т.Ф. Илларионова);
  • переподготовка кадров – «Университет непрерывного образования как форма подготовки педагогов к инновационной деятельности» (Н.Ф. Ильина)

Состояние научно-методологической школы деятельности оценивалось внутренними и внешними экспертами. Общие заседания чередовались с работой в группах: после каждого пленарного доклада работали экспертные группы, затем снова общее заседание – выступления экспертов со своими заключениями.

Внешние эксперты (ректор ИПКРО к.п.н. С.П. Аверин, декан факультета информатики КГПУ д.п.н. В.А. Адольф, зав.кафедрой психологии и педагогики СибГТУ д.п.н. В.В. Игнатова, декан факультета математики КГУ д.ф.-м.н. А.М. Кытманов, директор института информатизации социальных систем КГТУ к.ф.н. В.Т. Ковалевич, доцент КГТУ Л.В. Коловская, с.н.с. ИПКРО Г.М. Вебер) отметили:

  • КСОдвижение сильное, далеко продвинулось, в нем работают люди преданные, увлеченные этой идеей. Люди работают системно. В центре этого движения стоят идеологи, которые привлекли внимание многих людей из разных сфер. Движение развивается в лоне общей мировой тенденции, которая формируется уже в течение нескольких десятилетий: переход от передачи ученику готовых знаний к обучению самостоятельно добывать знания.
  • В докладах отражены исследования красноярских КСОшников и представлены направления предстоящих исследований.
  • Форма проведения конференции была достаточно необычной.

Результат конференции — появление новых форм, механизмов и способов экспертирования различных движений и течений, службы экспертов, за счет которых можно получить интеграционные наработки для продвижения образование в целом.