Триз-педагогика

Современная школа в стремлении к новому качеству образования ведёт поиски во многих направлениях, поэтому сейчас немало различных педагогических инноваций. Согласно универсальным законам развития систем такое разделение прежде единой школы на множество различных вариантов закономерно и естественно. Но также закономерна и естественна дальнейшая интеграция этих вариантов. Для этого уже сложились предпосылки. Что касается КСО, то новая созданная организация учебного процесса требует и новых методик, именно тогда можно достичь существенного повышения качества учебного процесса. В качестве одной из таких новых методик может использоваться ТРИЗ-педагогика.

Многие практические учителя, впервые услышав слово «ТРИЗ-педагогика», вспоминают, что когда-то они слышали слово «ТРИЗ», обозначающее «теория решения изобретательских задач». И часто у них возникает представление, что основанная на ТРИЗ педагогическая система может применяться только на уроках физики, на внеклассных занятиях по техническому творчеству, в специализированных предметах лицеев и гимназий, ориентированных на поступление в технические ВУЗы.

Однако на самом деле ТРИЗ-педагогика – это универсальная методика, успешно применяемая на уроках по любым предметам, в дошкольных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в молодёжном научном (а не только в техническом) и художественном творчестве. Появление полвека назад науки ТРИЗ, созданной российским учёным Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926-1998), было вызвано растущей потребностью человечества в людях, способных решать проблемные задачи. В прошлые века и тысячелетия, когда темпы развития цивилизации были гораздо более медленными, человечеству для решения его проблем хватало (конечно, относительно) тех талантливых людей, чьи способности формировались сами, без специальной помощи. Однако уже в конце 19 – начале 20 века бизнесмены, государственные деятели, учёные осознали необходимость создания специальных методов, повышающих возможности людей к решению проблемных задач, генерации новых сильных идей. И такие методы появились: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ и др. Хотя задача создания таких методов была сформулирована ещё в Древней Греции, откуда происходит термин «эвристика» – наука о сильном талантливом мышлении. ТРИЗ-педагогика, применяемая в научных обществах учащихся, позволяет им выполнять научные работы, занимающие самые высокие места на местных и Российских конференциях, конкурсах и выставках молодёжного научного творчества, поступать без экзаменов в ведущие вузы России, получать рекомендации к участию в международных молодёжных научных форумах.

В работе с одарённым детьми ТРИЗ-педагогика – единственная система, актуализирующая одарённость, т.е. переводящая учащихся из состояния потенциальной одарённости (в терминологии «Рабочей концепции одарённости»).

Основные концептуальные положения ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики можно сформулировать следующим образом:

  • Всякое решение проблемной задачи есть акт развития некоторой системы.

  • Развитие, согласно диалектике Гегеля, идёт путём преодоления противоречий.

  • Следовательно, если есть проблемная задача, необходимо найти в ней противоречие и устранить его.

Для устранения противоречий в ТРИЗ разработаны классификация противоречий, законы существования и развития систем, принципы, приёмы, стандарты и алгоритмы, которые обеспечивают высокую вероятность получения эффективного решения задачи.

Последовательное применение ТРИЗ-педагогики приводит к тому, что часто на обычных уроках учащиеся создают новые идеи, которые могут с успехом быть представлены на школьных научных конференциях. Повышается уровень школьных конференций, так как на них становится меньше реферативных работ и больше работ, содержащих собственные мысли авторов. Не случайно ряд учителей, прошедших обучение в лаборатории ТРИЗ-педагогики, стали руководителями научных работ школьников, занимавших призовые места на Российских научных конференциях учащихся, получавших направления на ведущие молодёжные научные форумы, отмеченных Молодёжными Премиями г. Красноярска и края, оформляемых как заявки на изобретения.

ТРИЗ-педагогика может существенно содействовать развитию КСО при совместном применении с ним. В том числе, она помогает реализовать сформулированный профессором В.К. Дьяченко принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний (новых идей), создаваемых на уроках самими учащимися. ТРИЗ-педагогика переводит на новый уровень сам процесс общения учащихся, так как они общаются в связи с созданием новых идей. В процессе создания новых идей оказываются равными перед проблемами и учителя , и ученики разных классов, таким образом усиливается мотивация к общению, основа для общения в разновозрастных группах. ТРИЗ позволяет описывать и проектировать развитие организации учебного процесса как системы. Например, при появлении идеи работы в парах был применён (интуитивно) закон перехода в бисистему, в парах сменного состава – принцип динамизации. Последовательное применение законов развития систем позволяет строить новые эффективные формы организации учебного процесса.

Лаборатория ТРИЗ-педагогики обеспечивает преподавание ТРИЗ в летних профильных школах для учащихся, в том числе на Российских профессиональных сменах «Шаг в будущее», в ВЦД «Орлёнок», на Сибирских и Красноярских краевых профессиональных сменах « Шаг в будущее».

Желающие изучить систему ТРИЗ-педагогика, применять её совместно с КСО могут пройти обучение в лаборатории ТРИЗ-педагогики ИПК РО. Курс обучения состоит из 6 очных сессий, по 3 в течение учебного года, и заканчивается подготовкой и защитой выпускной творческой работы. В результате слушатели получат подготовку, позволяющую разрабатывать уроки и циклы уроков по своим предметам, внеклассные занятия, руководить научными студиями учащихся.