Проект ГУО администрации Красноярского края

Тема:

Создание и реализация модели государственно-общественного управления в региональной системе образования, ее распространение средствами переподготовки и повышения квалификации.

1

Почему этот проект необходим?

Необходимость проекта обусловлена анализом ключевых параметров региональной образовательной системы.

Параметр 1. «Социально-экономическая ситуация, оказывающая влияние на положение дел в краевой системе образования».

Система образования Красноярского края включает в себя 1582 школы, 179 учреждений дополнительного образования, 1102 детских дошкольных учреждения. В системе образования обучается более 450000 учащихся, работают более 30000 педагогов.

Красноярский край среди территорий Российской федерации в экономическом плане является донором.

Основные моменты социально-экономической ситуации региона зафиксированы в Федеральной целевой программе социально-экономического развития Красноярского края на период до 2005 года, ежегодных Программах действий администрации Красноярского края по социально-экономическому развитию края и в адекватной данным программам региональной программе развития образования. В настоящее время разрабатывается концепция социально-экономического развития края на период до 2010 г. В данных документах обозначаются ключевые моменты для краевой образовательной политики.

В качестве своеобразного заказа к системе образования зафиксированы два существенных направления развития экономики края:

  • сырьевая ориентация и специализация на добыче ресурсов и их переработке (электроэнергетика, химия и нефтехимия, черная и цветная металлургия, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов);

  • структурная перестройка экономики за счет реорганизации машиностроения, конверсии, поддержки малого бизнеса в различных формах, использования передовых наукоемких технологий. Это предполагает достаточно масштабное привлечение инвестиций, создание положительного инвестиционного климата, изменение технологий производства, особый запрос к кадровому потенциалу края. В структуре администрации края создан Комитет по инвестициям и инновационной деятельности. Проводится ряд конкурсов по привлечению инвестиций в экономику края.

Для развития первого направления в крае сохраняется уровень достижений имеющихся в образовании в части уровня предметной обученности учащихся.

Существенным для второго направления является то, что в рамках данного направления необходимо проектировать систему образования как долгосрочный инвестиционный проект. Это подтверждается тем, что естественные изменения образовательной практики все боле направлены на изменение качества образования в зависимости от потребностей местного сообщества, от перспективных представлений о будущей социально-экономической жизни края.

В регионе действует практика создания и реализации общекраевых целевых программ по ряду направлений социально-экономической жизни края, предполагающих позитивные изменения в системе краевого образования и носящих, как правило, межведомственный характер.

На протяжении последних пяти лет в крае активно обсуждается и в ряде территорий имеется задел реализации практики увеличения общественной значимости школ, что позволяет проектировать систему образования как организующее начало всей социальной жизни той или иной территории, местного сообщества. Особенно это актуально для сельских школ.

Не смотря на имеющиеся позитивные управленческие заделы, образование остается достаточно изолированной сферой в социально-экономической и культурной жизни края.

Хотя практика привлечения дополнительных финансовых средств на образование имеет место, она еще достаточно слабо представлена в деятельности основной массы образовательных учреждений края. Не решен вопрос влияния общественности не только на финансовые, но и на другие аспекты деятельности образовательных учреждений (содержание образования, кадровое, нормативно-правовое обеспечение и т.д.). У директоров образовательных учреждений отсутствуют необходимые знания и управленческие навыки для проведения такой работы.

Параметр 2. «Нормативно-правовое обеспечение краевой системы образования».

Более 100 законодательных и нормативно-правовых документов краевой законодательной и нормативно-правовой базы затрагивают некоторые аспекты деятельности образовательных учреждений края. Среди них краевой норматив финансирования бесплатного общего образования, нормативы расчета стоимости дополнительных платных образовательных услуг, Система льготного обеспечения работников образования жильем, методической литературой и т.д.

Основным законодательным документом, закрепляющим приоритетность образования в социально-культурной жизни края, является краевой закон «Об образовании» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 — выдержки).

Существенно и то, что законодательно предусмотрено изменение закона «Об образовании» в зависимости от проблем практики краевого образования, специфики идеологии и программных представлений Краевой программы развития образования.

Кроме того, законодательным собранием края и администрацией приняты такие значимые для системы образования нормативно-правовые акты как «О защите прав ребенка», «О мерах по защите прав несовершеннолетних», «Об охране общественной нравственности».

Вместе с этим имеются явные трудности, связанные с отсутствием достаточно разработанной нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность попечительских советов школ, общественных объединений, появляющихся новых механизмов финансирования деятельности образовательных учреждений.

Становится необходимой разработка нормативно-правовой базы, способствующей привлечению дополнительных финансовых и других ресурсов в систему образования.

Особую актуальность приобретает необходимость организации повышения квалификации работников образования в части их юридической грамотности.

Параметр 3. «Кадровое обеспечение системы образования».

В Красноярском крае создана уникальная система подготовки и переподготовки педагогических кадров, охватывающая практически все современные педагогические специальности, что позволяет обеспечивать подготовку кадров по всем значимым направлениям педагогической работы. Высшее педагогическое образование можно получить на факультетах Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ), Красноярского государственного университета (КГУ) (в том числе на Психолого-педагогическом факультете), Лесосибирского педагогического института. Действует система многоуровневой подготовки кадров в рамках договоров КГПУ и краевых педагогических колледжей.

В крае действует ряд высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку по всем основных направлениям социально-экономической и культурной жизни края. Среди них Красноярский институт искусств, Инженерно-строительная академия, Технологический университет, Институт цветных металлов, Аграрный университет, Аэрокосмическая академия.

Повышение квалификации осуществляется в основном силами Краевого Центра развития образования, Краевого института повышения квалификации педагогических кадров, факультета повышения квалификации при КГПУ. Центр развития образования, работая в проектно-программном подходе, осуществляет координацию общих сборов руководителей территориальных органов управления образованием, заведующих муниципальными методическими службами. Это позволяет проектировать и осуществлять не только функционирование, но и развитие муниципальных систем образования.

Последнее время приобретает значимость проектно-программный подход в управлении, основанный на партнерстве всех субъектов, участвующих в образовательной деятельности. Это является существенной спецификой содержания образования при подготовке и переподготовке педагогических кадров Красноярского края.

Здесь мы исходим из следующих представлений непрерывного образования:

Обязательность образования постепенно будет предъявляться ко всему периоду жизни человека, образовательные цели и программы будут максимально индивидуализироваться, а образовательные процессы все больше и больше будут проявлять свою коллективно-распределенную природу.

Благодаря так осуществляемой кадровой политике, Краевой социологической лабораторией Красноярского педагогического колледжа № 1 при обследовании педагогов, регулярно повышающих свою квалификацию, получен ряд позитивных данных (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Среди педагогов края складывается представление о повышении квалификации и переподготовке как элементе собственной социальной защиты, возможности гибко реагировать на запросы социокультурной среды. А умение работать в команде становится необходимой составляющей многих образовательных мероприятий в крае.

Вместе с этим, в силу значительной географической протяженности края (более 3000 км. с севера на юг), большого числа сельских территорий (70%), основная масса педагогов остается за пределами имеющей позитивные заделы системы повышения квалификации. Особенно это касается сельских школ, для которых нужны специальные программы подготовки и повышения квалификации. Учителя и директора сельских школ имеют значительно меньше возможностей повышения квалификации по сравнению с учителями и директорами городских территорий. Это свидетельствует о вынужденности системных изменений в практике повышения квалификации педагогов края.

Система дистанционного образования, проектируемая и реализуемая в крае, из-за низкого финансирования и технического оснащения остается большей частью слабо реализуемой.