Молодая педагогика

Нам очень необходимо позитивное конструктивное отношение общества к образованию. Но не менее важным является весомость и влиятельность профессиональных объединений в системе образования. Иначе любые выкрутасы чиновников, будь то экспроприация сети ФЭП или внедрение бесплодных экспериментов типа 12-летки так и будут терзать еще не окрепшее тело молодой российской педагогики. Видеть, что за всем этим угроза не только живой педагогической мысли, но и судьбам самых достойный учителей в сфере образования — призвание профессиональных общественных объединений.

Говоря о развитии образования, мы порой забываем о том, откуда берутся наши идеи. Они появляются коллективно-распределенно в процессе совместной деятельности. И так просто определить автора, указав на конкретного человека, бывает практически невозможно. Впрочем, в этом и проявляется определенная сила образования. Так случилось в Красноярском крае с идеей создания клубов молодых педагогов. Началось все с августовских совещаний, где почти во всех районах края учителя не просто слушают помпезные выступления всяких начальников, но и обсуждают по группам и стараются разрешить разные наболевшие вопросы. Вот так сразу в нескольких районах и возникли группы: проблемы молодых педагогов. Инициатива была замечена в краевом управлении образования. Получилось так, что некоторые средства, реализуемые управлением как участником Соросовского мега-проекта «Развитие образования в России», стало можно использовать на поддержку новой молодежной педагогической организации.

Молодые, опытные…

Начинать районным организациям молодых учителей приходилось с малого.

В Ермаковском районе, что на юге Красноярского края, сначала не замахивались на большие социальные преобразования. Основной идеей организации молодых педагогов стала идея их профессионального роста. Она естественно поддерживалась районной методической службой и руководством муниципального управления образованием.

Но вот как-то группа молодых учителей решила навестить главу администрации района, рассказать о своих делах. Юля Сергеева — лидер местной организации, так представила молодых педагогов: мы такие-то, занимаемся собственным профессиональным ростом, ездим друг к другу в гости, ходим на уроки, их обсуждаем, разговариваем о педагогическом профессионализме. Всем нам вместе интересно, значит интересно и детям. Тема повышения педагогического профессионализма казалась весьма восприимчивой для социального слуха: действительно, молодым надо учиться. Представление о том, что после окончания той или иной ступени образования вновь полезно взяться за учебу — довольно ясно и понятно. Однако между делом разговор зашел о возможности создания жилищного кооператива для учителей. В ходе этого появилась идея, что привлекать молодых специалистов на село хорошо, вот только было бы здорово, чтобы при этом они могли преподавать не один предмет, а скажем два, педагогов-то не хватает. А значит, район может определенным образом стимулировать получение педагогами двух образований, в целом — получается экономия. Затем речь пошла о возможности выделения стипендий для учащихся, о создании льготной налоговой базы в районе, стимулирующей привлечение финансовых средств в образование. Завязались связи с депутатами. Попутно в районе появился Интернет, о молодых педагогах заговорили на местном телевидении. Сейчас ведется активное обсуждение развития перспектив района на основе туристического бизнеса. Дело в том, что в районе красивейшая природа, знаменитые горы Ергаки регулярно посещают иностранные альпинисты, а необходимой инфраструктуры, поддерживающей альпинизм нет. И где, как не в образовании можно подготовить людей, способных такие структуры создать и поддерживать их развитие?

Затем молодые педагоги нашли общий язык со сферой культуры, стали создавать информационный центр на базе районной библиотеки, подумывают над активным участием в краевой образовательной политике.

Фактически, организация молодых учителей стала не только обеспечивать рост профессионализма, но и подумывать над изменениями в самой педагогике. Идея сбора молодых педагогов переросла в практику создания молодой педагогики.

Одним словом путь — от образовательной проблематики к широким социальным проектам, а от них к содержанию образования становится одним из основных путей становления молодой педагогики.

Молодые учителя со всего Красноярского края собрались морозным декабрем в одном из пансионатов. Пригласили разных чиновников, успешных бизнесменов и просто интересных людей пообсуждать и попроектировать будущую деятельность своей организации.

Главное, что удалось понять — это то, что молодой педагог — не октябренок, который будущий пионер. То есть не будущий лидер профсоюза, борец за права отживающего свое традиционного образования. Молодая педагогика диктует новый подход к образовательной действительности. Он связан с созданием конструктивных проектов преобразования школьной жизни, с выращивание ростков молодой педагогики, претендующих на прорастание через асфальт педагогического традиционализма.

А традиционализм не прост, его с маху не возьмешь. Для меня было удивительным, что предметом пристального проектного внимания молодых учителей стало педагогическое образование. То ли еще сильна тяга к недавно законченному педагогическому институту, то ли действительно есть желание конструктивного диалога с ним.

Так вот и задумались бывшие выпускники — а может как-то можно содействовать развитию педагогического образования? Ну, например, предложить совместно проектировать студенческую практику, мастерские педагогов на факультетах. Как считает Полина Акулич — лидер Дивногорской группы молодых учителей, если знание, которое получает студент, не будет сопровождаться практикой, то в будущем он не сможет ни заинтересовать своих учеников, ни просто конструктивно воспринимать свою собственную педагогическую работу. Кроме того, этому будет способствовать инициатива учителей центральной группы территорий Красноярского края. Они предложили учителям обмениваться видеокассетами с записями уроков, творческих дел, анализировать работу друг друга.

Другая тема для проектов — информатизация. Давно обсуждается идея о выделении для образования спутникового канала. Это бы позволило при поставке соответствующего оборудования оснастить даже отдаленную сельскую школу информационными каналами системы Интернет. Однако пока никто на местах не проектирует эту работу, вероятно просто не верят, что такое возможно. Молодые педагоги решили поверить и создать такой проект.

Были и другие проекты — организация целостных образовательных программ с вовлечением детей в решение социальных задач села, предоставление им работы в период летних каникул; создание условий для того, чтобы школа могла зарабатывать деньги; содействие развитию замечательной краевой детской газеты «Аттестат зрелости».

«И горе мне, если впал я в безмолвие…»

Однако у ассоциации молодых педагогов помимо проектной работы обозначилась и еще одна задача. Она обусловлена тем, что проблематика, с которой сталкиваются учителя, порой бывает весьма сложной для преодоления даже посредством создания и реализации проектов. Иногда нужно просто грамотно выразить те или иные представления, настроения, тревоги, касающиеся образования. И чьего-то одного мнения не достаточно. Нужна общественная организация, способная внятно заявить о чем-либо, ясно сказать о проблематике.

Ну, например, существующие механизмы аттестации педагогических кадров таковы, что выпускник вуза, будучи даже очень талантливым педагогом, не может без должного педагогического стажа получить высокий разряд. И это является своеобразным препятствием на пути молодых учителей в школу. Или, например, как не анализируй какую-либо педагогическую технологию — в любом случае базовым препятствием ее развития становится учебный предмет как устаревший способ оформления содержания образования. О новом способе с маху не договоришься. Тут ни один активный чиновник — будь это хоть сам министр, не поможет. Вот и приходится долго и кропотливо обсуждать по крупицам собирающуюся молодую педагогику. Кстати, про частички новой образовательной практики молодые учителя не только знают, но и используют. Где популярны коллективные формы работы, где интеграция в содержании образования, а где вовлечение учеников в проектирование. Говорить обо всем этом доступным языком — благое дело любого профессионального педагогического объединения. Неясно также как выйти на конструирование новых индикаторов оценки системы образования. Опыт педагогической молодежи показывает, что только с участием широкого социального окружения можно говорить о конкретизации индикаторов оценки качества образования. Новые индикаторы могут возникать из конкретики социальных проектов. И говорить об этих проектах — о деятельности попечителей, о спонсорстве, об участии детей в решении проблем села — тоже задачка для профессионального молодого педагогического объединения.

Один китайский мудрец говорил: «Существа и растения, рождаясь, нежны и мягки: погибая, сухи и жестки. Твердое и жесткое — то, что погибнет. Нежное и мягкое — то, что начинает жить. Мощное войско не победит. Крепкое дерево не выстоит. Сильное и жесткое уступают мягкому и слабому». Возможно, это верно и для молодой педагогики.

* * *

Покинув сбор молодых учителей, я позднее узнал, что они сменили название и внесли существенные изменения в положение об ассоциации. Теперь их объединение называется «Свежий ветер» и не ограничивает возрастные рамки всех своих участников. А что, вдруг Свежий ветер действительно принесет Молодую педагогику? Поживем — увидим.